Школа лицей что это

Содержание
  1. Чем отличается школа от гимназии и лицея
  2. Отличие гимназии от школы
  3. Таблица: сравнение школ и гимназий
  4. Гимназия и школа: сходство
  5. Куда отдать своего ребенка
  6. Чем лицей отличается от школы
  7. Разница между лицеем и школой
  8. Определение
  9. Сравнение
  10. Школа, лицей, гимназия – что это такое и отличия
  11. Определения
  12. Отличие школ от лицеев и гимназий
  13. Отличие между гимназией и лицеем
  14. Что же лучше?
  15. Чем лицей отличается от гимназии? Какое учебное заведение лучше?
  16. История
  17. Какому учебному заведению отдать предпочтение?
  18. Основные отличия
  19. Особенности учебных заведений
  20. Нагрузка при обучении
  21. Документы
  22. Многопрофильные
  23. Лицеи
  24. Экскурс в историю
  25. Юридический статус лицеев сегодня
  26. Как работают современные российские лицеи
  27. Особенности учебного процесса
  28. Расширенные программы
  29. Профили
  30. Ранняя профориентация
  31. Интернаты
  32. Качество образования
  33. Условия поступления
  34. Материальное оснащение
  35. Плата за обучение
  36. Профессиональные лицеи

Чем отличается школа от гимназии и лицея

Школа — это учебное заведение для получения общего образования. Гимназия и лицей — это школа с углубленным изучением отдельных предметов. Но только ли этим отличаются три типа образовательных организаций; школа, лицей и гимназия: в чем их разница.

konstruktorkartinok 1

Отличие гимназии от школы

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов различия постепенно стираются, но пока еще присутствуют. Чем отличается гимназия от обычной школы:

Таблица: сравнение школ и гимназий

Что сравниваем Школа Гимназия
Нагрузка в школе В соответствии с возрастом учеников Повышенная
Длительность уроков 40-45 минут Пары из сдвоенных уроков по 45 минут
Наличие углубленного изучения предметов Только в старших классах в некоторых школах Есть
Вступительные экзамены Собеседование для определения уровня знаний. Отказать в приеме на основании плохо пройденного испытания нельзя Есть, для зачисления нужно успешно пройти испытание
Переводные экзамены Нет Есть. В случае неудачно сданного экзамена из гимназии могут отчислить
Выпускные экзамены ЕГЭ ЕГЭ, иногда внутренние экзамены по профильному предмету
Программа обучения Единая, разработана Минобразования Собственная на основе программы Минобразования

Гимназия и школа: сходство

И в гимназии, и в школе ребенок может получить хорошие знания. В обоих случаях результат зависит от желания ученика, от его мотивации (в этом значительную роль играют родители). Новые ФГОС уменьшили разницу в образовательных программах между двумя видами учреждений: каркас знаний, которые даются ученикам, теперь одинаковый.

u117932 20190426100740

Куда отдать своего ребенка

Специалисты советуют не спешить. К моменту поступления в первый класс не всегда можно определить, к чему склонен малыш. Кто он? Будущий технарь, а может, гуманитарий? Захочется ли ему углубленно изучать в гимназии те или иные предметы? Выход простой: начальную школу лучше освоить в обычном общеобразовательном учреждении. Наблюдайте за успеваемостью вашего ребенка; за тем, что его больше интересует; находите для него тесты, с помощью которых можно определить наклонности. А уже потом решайте: оставить его в школе или отдать в гимназию.

Чем лицей отличается от школы

Есть и еще один тип ОУ: лицей. Обычно считают, что это то же самое, что и гимназия. Но это не так. Отличие гимназии от лицея и школы в том, что в гимназии углубленное изучение гуманитарных предметов. Лицей же имеет больше техническую направленность: математическую, например. Иногда лицеи открываются при вузах, некоторые уроки там ведут преподаватели из университета.

Источник

Разница между лицеем и школой

Кем быть лучше, лицеистом или школьником? Есть ли какие-то преимущества лицейского образования перед школьным? Само название «лицей» навевает какие-то старинные ассоциации с пушкинскими временами и классическими понятиями в преподавании. Со школой все проще: парта, ручки, пеналы, переменки… Но в чем заключается основные отличия? Явно не в партах и переменках.

