Школа по концессии что это

Строительство школ по концессии: в чем выгода инвесторов и Сбербанка?

Лента новостей

Все новости »

В России нашли новый способ решить проблему нехватки учебных учреждений. Их предлагается строить по концессии. Застройщику предлагается вложить 30% стоимости проекта, на оставшиеся 70% ему выделят кредит

Новые школы в России хотят строить по концессии. Так предполагается решить проблему их нехватки. Инвесторам предложат вложить в строительство школ 30% стоимости проекта. На оставшиеся 70% Сбербанк выделит застройщику кредит, а залогом будет право на концессию — дальнейшее использование объекта с возможностью получения коммерческой выгоды. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на представителей Сбербанка и двоих не названных банкиров.

Похожую схему применяют в строительстве дорог. Но на последних можно заработать, сделав участки дороги платными. Здания школ коммерческого использования не предполагают. Поэтому государство будет в дальнейшем компенсировать расходы инвестора на строительство школы — выплачивать фиксированную сумму из бюджета.

Правда, в какие сроки застройщик получит компенсацию, пока неясно, говорит генеральный директор ассоциации «Мегапир», председатель Комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Торгово-промышленной палаты РФ Александр Каньшин:

— Реализация подобных проектов инфраструктурных с использованием коробочной концессии это хорошая, правильная и логичная попытка перенять западный опыт. На Западе уже достаточно давно сложилась практика, когда государство, инвестор и банк договариваются о том, что будет реализовываться девелоперский проект по строительству каких-то районов, микрорайонов. И кредит на строительство инфраструктуры, в частности детских садов, школ будет выдаваться банком. При этом государство, по заранее оговоренному графику в последующем затраты инвестора на строительство инфраструктуры, будет погашать за счет налогов, которые будут идти от этого микрорайона, от конгломерата, скажем так, жилищного. Попытка применить этот инструмент аналогичная и правильная. Другое дело, что здесь возникает ряд проблем. В Сургуте пробуют применять подобные схемы. Инвестор, у него нет четкой картины, в какие сроки он вернет свои средства от строительства детского сада и школы. Нет сложившейся четкой практики, нет сложившейся программы, механизма возврата.

— Как можно в дальнейшем школы использовать по концессии? Можно как-то заработать? Если нет, в чем тогда смысл?

— Как раз-таки школа и детский сад — это не те объекты, на которых можно заработать. Это сделать можно за счет эксплуатации микрорайона, тем самым покрыть вот эти расходы. Обычно концессионная схема предусматривает, что часть средств возвращает государство от налогов. Части налогов, которые идут от этого микрорайона.

Сбербанк также еще не определился со ставкой для кредитов под концессионное строительство школ. Но выглядит достаточно привлекательно для всех трех сторон. И, прежде всего, для банка, говорит главный редактор банковского портала Finnews.ru, финансовый аналитик Владимир Шевченко.

Владимир Шевченко главный редактор банковского портала Finnews.ru, финансовый аналитик «Но если в бюджете заложена еще сумма на компенсацию расходов по процентам, то строительной организации все равно. Если заложено, то он все получит — свой фронт работ, займет своих рабочих, иначе это бессмысленно. То есть получается, нагрузку несет бюджет. Процентные платежи кто-то должен заплатить Сбербанку, чтобы ему стало выгодно. Единственный, кто может заплатить, — это бюджет. У строителей же, мягко говоря, спрос-то потихоньку обнуляется, их нужно занять чем-то. Вот придумали в Москве, чтобы строители не разбежались и не разорились, занять их реновацией. Сейчас займут еще школами, чтобы пережить трудные времена. И школы получат, и Сбербанк заработает, и строители не разорятся — прекрасная схема. Выигрывают все. Государство получает школы, строители — подряд, занимают сами себя, а Сбербанк — проценты по кредиту. Народ получает образовательные учреждения.

Запрос от инвесторов уже есть на 12 таких проектов общей стоимостью 12 млрд рублей, говорят представители Сбербанка. В схеме заинтересованы и региональные власти. В Ханты-Мансийском автономном округе в инвестиционную программу включено более 50 школ, в Новосибирской и Свердловской областях — по четыре и шесть пилотных проектов соответственно.

