Школа молодого учителя что это

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ «ШКОЛЫ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ»

Дорн Н.Р. заместитель директора по УР

КГУ «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска

«Молодой специалист становится хорошим учителем, прежде всего,

благодаря обстановке творческого труда педагогического коллектива и ученического»

Становление педагога – достаточно сложный процесс и в социальном, и в психологическом, и в профессиональном плане. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний. А. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями».

С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель с опытом, а ученики и родители не делают скидки на неопытность. Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности. В условиях перехода школы на обновленное содержание образования эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают.

Новые технологии, содержание и методики обучения увеличили требования к учителю, так как задача формирования интеллектуальной нации и создания «экономики знаний» делает учителя ключевой фигурой в развитии государства. Учителя должны владеть большим набором стратегий преподавания и уметь комбинировать подходы и знания о том, как и когда использовать определённые методы и стратегии; учителям необходимо приобрести навыки владения современными информационно-коммуникационными технологиями, сотрудничать с коллегами, непрерывно рефлексировать в ходе своей практики для того, чтобы учиться на своем опыте.

«Школа молодого учителя» является составной частью системы повышения квалификации учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.

Овладение специальностью на практике представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий освоение основных функциональных обязанностей педагога и классного руководителя, знакомство с нормативной правовой базой образовательного процесса, становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств. Вместе с тем, начинающие педагоги способны привнести новые взгляды на обучение, воспитание, развитие учащихся, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы учреждения, педагогического коллектива.

В нашей школе работа с молодыми педагогами является одним из направления методической работы.

Основные задачи «Школы молодого учителя»

Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.

Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.

Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс

Подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя;

Совершенствование системы методической работы;

Повышение качества образования;

Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.

Критерии оценивания результатов:

умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование;

овладение методикой проведения нетрадиционных уроков;

умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу

умение проектировать воспитательную систему;

умение индивидуально работать с детьми;

овладение системой контроля и оценки знаний учащихся;

становление молодого учителя как учителя-профессионала;

повышение методической, интеллектуальной культуры учителя;

Программа и план работы «Школы молодого учителя» основаны на изучении затруднений учителей и особенностей работы школы, составлен в соответствии с планом методической работы школы.

План занятий школы рассчитан на три года, в ходе которых учителя последовательно знакомятся с теоретическим материалом, с опытом работы учителей школы. Роль «Школы молодого учителя» значительна, ибо речь идет не только о проведении разных форм групповых занятий, но и в разработке и реализации индивидуальной программы становления каждого молодого учителя. Используются различные формы проведения занятий с молодыми учителями, что способствует изучению на практике инновационных форм методической работы, определению индивидуального стиля работы.

За молодыми педагогами закреплены наставники из числа опытных педагогов, которые посещают уроки, анализируют их, выявляют проблемы, планируют уроки, с учетом выявленных недочетов. Проводят совместные мероприятия и т.д. Индивидуальный подход к учителю позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого, проявить творческий подход к работе.

Содержанием деятельности ШМУ является:

1. Диагностика затруднений молодых специалистов и выбор форм оказания помощи на основе анализа их потребностей.

2. Планирование и анализ деятельности.

4. Помощь молодым специалистам в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.

5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, аукционы знаний и др.).

6. Организация мониторинга эффективности деятельности молодых специалистов.

7. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодых учителей.

8. Организация встреч с опытными учителями, демонстрация опыта успешной педагогической деятельности.

По итогам каждого года обучения в ШМУ педагоги проходят диагностику, п ри помощи о просника «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности» и показателей профессиональной компетентности учителя (самооценивание и экспертная оценка).

В качестве критериев выступают виды профессиональной компетентности учителя по Кузьминой Н.В.:

1. Специальная и профессиональная компетентности в области преподаваемой дисциплины

Умеет выделить и проанализиро вать цели и результат учебного про цесса и его условия. Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета. Может самостоятельно подготовить, оформить статью, доклад, отчет.

Может проанализировать свою деятельность по предложенному алгоритму и скорректировать цели, условия учебного процесса. Требуется помощь для сис тематизации, структури рования, обобщения.