Определение

Лицей — название его происходит от греческого слова «ликеион» — означающее учебное заведение. В настоящее время они больше распространены в странах западной Европы, Латинской Америке и даже в Африке. Что касается нашей страны, то здесь до революции так называли привилегированное образовательное учреждение среднего или высшего уровня. Чаще всего здесь готовились чиновники. Кроме того, в настоящее время так называют ряд учебных заведений, которые работают с 1989-го года по собственным учебным программам. Получается определенная специализированная подготовка учащихся к поступлению в ВУЗы: физико-математическая, филологическая, химико-биологическая и др. Также подобными названиями сегодня «награждают» учреждения среднего профессионального образования (бывшие ПТУ).

otlichie liceya ot shkoly

Школа — это слово также имеет греческое происхождение от слова «школе» — досуг. В широком смысле слова, подобное название может применяться к любому образовательному учреждению. Но в классическом понимании, это заведение с определенной министерством образования программой, где проходят обучение дети от 6-7 до 16-17 лет. В итоге они получают аттестат о неполном или полном среднем образовании, а дальше уже могут поступать в высшие учебные заведения или профессионально-технические.

Сравнение

В лицее собственная программа обучения. Значит ли это, что она резко отличается? Вовсе нет! Лицеисты проходят все общие предметы, но существуют также углубленные, направленные на поступление в конкретный ВУЗ. Делается это по договору между лицеем и высшим учебным заведением, после чего преподавание «затачивается» под определенную программу. Есть даже лицеи, которые располагаются на территории своих старших собратьев — университетов.

Можно ли из этого заключить, что лицейское образование на порядок лучше школьного? Конечно, прошедшим подготовку в этом образовательном учреждении намного легче учиться потом, нежели обычным школьникам. А как иначе, если в разработке программ участвуют педагоги ВУЗов. Школа более скромна в этом отношении. Педагогический состав в среднем слабее, а если есть сильные учителя, то их зачастую приглашают на другие места (в те же лицеи).

В лицее может быть определенная специализация, уклон, к примеру, в сторону иностранного языка, химии, физики и других наук. В школе все идет ровно. Хотя периодически в каких-то школах начинают изучать 1-2 предмета более углубленно.

Логично предположить, что нагрузка на учащихся в школе меньше, нежели в лицее, ведь лицеистов готовят к овладению будущей профессией.

Принцип отбора тоже иной. Если в обычную школу принимают всех и с первого класса, то в лицей идут в основном старшеклассники и по собеседованию, на котором определяется уровень подготовки.

В лицее практикуется «парная» система преподавания предметов. А в школе уроки строго по 45 минут.

Источник

Школа, лицей, гимназия – что это такое и отличия

Sertifikaty 1

Сегодня существует большое разнообразие учебных заведений. Школы, лицеи, гимназии… Родителям скорых школьников приходится делать непростой выбор. Действительно, куда отправить ребенка на учебу? Где ему будет лучше? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, нужно понять принципиальную разницу между этими организациями.

Определения

Школа – это учебная организация, в которой ученики получают общее образование. Для школ характерно неукоснительное следование федеральным госстандартам. Нагрузка соответствует установленным для определённого возраста учеников нормам, в программе нет ничего сверх государственных требований. В целом, можно сказать, что школа рассчитана на среднего обучающегося. Больших результатов ребенок может достигнуть, если сам того пожелает – будет более тщательно изучать тот или иной предмет, наймет репетиторов и т.д.

Гимназия – это уже элитное учебное заведение. Многие предметы здесь изучаются углубленно. Именно в гимназиях упор больше делается на гуманитарные дисциплины. Ученики зачастую изучают несколько иностранных языков. В программах возможны отклонения в сторону углубления и усложнения (в пределах разумного) от госстандартов.

Лицей, как и гимназия, является престижной образовательной организацией. Направленность таких заведений преимущественно математико-техническая. Часто лицеи создаются на базе определённых вузов, что дает их ученикам больше шансов на поступление в них. В силу этого в преподавательском составе этих школ часто присутствуют университетские профессора. Конечно, все это влияет на качество образования.