Источник

Строим школы по концессии. Кабала или благо?

ilinka

7 августа 2019 года в Москве зарегистрировано ООО «Первая концессионная компания «Просвещение» – дочернее предприятие ООО «Просвещение». Месяц спустя, 11 сентября, пресс-служба правительства Нижегородской области анонсировала заключение концессионного соглашения для строительства образовательного центра – комплекса на 4 тыс. 550 мест, состоящего из трех учебных корпусов в Нижнем Новгороде и центра дополнительного образования в г.о.г. Бор. В распространенном пресс-релизе указывалось, что автором концепции центра выступает ГК «Просвещение» при участии министерства имущественных и земельных отношений и министерства образования, науки и молодежной политики региона.

«Это первая частная инициатива в сфере образования на основе концессии, которая поступила в наш регион, где частный инвестор вкладывает свои средства в образовательный проект. Мы всячески будем поддерживать его реализацию», – цитировала пресс-служба министра имущественных и земельных отношений Сергея Баринова.

«Новый проект станет консолидирующим для жителей Нижегородской области. В основе концепции легла идея школы полного дня, где дети могут быть заняты с утра до самого вечера. Подготовленная программа обеспечит школьников индивидуальными образовательными маршрутами, даст доступ к возможностям современной предпрофессиональной подготовки и дополнительного образования. Плановый объем инвестиций в проект составит почти семь миллиардов рублей», – заявил в свою очередь вице-президент ГК «Просвещение» Алексей Шаповалов.

22 января 2020 года было объявлено о подписании вышеописанного соглашения.

«Такого в Нижнем Новгороде не было никогда. В стране таких концессий тоже нет. Это прорыв в этой сфере», – выразил уверенность губернатор Глеб Никитин.

Однако помимо пафосной риторики в публичном доступе оценка эффективности данного соглашения на сайте правительства обнародована не была. Детали соглашения широкой публике не раскрывались, как это происходит с концессиями в Нижегородской области всегда. Пришлось задавать региональному правительству вопросы, уточняя и проверяя неофициальную информацию.

Удалось узнать, что фактически четыре объекта (три школы на 1500 и 1100 мест плюс центр дополнительного образования, в который планируется переоборудовать лагерь отдыха) стоимостью 6 млрд 136 млн руб. обойдутся бюджету за 15 лет, что будет действовать соглашение, более чем в 13 млрд руб. – в такую сумму оценивается «гарантированная выручка» концессионера. При этом собственных средств тот не вкладывает.

Согласно приложениям к проекту концессионного соглашения, копия которых есть в распоряжении «Козы», Нижегородская область взяла на себя следующе финансовые обязательства. Во-первых, выплатить концессионеру капитальный грант в размере 2 млрд 27 млн руб. – в целях возмещения до ввода в эксплуатацию части затрат на проектирование, строительство и оснащение объектов. Кроме того, предусмотрены так называемый «инвестиционный платеж» в размере 4 млрд 109 млн руб. – в целях возмещения после ввода в эксплуатацию объектов фактических затрат концессионера, а также возмещение затрат на уплату процентов по договору займа в размере 3 млрд 635 млн руб. Плюс 840 млн 632 тыс. – ежегодный платеж бюджета концессионеру. И даже – возмещение «недополученных доходов концессионера» в размере не менее 477 млн 60 тыс. руб. (при необходимости).

Почему бы правительству Нижегородской области не взять кредит – хотя бы те же 2 млрд руб., которые оно должно выплатить концессионеру до 2021 года, чтобы министерство образования могло стать заказчиком строительства школы без участия ГК «Просвещение», спросила «Коза». В министерстве имущества, отвечая на запрос, пояснили, что, если брать кредит на строительство школ, возникает три якобы проблемных аспекта. Первое: произойдет удорожание строительства более чем на один млрд руб. в связи с необходимостью выплаты НДС. Второе: ежегодные выплаты процентов составят более 750 млн руб. (при ставке 7%). И третье: федеральный закон о контрактной системе диктует, что средства должны быть привлечены уже в 2020 году.

«Это серьёзная нагрузка на бюджет региона», – подчеркнули в министерстве.

Между тем доктор экономических наук, магистр юриспруденции и специалист по закупкам Анатолий Вифлеемский назвал кабалой для нижегородцев именно концессионное соглашение. Он обратил внимание на совсем свежую закупку – строительство школы на 1500 мест в Богородском районе. Начальная (максимальная) цена контракта указана в размере чуть более 751 млн руб. По информации министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области, в 2019 году снижение начальной цены контрактов по результатам проведенных торгов составило в среднем 8,8 % (по состоявшимся торгам). Таким образом, оценочная стоимость строительства школы на 1500 мест не превышает 700 млн руб. Следовательно, три школы на 4 тыс. 100 мест будут стоить бюджету не дороже 2 млрд руб. – это как раз размер капитального гранта, который требуется выплатить по концессионному соглашению из регионального бюджета в 2020 и 2021 годах.

