Школа гайдар о чем произведение

Краткое содержание Гайдар Школа

Повесть «Школа», созданная советским писателем Аркадием Гайдаром, рассказывает о событиях, происходивших в России с 1916 до конца 1918 года.

Главный герой произведения Борис Гориков живет в провинциальном городке Арзамасе, похожем на монастырь. Борис любил в праздничные дни взбираться на колокольни, которых было много в городке, и смотреть на свою прекрасную малую родину. Отец главного героя был солдатом, воевал на фронтах 1 мировой войны. Мать работала в больнице. Борис, который учился в училище, был предоставлен сам себе. Мать уже давно не ругала его за плохие отметки. Подросток ненавидел уроки чистописания и французского.

Однажды отец появляется дома, затем уходит. Борис понимает, что он дезертировал с фронта. Эта догадка подтверждается официально. Сразу в училище просят заплатить за обучение мальчика. (До этого он был освобожден от оплаты, как сын солдата). Бориса начинают дразнить «сын дезертира». Затем отца арестовывают и расстреливают.

В училище работает преподавателем мужчина по фамилии Галка. Он — революционер, член партии большевиков. Мужчина рассказывает Борису всю правду о происходящих событиях в России и на фронтах. В стране начинаются революционные события, власть в руки берёт Временное правительство. Борис начинает ходить на митинги и слушать выступления представителей разных партий. Борис решает сбежать из дома. Вначале он едет к дяде, но понимает, что мужчина не поддерживает бедняков. Здесь он встречается с учителем Галкой и уезжает на фронт сражаться в рядах Красной Армии.

Борису пришлось много пережить. Он попадает к партизанам, сближается с мужчиной по фамилии Чубуком, который намного старше подростка. Затем они попадают к плен к белым. Чубуку расстреливают, а Борису удается сбежать и вернуться в Красную Армию. После страшных событий подростка постоянно мучит совесть. Он считает себя виновным в смерти Чубука. Борис принимает решение, вступить в ряды партии большевиков.

Произведение учит отстаивать свою точку зрения и бороться за неё.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гайдар. Все произведения

Школа. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В книге рассказывается о действиях в салоне леди Снируэл. Она была интриганкой и обсуждала последние новости аристократической жизни. Салон леди Снируэл был центром школы злословия

В пьесе речь идет о браке между сыном бригадира Иваном и дочерью советника Софьей. Оба молодых людей жениться друг на друге категорически не хотят. Софья обладала возвышенными качествами и идеалами

Американский представитель гуманитарного отдела в Сайгоне в 50-х годах – Олден Пайл, является противоположностью Томаса Фаулера. Олден обычный тип человеческой личности XX века.

Жанровая направленность произведения представляет собой короткий сказочный рассказ о природе. Главной героиней рассказа является зима, представленная в образе злой старухи, отличающейся суровостью и морозным холодом.

Марсель Пруст – французский романист XX века. Непризнанный гений. Его произведения адресованы литературным гурманам. Пруст читается медленно. К нему хочется возвращаться для медленных философских бесед.

Источник

Школа

Микропересказ : Непослушный и наивный подросток примыкает к большевикам, сбегает из дому и вступает в партизанский отряд. На фронтах Гражданской войны он быстро взрослеет, становится дисципли­ни­рованным бойцом.

Повествование ведётся от лица школьника Бориса Горикова.

Двенадца­тилетний Борис Гориков жил в тихом городке Арзамасе.

Борис Гориков — школьник, легкомысленный, недисци­пли­ни­рованный,наивный, храбрый и честный.

Отец Бориса, школьный учитель, воевал на фронте Первой мировой войны, мать работала фельдшерицей. Маленькая сестрёнка Бориса в школу ещё не ходила.

Мать мальчика была постоянно занята, и Борис «рос сам по себе» — учился плохо, хулиганил, мечтал стать матросом и гордился своим отцом-героем, который сражается с германцами. Со своим лучшим другом и одноклассником Федькой Башмаковым Борис проказничал, летом строил плот и воевал с соседскими мальчишками.