Практически не использует принцип планирования от конечной цели, самоанализ чаще всего строится на эмоциях, ощущениях. Не может сам обобщить свой опыт.

2. Методическая (процессуальная) компетентность в области владения формами, методами и средствами формирования ЗУН учащихся

Использует проблемный метод и осуществляет творческий подход в организации урочной и внеурочной деятельности учащихся. Имеет в активе разнообразные формы, ме тоды, средства и приемы работы, в т. ч. групповые, проектные. Владеет несколькими технологиями, навыками педагогического экспериментирования.

Умеет анализировать результа ты внедрения инновации.

Эпизодически использует информацию о последних достижениях науки в организации учебного процесса. Имеет в арсенале несколько методов и приёмов работы. Групповые, проектные формы работы использует эпизодически. Владеет двумя-тремя технологиями.

Может внедрить иннова цию, но для ее планирова ния и анализа нуждается в научном руководстве

Использует репродуктивный метод обучения.

В основном применяет

традиционные методики с опорой на одну ведущую технологию. Не может или затрудняет ся планировать внедрение инноваций, прогнозиро вать результат такого вне дрения.

3. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся

Имеет и использует знания об индивидуальных особенностях каждого учащегося, его способностях, сильных сторонах воли и характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, что проявляется в принятии продуктивных стратегий и осуществлении индивидуального подхода в работе с ним.

Эпизодически использует информацию об индивидуальных особенностях каждого учащегося, его способностях, сильных сторонах воли и характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, что проявляется в принятии не всегда продуктивных стратегий в осуществлении индивидуального подхода в работе с ним.

Испытывает затруднения в использовании информации об индивидуальных особенностях каждого учащегося, его способностях, сильных сторонах воли и характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки в организации учебного процесса, что проявляется в принятии не продуктивных стратегий и в отсутствии индивидуального подхода в работе с ним.

4. Социально-психологическая (коммуникативная) компетентность в области процессов общения

Владеет знаниями о том, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению поставленных целей в организации учебного процесса, осознает значение коммуникативности как черты характера самого учителя. Осведомлен о процессах общения, происходящих в классе. Умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты.

Знает недостаточно о том, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению поставленных целей, в организации учебного процесса, при этом осознает значение коммуникативности как черты характера самого учителя. Нет полной осведомленности о процессах общения, происходящих в классе, что ведет к непродуктивному выбору стратегии поведения.

Не уделяет должного вни мания стилю и способам общения. Не умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строить общение, предупреждая конфликты.

5. М едиакомпетентность

Владеет и постоянно использует ИКТ.

Учебно-методический комплекс по дисциплине систематизирован, что позво ляет рационально использовать время
и пространство учителя и ученика.

Не использует ИКТ, в основном ставит и реализует предметные цели в организации учеб ного процесса. Дидактическое оснащение требует доработки по содержанию, форме и количеству.

6. Аутопсихологическая компетентность

Осведомлен о способах профессионального самосовершенствования, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и ее деятельности, о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда. Постоянно повышает свой профессиональный уровень, актив но участвует в профессиональных конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях.

Повышает квалификацию, однако для выбора содер жания и форм требуется методическая помощь. Эпизодически использует информацию о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и ее деятельности.

Испытывает затруднения в использовании информации о способах профессионального самосовершенствования, а также о сильных и слабых сторонах своей деятельности. Довольствуется методиче ским «багажом», получен ным только в результате собственного опыта. Потребность в профессиональном росте слабо выражена.

В таблице 2 представлены результаты тестирования педагогов, обучающихся в школе второй год. Было проведено два среза и получены следующие результаты:

Уровень (октябрь, 2019 г.)

Специальная и профессиональная компетентности в области преподаваемой дисциплины

Методическая (процессуальная) компетентность в области владения формами, методами и средствами формирования ЗУН учащихся

Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся

Социально-психологическая (коммуникативная) компетентность в области процессов общения

Таким образом, отмечается положительная динамика по уровню сформированности всех компетентностей. При этом уровень сформированности всех компетентностей – оптимальный. Наименее сформированы специальная и профессиональная компетентности в области преподаваемой дисциплины и аутопсихологическая компетентность.