«Таким образом, концессионное соглашение влечет за собой прямые убытки Нижегородской области в размере 11,5 миллиардов рублей, которые Нижегородская область заплатит, получив три школы, – отмечает господин Вифлеемский. – При этом на эту сумму можно было бы построить еще 18 школ. Вместо этого 11,5 миллиардов рублей становятся выручкой «инвестора»».

По мнению собеседника «Козы», следует также говорить о юридической ничтожности заключенного соглашения. Так, правовым основанием для его заключения является закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», согласно которому не допускается полное возмещение затрат концессионера на строительство за его счет.

«Законодателем императивно закреплено две возможных модели финансирования создания имущества, являющегося объектом концессионного соглашения: полностью за счет концессионера или за счет концессионера при частичном финансировании концедентом. То есть закон о концессионных соглашениях не допускает финансирование создания имущества, являющегося объектом концессионного соглашения, полностью за счет бюджета. Между тем заключенное концессионное соглашение предусматривает возмещение затрат концессионера на создание (реконструкцию) и эксплуатацию объекта концессионного соглашения в полном объеме за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации», – обращает внимание он, добавляя, что в силу статьи 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.

Еще один аналитик, на условиях анонимности комментируя соглашение правительства с ООО «Первая концессионная компания «Просвещение», назвал его аферой. Но красивой.

Справка

19 июля 2017 года газета «Ведомости» сообщила, что из состава акционеров компании «Просвещение» вышел миллиардер Аркадий Ротенберг – некогда государственное издательство было приватизировано в 2012 года и планировало провести IPO. Однако Аркадий Ротенберг находится под санкциями США, что могло создать проблемы.

Издательство «Просвещение» – крупнейший игрок на рынке учебной литературы. В 2016 году его выручка выросла на 15% – до 12,7 млрд руб., чистая прибыль – на 30% до 4,4 млрд руб. Большую часть выручки получает от госконтрактов, в частности от закупок школами учебников издательства, входящих в единый федеральный перечень учебников.

Поддержите наше СМИ любой посильной для вас суммой – один раз, или оформив подписку с помощью онлайн-кассы. Став подписчиком KozaPress, вы будете поддерживать стабильную работу издания, внося личный вклад в защиту свободы слова.

Источник

«Большая перемена»: ВЭБ.РФ позвали в школы Татарстана с концессией

Новая структура госкорпорации — «ПроШкола» — поможет построить в Татарстане 14 школ стоимостью 23 млрд рублей

Татарстан попробует справиться с острой нехваткой общеобразовательных школ в крупных городах при помощи механизма государственно-частного партнерства с ВЭБ.РФ и «Сбером». Как стало известно «Реальному времени», Министерство образования и науки РТ подало заявку на прохождение в конкурсном отборе Минпросвещения РФ на строительство 14 новых школ. Если заявка будет одобрена, правительство Татарстана сможет растянуть бюджетные расходы на строительство новых образовательных учреждений на 15-летний срок. Объем необходимых инвестиций оценивается почти в 23 млрд рублей.

Бум школьного строительства

Правительство Татарстана нашло нестандартный способ преодоления дефицита общеобразовательных учреждений в крупных городах республики. Министерство образования и науки РТ решило пойти по пути заключения концессионных соглашений с федеральным оператором «ПроШкола» (миноритарным акционером является ВЭБ.РФ).

— Сейчас мы подали заявку на строительство 14 школ за счет новой формы концессионного соглашения. Концессионером выступит федеральный оператор «ПроШкола»», — подтвердил информацию «Реальному времени» источник, близкий к правительству республики.

По его словам, механизм государственно-частного партнерства даст шанс не отставать с вводом образовательной инфраструктуры в условиях нарастающего количества детей, идущих в школу. И это отчасти разгрузит переполненные школы в больших городах.

f741aed94265cdd4.lazyМинистерство образования и науки РТ решило пойти на пути заключения концессионных соглашений с федеральным оператором «ПроШкола» (миноритарным акционером является ВЭБ.РФ). Фото: вэб.рф

— Образовательная инфраструктура испытывает демографический шок. Особенно в начальных классах Казани, где учатся по 30—35 детей, — рассказывает собеседник «Реального времени». — Конечно, есть немало федеральных госпрограмм по строительству школ, но все равно большой объем капитальных вложений республике приходится брать себя. К примеру, в этом году было построено и введено в эксплуатацию семь новых общеобразовательных школ (еще две в процессе завершения строительства). Однако федеральное софинансирование было выделено только по двум школам.