Отличие школ от лицеев и гимназий

Сегодня ФГОСы несколько уравняли качество образования во всех видах учебных заведений. То есть сейчас дети получают примерно одинаковый каркас знаний. Но, конечно, обычная школа по-прежнему сильно отличается от гимназий и лицеев:

Отличие между гимназией и лицеем

Основное отличие между этими учебными заведениями – это их направленность. В гимназии больше внимания уделяется гуманитарным дисциплинам, в лицее – точным наукам.

Кроме того, лицеи, в отличии от гимназий, более профилизированы. Многие из них изначально создаются на базе вузов. Соответственно, в лицеи нередко приходят дети в 8-9-й класс, когда они (и/или их родители) уже более-менее определились с будущей профессией.

Что же лучше?

Это вопрос индивидуальный. Плюсов и минусов хватает у всех типов образовательных учреждений.

В лицеях и гимназиях дают более качественное образование. Однако не каждый ребенок «потянет» такую нагрузку. Большое количество вступительных и переводных испытаний для некоторых детей может обернуться стрессом. Особенно, если их результаты окажутся ниже среднего.

Кроме того, даже в государственных лицеях и гимназиях плата за дополнительные услуги и «родительские» сборы обычно выше, чем в обычных школах.

Но если ребенок одарен и нацелен на учебу, то лучшее применение своих способностей он встретит именно в элитном учебном учреждении.

То есть выбор образовательной организации – это дело сугубо индивидуальное, требующее учета особенностей ребенка и семьи.

Источник

Чем лицей отличается от гимназии? Какое учебное заведение лучше?

Учебные заведения по-разному уделяют внимание индивидуальному процессу обучения ребенка, периодически изменяя названия или обучающую программу. Чем отличается лицей от гимназии? Об этом пойдет речь в нашей статье.

История

99395e1e5a0c251fdb95d4776e93db3b

green tea min

Происхождение гимназии имеет греческие корни и является предшественником современной школы. Тогда как лицей на территории России являлся престижным общеобразовательным учреждением, имеющим программу обучения в шесть лет, при одиннадцатилетнем курсе открывались возможности построения карьеры в качестве должностного лица. В царские времена был доступен детям дворян, тогда как рабочий класс учился в гимназиях, и то не всегда. Распространены были также церковно-приходские школы, дающие минимальные знания грамоты и Закона Божия.

Какому учебному заведению отдать предпочтение?

497b49b19f5926efd6886a5117fbe068 Вам будет интересно: Значение слова жать: полный список толкований

А что выбрать — гимназию или лицей? Выбирать приходится из расчета на дальнейшее обучение и получение профессии. После окончания лицея многие высшие образовательные учреждения принимают студентов на второй или третий курс, что не всегда благоприятно сказывается на дальнейшем процессе учебы, расслабляя учащихся, получивших определенный курс знаний еще до поступления в вуз. Гимназия позволяла рассмотреть предметы шире и получить более углубленные знания по всем наукам одновременно. Несмотря на загруженность учащихся, это отличный вариант для определения индивидуального пути в дальнейшем.

76612039ed60ec880b6bf49808ac32c9

Основные отличия

Чем лицей отличается от гимназии? На эту тему можно рассуждать долго. Но согласно Федеральному закону об образовании они равнозначны и несут базовые знания для учеников, позволяющие получать образование и профессию по своему желанию.

Чем лицей отличается от гимназии? Направленностью образовательного процесса, когда первое заведение действует согласно заключенным договорным отношениям с определенным вузом, а второе – согласно требованиям министерства образования, уделяет внимание каждому предмету равнозначно, что расширяет кругозор ученика.

Особенности учебных заведений

Лицеи и гимназии Москвы всегда рады способным ученикам, которые определились с будущей профессией и приняли решение о максимально эффективной подготовке к поступлению в вуз. При отдельных учебных заведениях по получению высшего образования открыты лицеи, нацеленные на дальнейшее обучение в этом же университете. Занятия проводят преподаватели одного педагогического коллектива, что позволяет учащимся знакомиться со всеми особенностями курса. Примером может служить Лицей № 1580 при МГТУ им. Баумана и лицей при Высшей Школе Экономики, конкурсы на зачисление в которые равнозначен условиям поступления в некоторые вузы.