Работа школы начинающего учителя создает условия для привлечения молодых специалистов к активному включению в учебно-воспитательный процесс школы, помогает в освоении новых педагогических технологий, приобщает к работе по самообразованию, учит планировать и оценивать результаты своей профессиональной деятельности. Вот такой дифференцированный подход способствует раскрытию профессиональных способностей каждого учителя и позволяет оказать индивидуальную, дифференцированную методическую помощь.

Источник

Школа молодого педагога, как одна из форм работы с молодыми специалистами

09c6999579f8c6a2648d227de42dccc5 Саргылана Ноговицына
Школа молодого педагога, как одна из форм работы с молодыми специалистами

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях.

Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная старшим воспитателем, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности.

В дошкольном учреждении работает несколько методических объединений,которые воспитатель может выбрать по желанию:

«Школа молодого педагога», где педагог может получить необходимые ему знания и умения для успешного прохождения адаптации в ДОУ, организации своей деятельности;

«Творческая группа» для улучшения образовательной работы в рамках программы развития учреждения;

Такая дифференцированность вызвана разноуровневым составом педагогического коллектива, учитывая их стаж работы, образование, интересы, трудности, ведь формирование позиции педагога, соответствующей новым требованиям к его компетентности, одна из основных потребностей на современном этапе.

Основной направленностью ШМП стало: методическое сопровождение адаптации педагога, содействие повышению профессионального мастерства начинающих педагогов. Поэтому в положении о школе молодого воспитателя мы закрепили данный тезис. Чтобы определить содержание встреч были проведены ряд бесед для начинающих педагогов, которые позволили сформировать круг проблем, с которыми столкнулись молодые воспитатели, выявили педагогический статус начинающего специалиста для дальнейшего развития профессиональной перспективы, что составила основу плана работы на год.

План «Школа молодого педагога» на 2015-2016 учебный год

Месяц Тема заседания Форма проведения Ответственные

Сентябрь Разработка памяток для вновь поступающих педагогов

О самообразовании. Консультация Ст. воспитатель

Октябрь Планирование. Трудности.

Методика проведения НОД Консультация Ст. воспитатель

Ноябрь «Методические рекомендации по преодолению трудностей (по запросу) Беседы Ст. воспитатель

февраль Учимся взаимодействовать с родителями Разнообразные формы работы с родителями.

Решение педагогических ситуаций. Консультация Заведующий

апрель Процедура прохождения аттестации. Обсуждение Заведующий

В течение года В течение учебного года посещение открытых занятий, участие в работе семинаров, консультаций и т. д. Участие Заведующий

В течение года Анализ документации Проверка документации Заведующий

Май Анализ работы молодых специалистов в течение года Беседа Заведующий

Каждый год содержание плана изменяется в соответствии с потребностями педагогов.

В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:

-Традиционные: работа в едином образовательном пространстве, проблемные семинары, семинары-практикумы, дни открытых дверей, творческие микрогруппы, наставничество, педагогические советы, повышение квалификации.

— Инновационные: «копилка» педагогического мастерства, мастер-классы, проектная деятельность, творческие конкурсы, творческая лаборатория молодых специалистов.

Передовой опыт – самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. Педагог может посетить занятия своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять те или иные образовательные ресурсы в работе с детьми.

Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества.

Преодоление трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма малопродуктивны в «автономном режиме». Поэтому нужно постоянное взаимодействие «обучающихся» педагогов с тем, кто может оказать содействие в освоении и применении новых технологий. С этой целью нами используются педагогические мастерские и наставничество. Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых воспитателей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Тематические семинары Тематические семинары организуются с целью более углубленного погружения в тему, совершенствования умений и навыков. В нашем детском саду практикуем выезд молодых специалистов в разные улусы для обмена опытом с другими воспитателями. Были в Горном, Чурапчинском, Таттинском, Мегино- Кангаласских улусах.