По некоторым оценкам, из республиканского бюджета пришлось экстренно выделять около 10 млрд рублей.

— Действительно, ВЭБ.РФ вместе с оператором «ПроШкола» принимает участие в переговорах с правительством Татарстана, Минстроем и Минобразования республики относительно потенциальных проектов создания школьных объектов на территории республики, — подтвердили информацию «Реальному времени» в пресс-службе ВЭБ.РФ. — В республике высокая потребность создания новых школ. Мы уверены, что при тщательной проработке проекта «ПроШкола» обеспечит их подготовку к следующему отбору, который проводит Минпросвещения РФ.

ВЭБ.РФ пропишут в пригороде Казани?

В каких именно городах республики и в какие сроки планируется строить «концессионные» школы до завершения переговоров информация не раскрывается. Но тут, что называется, к гадалке не ходи. Острейший дефицит школьных мест испытывают микрорайоны новой застройки в Казани и ее пригородные территории.

— Заявку нужно детально проработать, выйти на конкурсный отбор Минпросвещения РФ, после чего предстоит заключить концессионные соглашения, — поясняет причину секретности собеседник «Реального времени».

747867f614e08b92.lazyОжидается, что федеральный оператор «ПроШкола» построит и оснастит школы за счет собственных и заемных средств крупных частных инвесторов. Фото: kzn.ru

Ожидается, что федеральный оператор «ПроШкола» построит и оснастит школы за счет собственных и заемных средств крупных частных инвесторов — ВЭБ.РФ и Сбербанка. Как говорится на сайте оператора, концессия рассчитана на 15 лет, то есть школы-новостройки переходят в его владение на весь этот срок. Стандартные условия соглашений предусматривают, что регион-концедент должен возместить затраты на строительство и эксплуатацию школ, а федеральный бюджет направит ему субсидию на покрытие этих затрат.

Какие именно финансовые параметры закладываются между тремя участниками проекта, пока также неясно. Но очевидно, что расходы на содержание концессионных школ будут включены в норматив содержания общеобразовательных учреждений Татарстана (в него входят затраты на содержание здания и коммунальные платежи), которые подлежат согласованию с парламентом республики.

Депутаты Госсовета о загруженности школ: скоро букв в алфавите не хватит

Пока значения этих нормативов не выносились на публичное обсуждение парламентариев, но еще есть достаточно времени до конца года. Пока же Министерство образования РТ обнародовало другую составляющую «школьных бюджетов» — нормативы на содержание школьников. Накануне члены бюджетного комитета Госсовета РТ одобрили индексацию нормативов финансового обеспечения детей в школах и детских садах. Расходы были проиндексированы в пределах инфляции — с ростом на 5%. Так, норматив на одного ученика городской общеобразовательной школы составит от 48 до 54 тысяч рублей в год (без питания), а сельской — от 67 до 73 тысяч рублей.

— Скажите по-простому, что-то будет меняться в нормативах на 2022 год? Чем они будут отличаться от нормативов на 2019/2021 годы?, — настойчиво интересовался глава бюджетного комитета Леонид Якунин, — Только индексация в 5%, и все?

ff3f5b9bb80a4395.lazyНакануне члены бюджетного комитета Госсовета РТ одобрили индексацию нормативов финансового обеспечения детей в школах и детских садах. Фото: gossov.tatarstan.ru

— Проблема с местами в школах так остро стоит, — поднял наболевший вопрос депутат Госсовета РТ Фадбир Сафин. — Знаю, что в школе в ЖК «Соловьиная роща» на первые классы скоро букв алфавита не хватит. Сейчас первые классы работают в две смены, так как очень стесненные условия. По 30—35 человек в классе!

В ответ руководство Министерства образования и науки РТ объяснило, что в этом году количество школьников выросло на 17,8 тыс. человек и «демографический фактор» продолжает перегружать систему образования.