Лицей — часть университета, главная цель которого — формирование личности учащегося. Основан в 1995 году в России при Международном университете Москвы, является первым негосударственным лицеем, по закону — общеобразовательное учебное заведение.

Что лучше — лицей или гимназия? На этот вопрос ответить сложно, потому что предположение, что лицей уделяет внимание гуманитарным наукам, а гимназия – техническим, остается ошибочным. Выбор заведения должна формировать будущая профессия.

Нагрузка при обучении

Чем лицей отличается от гимназии? Загруженностью учебой ребенка. Многопрофильный лицей будет нести большую нагрузку на ребенка при обучении, способствующую всестороннему развитию и изучению отдельных предметов по максимуму, тогда как гимназия может уделять внимание отдельным предметам больше времени, выделяя на процесс обучения больше часов.

Документы

57cff9a73d504b5a7084f7c588877cdc

Чем лицей отличается от гимназии? Получением документов об окончании учебного заведения. Первый выдает по факту диплом, равнозначный документу о получении среднего образования, дающий право на зачисление в высшее учебное заведение, вторая – свидетельство, равносильное полученному в школе, пусть даже и специализированной.

Главной задачей лицея стоит подготовка к обучению в конкретных высших учебных заведениях, с которыми заключен договор. Гимназия, как обычная школа, подходит к изучению базовых предметов с более углубленными методами обучения. Всестороннее развитие помогает учащимся быстрее определиться с выбором будущей профессии.

Многопрофильные

Многие школы, пытаясь идти в ногу со временем, удовлетворяя запросы родителей и учеников, вносят изменения в учебные программы, уделяя внимание определенным предметам гуманитарного или математического уклона, физкультурного или химико-биологического. Именно они постепенно превращаются в многопрофильный лицей.

dcda0be01d4b9c4a3a4dbae35b5990f2

Одной смены названия заведения мало, необходимо обновить методические материалы, программы обучения, педагогический состав преподавателей, получить разрешения в министерстве образования для заключения договорных отношений с родителями обучающихся. Но окончательный ответ на вопрос, чем лицей отличается от гимназии, порой не знают даже преподаватели. Ведь оба учреждения нацелены на получение знаний.

По этой причине нормы московских школы были подняты до уровня обучения в лицеях и гимназиях, приведя в соответствие права на качественное обучение каждого ребенка, независимо от места обучения и проживания. Рейтинг образования зависит не от официального статуса, а качества самого процесса обучения.

54d4edd4d86fbad6e1ae7da75c84af56

Унификация образовательных учреждений дает одинаковые возможности для каждого школьника Москвы, освобождая родителей от поисков оптимальных маршрутов по всему городу ради получения профессии ребенку. Проходит время спекуляции терминами «лицей», «гимназия», а делается ударение на принципы обучения.

Источник

Лицеи

Экскурс в историю

litseisty

Слово «лицей» восходит к древнегреческому «Λύϰειον». Так называлась философская школа, созданная в IV веке до нашей эры неподалеку от Афин самим Аристотелем и просуществовавшая порядка 8 столетий. Нарекли ее в честь храма Аполлона Ликейского. Чуть позднее учебные заведения с тем же названием появились в Древнем Риме, а уже во времена Возрождения лицеями стали именовать школы, занимавшиеся подготовкой будущих студентов университетов. В начале XIX века во Франции лицеи были учреждены указом Наполеона как средние учебные заведения, созданные по лекалам иезуитских коллегий (колледжей), но финансировались, в отличие от них, не религиозными общинами, а самим государством. В ряде других стран лицеи стали полными аналогами гимназий, хотя не везде. Например, в Германии, начиная с 1912 года эти учебные заведения были сугубо женскими, причем давали воспитанницам высшее образование. В Италии же лицеями именовали 3 последних класса гимназии.