Зона анализа и результатов:

Учебный год Кол-во молодых педагогов Участие в конкурсах Повышение квалификации Печатные материалы в краевых сборниках Аттестация

2013-2014 16 педагогов Конкурс «Воспитатель года» – 1

2014-2015 15 педагогов Конкурс «Воспитатель года» – 1

Участие в НПК с докладом- 8 8 4 СЗД- 2 педагога

2015-2016 15 педагогов Конкурс «Воспитатель года» – 1

Участие в НПК с докладом- 12 9 6 СЗД-2 педагога

1 квалиф. кат-5 педагога

Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ необходима высокая компетентность педагогов. Пройдя через разные формы методической работы воспитатели не только повышают профессиональный уровень, их потребностью становится узнать что – то новое, научиться сделать то, что они еще не умеют. Молодой специалист постепенно в процессе работы приобщается к традициям учреждения, к корпоративному взаимодействию. Учитывая возможности педагогического коллектива ДОУ и преимущества наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации, отдаем этому методу значительное предпочтение.

Если в управляющей деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетенции молодого педагога, то это позволит недавнему выпускнику быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике, «почувствовать вкус» профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формировать собственный профессиональный проект.

1.Книга под редакцией: Управление персоналом. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина, М. ЮНИТИ, 2002.

4 Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.— М: ТЦ Сфера, 2003.

Профилактика плоскостопия как одна из форм здоровьесбережения дошкольников Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени. Плоскостопие является одним из распространённых.

Беседа педагога — психолога с молодыми специалистами «Личность педагога» В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно.

detsad 559146 1526826839Фотоотчет о проведении деловой игры с молодыми специалистами и их наставниками 28 февраля 2018 года в МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» по плану работы «Школы молодого специалиста» прошла деловая игра для педагогов «Креативность.

Инклюзивная практика как одна из форм воспитания толерантности Формирование равных возможностей для людей с ограничениями здоровья в интеграции в общество и во все сферы жизнедеятельности является одним.

Интерактивная презентация как одна из современных форм коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР Актуальность проблемы. В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость.

Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика). Происходящая в стране модернизация.

Наставничество, как метод становления молодого педагога Основными задачами наставничества являются: – привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление.

Семейный клуб как одна из активных форм взаимодействия с семьей Семейный клуб как одна из активных форм взаимодействия с семьей педагогический проект Власовой Р. Н., воспитателя группы дошкольного возраста.

detsad 479249 1529314252Школа молодого педагога. Консультация «Как организовать эффективное музыкальное занятие?» Как организовать эффективное музыкальное занятие? Структура музыкального занятия для детей Обучение ребенка музыке будет успешным, если.

detsad 479249 1529314985Школа молодого педагога. Консультация «Физкультурно-оздоровительная работа: утренняя гимнастика» Физкультурно-оздоровительная работа: утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика относится к физкультурно-оздоровительным мероприятиям поэтому.

Источник

Программа работы с молодыми педагогами «Школа молодого учителя»

Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель с опытом, а ученики и родители не делают скидки на неопытность. Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности. В условиях перехода школы на ФГОСы 2-го поколения эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают.

С точки зрения науки, главные элементы, составляющие личность учителя, профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь. Необходимо создать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

«Школа молодого учителя» является составной частью системы повышения квалификации учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.

«Школа молодого учителя» – важнейший цикл образовательного менеджмента, система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого учителя.

Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим основными формами обучения в школе стали интерактивные формы: интерактивные лекции, мастер-классы, ролевые игры, психологические тренинги, моделирование уроков и педагогических ситуаций, творческие отчеты, открытые уроки, защита методических разработок.

Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, принесет максимальный эффект в том случае, если цели, задачи и методы ее будут связаны с проблемами начинающих педагогов. Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценка, осуществляемая с помощью специальных методик, обязательны на каждом этапе деятельности школы. Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции.

1.Цель программы: обеспечить постепенное вовлечение молодого учителя во все сферы профессиональной деятельности; способствовать становлению профессиональной деятельности педагога.

2. Задачи программы:

Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании

Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.

Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.

Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

3. Планируемые результаты Программы:

подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя;

совершенствование системы методической работы;

повышение качества образования;

повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.

4. Индикативные показатели Программы:

умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование;

овладение методикой проведения нетрадиционных уроков;

умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу;

умение проектировать воспитательную систему;

умение индивидуально работать с детьми;

овладение системой контроля и оценки знаний учащихся;

становление молодого учителя как учителя-профессионала;

повышение методической, интеллектуальной культуры учителя;

5. Организация работы по программе:

Работа с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года.