— К сожалению, это связано с переездом семей в крупные города. И возникает перегрузка во всех школах крупных городов. Конечно, нужно успевать строить новые школы. Но вопрос одним годом не решить. Строительство одной школы обходится в 1,6 млрд рублей. Для этого нужно, чтобы создалась такая демографическая ситуация. Без нее нет оснований строить школу, — отметили в руководстве Министерства образования и науки РТ.

Источник

Драмкружок от инвестора

111 d 850

Не хватает 40 миллиардов

И это далеко не метафора для районов комплексной застройки. Резкий разрыв между объемами ввода жилья и соцобъектов практически привел к коллапсу. К примеру, в школе № 181 Екатеринбурга при проектной мощности 800 мест учатся 1600 детей, вместо 160 первоклассников набрали 600. В целом в этом году в 41-м учебном заведении города количество желающих отдать ребенка в первый класс превысило количество мест.

Причем кривая спроса распределяется неравномерно между микрорайонами, не только между старыми и новыми, но и между новостройками. Так, Юг Центра уже практически не имеет свободной земли, поэтому там не ждут демографического взрыва. А вот Академический растет как на дрожжах: к 2035 году количество школьников здесь увеличится в 2,5 раза: с девяти до 26 тысяч.

Сегодня в Екатеринбурге возводится и реконструируется 5-6 учебных заведений. Беспрецедентно, уверяют чиновники: раньше сдавали по 2-3 школы в год. Но, чтобы полностью решить проблему дефицита и всех ребят перевести в первую смену, необходимо к 2035 году создать дополнительно 134 тысячи мест. В ближайшей перспективе собираются построить 22 школы на 18 тысяч мест, учреждения еще на 10 тысяч мест проектируются. Планы до 2025-го, по словам мэра Александра Высокинского, сверстаны исходя из возможностей местного бюджета. Чтобы строить больше и быстрее, не хватает 30-40 миллиардов рублей, нужно привлекать средства областной или федеральной казны.

Именно по такой схеме, к примеру, реконструировали школу № 1 на Верх-Исетском бульваре. При общей стоимости объекта 740,8 миллиона рублей 630 миллионов выделил регион. Строго говоря, здание не восстанавливали, а просто снесли и построили с нуля.

Прежнее, рассчитанное всего на 400 человек, работало с 1938 года. Новое на 1,2 тысячи учеников создали с применением информационного моделирования: в 3D-модели «прорисовали» все детали, от каркаса до коммуникаций.

Шефство в нагрузку

Вот только, как показывает практика, с ГЧП в этой сфере пока загвоздка. Власти уже не первый год зовут бизнес на подмогу, но компании предпочитают брать на подряд муниципальные заказы, а не вкладывать собственные деньги в строительство школ.

Впрочем, в Корпорации развития Среднего Урала (КРСУ) нас заверили, что пилотные проекты в этой сфере в регионе все-таки реализуются.

Сейчас корпорация формирует механизмы бюджетной компенсации 80 процентов капитальных затрат инвестора, остальное он должен вложить сам. Заключены соглашения о сотрудничестве с двумя банками, а также о подготовке проектов ГЧП с одним из крупнейших застройщиков Екатеринбурга.

Вместе с тем девелоперы осознают, что школ сегодня нужно больше, чем может оплатить бюджет, а наличие социальной инфраструктуры рядом с жильем поднимает его рыночную цену. Так что все опять упирается в поиск оптимальной формы ГЧП.

Югорский эксперимент

Между тем пока свердловчане обсуждают, чем привлечь бизнес, их соседи по УрФО уже приступили к реализации таких проектов. В феврале 2018 года на инвестфоруме в Сочи правительство Югры и Сбербанк подписали соглашение о сотрудничестве. В августе 2018-го утвердили типовую форму концессионного договора. На сегодня их уже восемь: инвесторы возводят школы в Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Сургутском районе, Сургуте и Нягани.

Типовое решение позволяет городам экономить на подготовке документов, а также уменьшает риски возникновения строительного брака: инвестор заинтересован в качестве объекта, ведь именно на него возлагается последующая эксплуатация.

В Нягани возведение концессионной школы на 1125 мест начнется уже в этом году.

В Сургуте инвестором выступил «Инвестстройцентр». Через три года он должен сдать учебное заведение на 550 мест в микрорайоне № 39. После этого еще пять лет будет осуществлять техническую эксплуатацию здания, а права собственности перейдут городу.