Особую роль сыграли лицеи в истории отечественного образования. В XIX веке на территории Российской Империи существовало 6 подобных учебных заведений, и все они имели статус элитных. Их программа была рассчитана на срок от 6 до 11 лет, охватывала материал как средней, так и высшей школы, а готовили по ней в основном будущих государственных чиновников. К Октябрьской революции в стране осталось всего 3 лицея – Царскосельский, Демидовский, Катковский, – и все они были ликвидированы новым правительством как пережитки самодержавия. Понятие «лицей» вернулось в отечественный педагогический обиход лишь в 1992 году, с принятием первого в новой России закона об образовании. Непосредственно после развала СССР, в 90-е, подобные учебные заведения открывались повсеместно, хотя и в новом качестве – как средние общеобразовательные учреждения с техническим профилем. Кроме того, лицеями нередко стали именовать профтехучилища – те самые ПТУ, где можно было получить начальное профессиональное образование, то есть освоить специальность рабочего или служащего.

Юридический статус лицеев сегодня

До 2013 года лицей фигурировал в законе как отдельный вид образовательного учреждения, а для получения соответствующего статуса нужно было пройти аккредитацию и множество проверок. С точки зрения права положение дел изменилось в конце 2012-го, с выходом обновленного закона «Об образовании в РФ». В нем была представлена иная, упрощенная по сравнению с предыдущей классификация учебных заведений, и все лицеи формально перестали существовать, превратившись, наряду с гимназиями, в так называемые общеобразовательные организации. Многие лицеи при этом сохранили свое название, но на юридическом уровне разница между учреждениями среднего общего образования (школами) исчезла.

Как работают современные российские лицеи

Несмотря на новый правовой статус и унификацию основных образовательных программ, на практике лицеи не превратились в обычные средние школы и по-прежнему сильно от них отличаются. Это верно даже в тех случаях, когда меняется название учебного заведения. В Москве, например, с некоторых пор все элитные учреждения среднего общего образования стали активно переименовывать в школы, но де факто большинство даже бывших лицеев свои преимущества сохранило.

Особенности учебного процесса

Чем же именно отличаются лицеи от обычных школ с точки зрения организации образовательного процесса? В основном – качеством и объемом программ, наличием профилей и повышенным вниманием к профориентации учеников.

Расширенные программы

Все учреждения среднего общего образования обучают по единому государственному стандарту. ФГОС – это минимум, ниже которого опускаться нельзя, а вот подняться выше – можно, причем для этого достаточно решения администрации школы. Поскольку программа дополняется, как правило, за счет увеличения количества часов, стоит понимать, что нагрузка в лицее наверняка будет выше, чем в обычной школе.

Помимо обязательной программы, ученикам предлагаются разнообразные дополнительные занятия: создаются кружки, секции, клубы и проекты, призванные вывести ученика за пределы унифицированных образовательных схем и помочь ему раскрыть собственный потенциал. Подобные курсы лицеисты чаще всего посещают по желанию и за плату, но даже если говорить про базовые дисциплины, то и они преподаются углубленно по сравнению с обычной школой. Особенно это касается профильных предметов.

Профили

Традиционно лицеи имеют техническую направленность, то есть поступать в них стоит в первую очередь тем, у кого есть способности и желание уделять повышенное внимание физико-математическим наукам и в дальнейшем получать связанную с ними профессию. Тем не менее такова лишь общая тенденция, но законодательных ограничений нет, поэтому некоторые учебные заведения остаются многопрофильными и набирают классы различной специализации, не только технической. Так, например, у знаменитой Бауманской инженерной школы № 1580, которая прежде именовалась лицеем, профилей целых 5:

Подобных лицеев, однако, сравнительно немного. Чаще всего столь большого разброса в направлениях у подобных учебных заведений нет, но хотя бы 1 профиль обычно имеется.

Ранняя профориентация

Следующая особенность связана с предыдущей. Поскольку почти все лицеи имеют как минимум 1 профиль, учеба в них способствует профессиональной ориентации подростков. Более того, некоторые лицеи работают на базе вузов или даже академий наук. Сегодня такие школы часто называются предуниверситариями и готовят будущих абитуриентов для конкретных высших учебных заведений. Подобные лицеи есть при СПбГУ, «Политехе», РЭУ имени Плеханова, НИУ ВШЭ и многих других вузах разного масштаба. Интересный пример – Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б. В. Иогансона при Российской академии художеств, существующий, к слову, уже более 80 лет. Это учреждение среднего общего образования, где, помимо стандартных школьных предметов, углубленно изучают живопись, графику, скульптуру и архитектуру. Выпускники пользуются преимуществами при поступлении в вузы, подведомственные наряду с самим лицеем Академии художеств: Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Петербург) и Московский художественный институт имени В. И. Сурикова.