5.1. Основные направления работы по реализации Программы

1. Составление планов работы с молодыми специалистами.

План работы информационно-методического центра включает:

* создание оптимальных условий для успешной работы

* проведение индивидуальных бесед и консультаций с молодыми специалистами;

* оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведённых уроков;

* проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых специалистов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем.

2. Проведение анкетирования и составление информационной карточки молодого учителя.

С первых дней работы молодого учителя проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагогов в обучении, воспитании, проведении экспериментальной работы, диагностика профессионального мастерства. Заполняется информационная карта молодого специалиста.

3. Организация наставничества. Закрепление педагогов-наставников за молодыми специалистами и организация их работы.

Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.

Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.

План работы молодого специалиста включает в себя анализ учебной программы, выявление трудных тем; систему работы с правилами ведения школьной документации, составление планов проведения различных этапов урока, анализ различного рода работ учащихся; заполнение листа самооценки молодого специалиста, в котором выявляется, что знает и умеет молодой специалист и на каком уровне, а также с какими затруднениями сталкивается в своей работе молодой учитель.

5. Работа по Программе «Школа молодого учителя» – составная часть методической службы.

В работе с молодыми специалистами с первых дней их работы задействованы все компоненты методической службы. Создан районный факультет « Содружество», который в настоящее время насчитывает 19 молодых педагогов.

Руководители районных предметных методических объединений и методического объединения классных руководителей участвуют в вовлечении молодых специалистов в систему работы школы.

Так, например, проводятся методические педагогические семинары.

При проведении методических педагогических семинаров

организуется обзор новинок методической литературы,

— проходит ознакомление с системой деятельности педагогов-новаторов, педагогов,

— воплощающих в своей деятельности идеи гуманизации образования,

— проводится систематизация опыта педагогов школы и района.

Молодому учителю предлагаются различного рода разработки и памятки, тесты и анкеты для родителей и учащихся.

Молодые специалисты вовлекаются также в организацию и проведение предметных недель, внеклассную работу, организацию и проведение олимпиад, различных тематических конкурсов.

План работы с молодыми специалистами

Собеседование с целью закрепления наставников. Помощь в планировании, оформлении документации, организация работы молодого специалиста.

Правила оформления классного журнала, журнала ОДО, дневников учащихся.

Сентябрь, в течение года

Зам. директора по УВР

Занятие «Поурочный план. Примерное содержание разделов поурочного плана»

Зам. директора по УВР

Определение тем самообразования. Заседание «Современный урок. Типы уроков»

Занятие «Советы молодому учителю при подготовке к уроку (алгоритм действий)»

Зам. директора по УВР

Зам. директора по УВР

Посещение уроков молодых специалистов. Беседа «Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя. Затруднения учителей в подготовке современного урока»

Зам. директора по УВР

Посещение молодыми специалистами уроков и мероприятий творчески работающих учителей

Занятие «Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем»

Декабрь, февраль, апрель

Зам. директора по УВР

Зам. директора по УВР

Заседание «Как провести самоанализ урока?»

Предоставление самоанализов уроков, посещенных учителями-предметниками

Зам. директора по УВР

Подведение итогов 1 полугодия.

Зам. директора по УВР

Заседание «Нестандартные уроки в начальных и средних классах школы»

Заседание «Индивидуальный подход на уроках, работа в группах»

Зам. директора по УВР

Выставка методических и дидактических материалов, разработанных молодыми специалистами. Реализация темы по самообразованию

Зам. директора по УВР

Смотр кабинетов, стендов, подведение итогов.

Зам. директора по УВР

Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно­воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы школьного наставничества.

Современной школе нужен профессионально­компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально­педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.

Несмотря на то что наставничество как одна из форм работы с молодыми специалистами существует давно, тем не менее администрация образовательных учреждений нуждается в методической литературе, в которой бы содержался материал о том, как организовать наставничество в школе.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога­наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.

В последнее время все чаще наставничество подменяют другими понятиями: «тьюторство», «коучинг», «менторинг».