Как пояснили в департаменте образования и молодежной политики Югры, стороной сделки является не правительство ХМАО, а муниципалитеты. Округ же предоставляет им субсидии на исполнение обязательств. Под обязательствами концедента понимается: выплата капитального гранта (возмещение части расходов на проектирование, строительство и оснащение здания), компенсация процентов по договорам инвестора с банками, инвестплатеж (возмещение концессионеру его собственных или привлеченных инвестиций), операционный платеж (возмещение затрат на техобслуживание объекта). Заключаемые договоры действительно предусматривают оказание концессионером платных услуг по дополнительным образовательным программам, а также осуществление иной связанной с обучением детей или взрослых деятельности. Очевидно, югорский бизнес это не пугает, в отличие от свердловского.

Источник

Концессия на строительство школ: ограбление продолжается

Я считаю концессии в России инструментом отъема денег олигархами у жителей страны и региональных бюджетов. И выступаю против таких концессий.

В настоящее время в Новосибирской области активно обсуждается тема строительства средних школ по концессии. Конечно, городу и региону нужны новые школы. И тут мы готовы забыть о любых предосторожностях. Увы, конкретных цифр я так пока и не увидела. Есть только предварительная информация о планах выделения 6,5 млрд рублей из федерального бюджета. Неделю назад я направила региональным министрам запросы о предоставлении сведений о проектах этих концессионных соглашений. Жду ответы.

Что Новосибирск знает о концессиях?

Новосибирск знает, что концессии это грабеж. Вспомним четвертый мост, который можно было построить и без денег инвестора. Денег хватало. Но концессия была условием выделения федеральных средств. По окончанию строительства моста за 20 лет концессионеру будут выплаченц 47 млрд рублей. Либо за счет платного проезда через мост, либо за счет бюджета региона.

Мусоросортировочные комплексы еще одно концессионное соглашение. Это 40 лет обязательств по поставке на комплексы 800 тонн отходов в год. С платежами за счет тарифа жителей или из регионального бюджета.

Что за концессия по школам?

На презентациях концессии в Новосибирске говорилось о том, что Новосибирску дается уникальный шанс, что это новый федеральный проект.

По имеющимся у меня данным, условия таковы: 4 объекта (3 школы на 1500 и 1100 мест плюс центр дополнительного образования, в который планируется переоборудовать лагерь отдыха). Их стоимость 6,1 млрд рублей. Но бюджету они обойдутся в 14 млрд рублей за 15 лет. При этом собственные средства концессионер не вкладывает.

Инициативная концессия

Как правило, все эти концессии проворачиваются в формате «инициативной концессии», когда концессионер проявляет инициативу и приносит проект-предложение в правительство. По закону необходимо поискать компании, готовые реализовать аналогичные работы на лучших условиях. Обычно иных претендентов не находится. Так было и с четвертым мостом, и с мусорной концессией. Так будет и со школами. Кроме того, у меня есть сведения, что представители ГК «Просвещение» предлагают новосибирским застройщикам поделиться долей прибыли от планируемого строительства жилья: появление школы ожидаемо повысит цену жилья в новых микрорайонах. А отсутствие школы понизит…

Схема во всех случаях примерно аналогичная: получение части средств из федерального бюджета. Затем добавляем значительную часть от регионального бюджета. Концессионер вкладывает копейки. В итоге на десятки лет обязательства по выплатам концессионеру из карманов людей (проезд по платному мосту/оплата тарифа на отходы) или опосредованно из регионального бюджета, если необходимая валовая выручка за счет денег жителей не собрана.

О ГК «Просвещение»

Инициатор концессий по школам — группа компаний «Просвещение». Это то самое «Просвещение», лейбл которого мы все помним на обложках наших учебников с детских лет. Сегодня это лидер рынка учебной литературы. Компания активно подминает под себя конкурентов. Но, как видим, учебников «Просвещению» мало. Компания зашла на рынок строительства школ.

Некоторые издания связывают ГК «Просвещение» с именем олигарха Ротенберга. Хотя его представители это отрицают, говоря, что в 2017 году Ротенберг вышел из числа акционеров компании.

Эпилог

Не знаю, что чувствуете вы, но у меня после того, как я углубляюсь в изучение всего этого, появляется ощущение брезгливости. Как будто я трогаю какую-то грязную слизь.

И такова наша сегодняшняя российская реальность, если заглянуть чуть глубже. Как только у меня появится информация об условиях новосибирской концессии по школам, поделюсь информацией.

По материалам публикации на личной странице Натальи Пинус в Facebook

Источник

Ошибки и заблуждения
Adblock
detector