Интернаты

Отдельного упоминания заслуживают учебные заведения, где школьники не только учатся, но и постоянно живут. Один из возможных примеров – Югорский физико-математический лицей-интернат, имеющий собственное общежитие, которое находится неподалеку от основного корпуса. Здесь большое внимание уделяется не только собственно учебной работе, но и дополнительному образованию, а также организации досуга. Основное преимущество интерната – непрерывность педагогического процесса. Кроме того, у лицея появляется возможность набирать талантливых ребят со всей России и таким образом поддерживать статус элитного учебного заведения.

Качество образования

Несмотря на юридические изменения, о которых говорилось выше, лицейское образование по-прежнему считается престижным. Одна из основных причин – сильный педагогический коллектив. Администрация традиционно предъявляет высокие требования при наборе кадров, старается брать учителей высшей и первой категории, а также обладателей ученых степеней. Например, в знаменитом московском лицее «Вторая школа», основанного еще в середине прошлого века, работает 7 кандидатов и 2 доктора наук. Обычные школы в подавляющем большинстве не могут похвастаться таким количеством высококвалифицированных педагогов.

Расширенные программы, профили, элективы, курсы дополнительного образования, которые характерны для большинства лицеев, – все это в совокупности делает подобные школы прекрасными площадками как для воспитания всесторонне развитых личностей, так и для подготовки будущих абитуриентов. Кстати говоря, некоторые лицеи (например, тот же Югорский интернат) организуют педагогический процесс в старших классах так, чтобы максимально приблизить его к вузовскому: проводятся лекции, семинары, практикумы и даже зачетные сессии. Неудивительно, что после столь серьезной подготовки лицеисты поступают в лучшие учебные заведения страны. Наконец, если обратиться к рейтингам, то будет видно, что лидирующие позиции по качеству образования наряду с гимназиями занимают именно лицеи. Они значительно опережают в этом смысле обычные школы, даже если номинально больше от них не отличаются.

Условия поступления

Особенность лицеев в том, что зачастую они не имеют начальной школы, то есть обучают, лишь начиная с 5, 6 или 7 класса. Это не железное правило, но тенденция именно такова и обусловлена она профильностью этих учебных заведений. Если при комплектовании 1–4 классов конкурс почти нигде не предусмотрен, то в среднюю и старшую школу лицеи уже проводят отбор, ориентируясь на успеваемость по профильным предметам и на результаты вступительных испытаний, форму которых определяет само учебное заведение. Например, Лицей научно-инженерного профиля города Королева в качестве экзамена проводит собственную олимпиаду по математике, физике и русскому языку и по ее результатам выбирает претендентов. Уже упомянутый Лицей имени Иогансона требует от поступающих художественное портфолио и вместе с тем проводит очные испытания по искусству. Республиканский лицей для одаренных детей в Саранске, имеющий 3 профиля (физический, математический и химико-биологический), принимает по результатам собеседования и предметного тестирования по выбранному направлению. Таким образом, в приличный лицей вряд ли удастся поступить на основании одного лишь заявления. Конкурс будет, причем, вероятно, серьезный. Скажем, в лицее при НИУ ВШЭ на каждое место претендует 7-8 человек, что сопоставимо с показателями престижных вузов. Все это лишний раз свидетельствует об элитарности таких учебных заведений даже в условиях декларируемой унификации среднего общего образования.