В современной педагогике используются два термина: «наставничество» и «тьюторство», последнее понятие получило широкое распространение в странах Европы и Северной Америки. Тьюторство – это иной опыт, иная система воспитания, появилось в России в связи с тем, что созданная система наставничества в конце 80­х годов прошлого века была разрушена. Тьютор – наблюдатель за воспитанниками, в английском языке – домашний учитель, репетитор, воспитатель. Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Кроме того, наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог­наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог­наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:

на требования к организации учебного процесса;

требования к ведению школьной документации;

формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;

ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);

механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

Обеспечить поддержку молодым педагогам в области:

практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

разработки программы собственного профессионального роста;

выбора приоритетной методической темы для самообразования;

подготовки к первичному повышению квалификации;

освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;

подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

Руководитель образовательного учреждения совместно с заместителями, председателем методического объединения (методических кафедр), учителем­ наставником, выстраивая систему работы с молодыми специалистами, должен осуществлять учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост).

Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в «малых группах», анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности любого руководителя. Человек становится успешным наставником только в том случае, если он эффективно реализует навык наставничества. Руководителю образовательного учреждения следует стремиться к неформальному подходу в обучении педагогической молодежи: обучаюсь – делая; делаю – обучаясь; формировать общественную активность молодых учителей, обучать их объективному анализу и самоанализу. Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями.

Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов (приложение 1). Существует много видов анкет для учителя, применяемых в зависимости от цели. Приведем пример обработки результатов одной из анкет, используемой наставниками в школе № 547 ЮАО г. Москвы.

выявить положительное в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;

проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы;

выявить степень участия молодых педагогов в реализации единой методической темы школы «Дифференцированное обучение учащихся как залог повышения качества образовательного процесса».

В результате анкетирования выяснилось, что:

наиболее удачными, по мнению молодых учителей, были следующие направления методической работы:

знакомство с теорией дифференцированного обучения;

обмен имеющимся опытом по данной теме;

продолжить работу над учебно­методической темой по дифференциации обучения;

ознакомить молодых педагогов с новыми педагогическими технологиями;

разработать программу внедрения регионального компонента в образовательный процесс;

использовать как оптимальную форму методической работы методические недели;

включить в план работы информирование молодых учителей о новых и параллельных программах и учебниках.

Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого­педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями­мастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.

Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как проведение аукциона педагогических идей, которые за недостатком практического опыта представляют только теоретический материал. В процессе такого общения учителя отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных учителей­наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу.

Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация школы и наставники подготовят им различные «памятки»:

обязанности классного руководителя (приложение 2);

организация работы с неуспевающими учащимися;

анализ и самоанализ урока;

как правильно организовать работу с родителями;

методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе «Я – концепции». Поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:

1­й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2­й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3­й этап – контрольно­оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Целесообразность подобной этапности при управлении процессом профессионального становления молодого учителя и его одновременного включения в процессы самоорганизации, саморазвития и самопроектирования продемонстрировал эксперимент, проведенный Центром наставничества молодых специалистов образовательных учреждений г. Москвы. Он показал, что процесс наставничества отражает тенденцию восхождения молодого учителя от репродуктивного (нормативного) уровня к инновационному. Поэтапная программа эксперимента по оказанию помощи молодому учителю в профессиональном становлении представлена в приложении 3.

На «адаптационном» этапе эксперимента мы исходили из того, что профессиональное становление молодого учителя связано не только с умением решать известные задачи, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Мотивация к профессиональной деятельности способствует самораскрытию его личности. Молодой педагог может успешно овладеть профессиональными умениями, проявлять некоторые способности и в то же время индифферентно относиться к своей профессиональной деятельности, что выражается в низкой восприимчивости к повышению своего профессионального уровня. Поэтому на первом «адаптационном» этапе эксперимента наставниками было организовано диагностическое сопровождение методической работы с молодыми учителями. Система диагностического сопровождения включала в себя: эксперимента мы исходили из того, что профессиональное становление молодого учителя связано не только с умением решать известные задачи, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Мотивация к профессиональной деятельности способствует самораскрытию его личности. Молодой педагог может успешно овладеть профессиональными умениями, проявлять некоторые способности и в то же время индифферентно относиться к своей профессиональной деятельности, что выражается в низкой восприимчивости к повышению своего профессионального уровня. Поэтому на первом «адаптационном» этапе эксперимента наставниками было организовано диагностическое сопровождение методической работы с молодыми учителями. Система диагностического сопровождения включала в себя:

определение направлений и содержания диагностики;

построение технологии планирования методической работы на основе результатов диагностики;

разработку технологии оценки эффективности методической работы.