Материальное оснащение

Так как де юре лицеи сейчас ничем не отличаются от прочих общеобразовательных организаций, к ним предъявляются те же требования по техническому обеспечению, что и к обычным школам. Как и в случае с учебными программами, ФГОС устанавливает минимум, но развиваться самостоятельно, в том числе материально, закон не запрещает. Подобно прочим средним школам, лицеи делают это за счет родительской поддержки и платных услуг, о которых пойдет речь ниже. Если проанализировать сведения о материально-техническом обеспечении, представленные на сайтах разных образовательных учреждений, то выяснится, что в этом отношении государственные лицеи мало отличаются от обычных школ, а иногда даже уступают им. И все же наиболее престижные учебные заведения удивить способны. Например, в Президентском физико-математическом лицее № 239, который находится в Северной столице, имеется 6 компьютерных классов, 3 учебных лаборатории (электричества, электроники и нанотехнологий), 2 библиотеки, несколько спортивных залов (2 общих, тренажерный, настольного тенниса, ОФП, шейпинга) и даже 2 собственных музея. Кроме того, ученики пользуются возможностью безлимитного доступа к Интернету и в частности – к образовательной платформе Moodle с системой автоматической проверки заданий по информатике и ИКТ. Это пример солидного в плане материальной обеспеченности учебного заведения, но не стоит думать, что каждый лицей столь же хорошо развит в техническом отношении.

Плата за обучение

Минимальная программа, составленная согласно ФГОС, в любом государственном лицее преподается за счет бюджета, а вот дополнительное образование нередко приходится оплачивать родителям. Перечень и условия оказания коммерческих услуг определяет сам лицей, поэтому и разница между учебными заведениями в этом смысле может быть велика. Иногда школа предлагает платные подготовительные занятия для поступающих, но чаще – дополнительные уроки для самих лицеистов, в том числе по профильным предметам. Скажем, Лицей при ТПУ (Томском политехническом университете) проводит целый ряд платных спецкурсов: по геометрии, физике, химии, информатике, экономике, робототехнике, английскому и даже китайскому языкам. Если цикл занятий посвящается одному из базовых предметов, который в любом случае входит в программу, то на дополнительных уроках ребята изучают углубленно уже пройденные темы или рассматривают специфические вопросы, которым учителя в рамках общей программы внимания не уделяют.

В Волгодонском многопрофильном лицее платные программы не менее разнообразны и ориентированы на следующие группы детей и подростков:

Актуальный список дополнительных курсов и их стоимость всегда публикуется на сайте учебного заведения. Платные занятия обогащают и без того насыщенную лицейскую программу и помогают каждому школьнику выбрать собственный путь развития даже в условиях стандартизированного образования.

Профессиональные лицеи

В 90-е и нулевые лицеями стали называться не только многие школы, но и ПТУ – учреждения начального профессионального образования, куда можно было поступить, окончив лишь 8 классов, и получить специальность рабочего или служащего. Однако в 2012 году понятие начального профессионального образования из закона исчезло, а многие лицеи превратились в колледжи и техникумы. Некоторые же былое название сохранили, но относятся, как и последние, к профессиональным образовательным учреждениям. Например, петербургский Индустриально-судостроительный лицей открылся еще в 1975 году именно как профтехучилище (ПУ-116) и сегодня считается одним из лучших учреждений профессионального образования по подготовке судовых механиков. С годами перечень специальностей расширился: теперь здесь обучают в том числе парикмахеров, поваров, печников, штукатуров, – всего доступно 14 профессий. В зависимости от направления, учиться можно на базе 8, 9 или 11 классов. Вступительных экзаменов нет, прием ведется на основании заявлений, что роднит лицей с его предшественником – ПТУ. Хоть учреждение и относится к числу профессиональных, поступившие после 8 и 9 классов одновременно с ремеслами осваивают и школьную программу. Подобные учебные заведения сегодня и юридически, и фактически близки к колледжам и техникумам, а потому могут преобразовываться в них, не меняя существенно собственную структуру.

Итак, на вопрос, что такое лицей сегодня и какое образование он дает, ответов может быть 2, но основная масса этих учебных заведений относится к разряду общеобразовательных. Поступать туда стоит, если есть интерес к конкретному направлению и вообще желание учиться, поскольку программа будет насыщенной. Также следует соблюдать осторожность и помнить, что сегодня элитарность лицеев – это дань традициям, и закон не обязывает администрацию их чтить. Но так как объективные сведения о большинстве школ сегодня есть в открытом доступе, найти их и проверить репутацию интересующего учреждения не составит труда.

Источник

Ошибки и заблуждения
Adblock
detector