Для определения направлений методической работы и ее содержания в ходе диагностики Центром наставничества были выявлены проблемы, которые испытывает молодой учитель в начале своей профессиональной деятельности. Основным методом работы на первом этапе эксперимента являлось посещение наставником уроков молодых специалистов и выявление возникающих у них затруднений.

На «проектировочном» этапе эксперимента наставниками в зависимости от цели определялась форма методической работы: координационно­методический совет; экспериментальная работа; групповая; массовые (семинар, педсовет, методические недели, методические совещания, информационные совещания, ярмарка педагогических идей, научно­практическая конференция, творческие педагогические конкурсы «Педагогический дебют», «Учитель года»); индивидуальные (самообразование, аттестация, консультации, обобщение передового педагогического опыта, индивидуальные программы, внутришкольный контроль) формы. Кроме того, были разработаны занятия для проведения «Школы молодого учителя» (приложение 4).

Для оказания помощи молодым учителям в повышении профессиональной компетентности наставники составили целевую программу сотрудничества с ними, что потребовало четкого осознания целей и задач. Были определены «болевые точки» в педагогической деятельности начинающих учителей с целью предупреждения типичных ошибок в обучении, формирования устойчивых принципиальных позиций в проведении урока.

Данная программа дала возможность:

дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей молодого учителя;

повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;

развивать творческий потенциал молодых педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога;

повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно­воспитательного процесса в образовательном учреждении;

создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодых учителей.

На данном этапе наставники использовали информационные методы (лекции на занятиях «Школы молодого учителя», педагогические чтения и др.); творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления; индивидуальную и коллективную формы работы.

На «контрольно­-оценочном» этапе эксперимента усилия наставников были направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодых педагогов, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы.

Педагогами­-наставниками были тщательно подобраны формы и методы обучения молодых учителей в процессе их инновационной деятельности: проблемно-­деловая игра; рефлексивно-­деловая игра; работа в составе творческой группы; лекция, семинар, практическое занятие; педагогические чтения; «педагогический ринг»; ярмарка педагогических идей; просмотр видеофильмов отснятых уроков; групповые и индивидуальные консультации; посещение и анализ открытых уроков; мастер­классы; педагогические мастерские.

Знакомство с новыми технологиями происходило на лекциях и во время педагогических чтений. Но этого оказалось недостаточно для формирования практических умений. Поэтому наставники применили комплексные методы работы: педагогические мастерские, мастер­классы, работу в творческих группах, где молодой учитель изучал передовой педагогический опыт, участвовал в профессиональных дискуссиях, готовил дидактические материалы, давал открытые уроки и др. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-­наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

АНКЕТА
для молодых педагогов

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?________________________________________

3. В каких направлениях организации учебно-­воспитательного процесса вы испытываете трудности?

в календарно­-тематическом планировании

проведении внеклассных мероприятий

общении с коллегами, администрацией

общении с учащимися, их родителями

другое (допишите) _________________________________________________________

4. Представляет ли для вас трудность:

формулировать цели урока

выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока

мотивировать деятельность учащихся

формулировать вопросы проблемного характера

создавать проблемно­поисковые ситуации в обучении

подготавливать для учащихся задания различной степени трудности

активизировать учащихся в обучении

организовывать сотрудничество между учащимися

организовывать само­ и взаимоконтроль учащихся

организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся

развивать творческие способности учащихся

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

курсам повышения квалификации

индивидуальной помощи со стороны наставника

школе молодого специалиста

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

типы уроков, методика их подготовки и проведения

методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

приемы активизации учебно­-познавательной деятельности учащихся

учет и оценка знаний учащихся

психолого-­педагогические особенности учащихся разных возрастов

урегулирование конфликтных ситуаций

формы работы с родителями

формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися

Источник

Ошибки и заблуждения
Adblock
detector