Федя Башмачников — друг Бориса, сын почтальона, рассуди­тельный всезнайка, интересуется политикой.

Каждое утро в школе Борис молился за победу над немцами, пел «Боже, царя храни» и политикой не интересовался. Узнав от Федьки о революции 1905 года, мальчик принялся расспрашивать мать, и та позволила ему порыться в отцовских книгах. Там Борис нашёл сборник рассказов, в которых полицейские были негодяями, а революционеры, которых они ловили, — героями. Эти рассказы поразили и увлекли мальчика.

Бориса огорчало, что его отец редко шлёт письма и не рассказывает в них о своих подвигах. Однажды незнакомый солдат принёс весточку от отца — толстое письмо и свёрток для Бориса. Он рассказал о голодной жизни в окопах. Борис с удивлением понял, что ничего героического в этой жизни нет, а простые солдаты не хотят воевать.

Слова солдата оставляли на душе осадок горькой сухой пыли, и эта пыль постепенно обволакивала густым налётом все до тех пор чёткие и понятные для меня представления о войне…

В свёртке оказался небольшой маузер с запасной обоймой, а над толстым письмом мать проплакала всю ночь.

В сентябре отец Бориса вернулся с фронта. В дом он пробрался тайком, и Борис сразу понял, что он дезертир. Отец на многое открыл Борису глаза. Оказалось, что немцы тоже не хотят воевать, но правительства воюющих стран не желают заключать мир. Отец считал, что их придётся заставить сделать это.

В школе узнали, что отец Бориса — дезертир, от мальчика все отвернулись. Отец прятался у кладбищенского сторожа, и Борис подружился с его сыном Тимкой.

Тимка — друг Бориса, сын кладбищенского сторожа, маленький, щуплый, слабый, боязливый, единственное увлечение — ловля певчих птиц.

Вскоре и сторожа, и отца Бориса арестовали.

Двадцать пятого февраля отца Бориса расстреляли за побег с фронта и антипра­ви­тель­ственную пропаганду. Второго марта в городе узнали, что произошла революция и теперь страной управляет Временное правительство.

В Арзамасе наступило «весёлое время» — уроки в школе отменили, появились эсеры, кадеты, большевики, анархисты. Большевиков в городе не любили, а Ленина считали агентом немецкого кайзера.

Соборный священник объявил, что Иисус тоже был социалистом и революционером, поэтому большая часть арзамасцев, включая Федьку, примкнула к эсерам — партии социалистов-революционеров.

На улицах Арзамаса проходили митинги, раздавались листовки. В городе появился учитель по прозвищу Галка, которого когда-то посадили в тюрьму.

Галка — бывший учитель, большевик, немолодой, умный и образованный, походкой похож на птицу галку, настоящее имя — Семён Иванович.

Встретив Бориса, Галка сказал, что сидел вместе с его отцом. От него Борис узнал, что и отец, и Галка были большевиками.

С этого момента всё свободное время Борис проводил в клубе большевиков.

Точно очистки картофеля под острым ножом, вылетала вся шелуха, которой до сих пор была забита моя голова.

Большевики выступали не на городских митингах, а у бараков беженцев, в деревнях. На одном из таких собраний Борис встретил Федьку, раздававшего в толпе листовки от партии эсеров, и отказался ему помогать.

Несмотря на смену власти, жизнь в стране не изменилась. Войну эсеры собирались вести до полной победы, земля по-прежнему принадлежала помещикам, а заводы — капиталистам.

Вернулся из тюрьмы отец Тимки, найти в Арзамасе работу не смог — никто не хотел брать «политического», и уехал вместе с сыном из города. Так Борис навсегда расстался с единственным другом. В тот же день он узнал от Галки, что клуб большевиков закрыли, а активистов арестовали. Большевики снова стали вне закона.

С Федькой у Бориса дружба не ладилась. Бывший лучший друг стал активистом-эсером, выступал на училищных митингах и собраниях, а Борис после ликвидации большевистского клуба опять «остался на отшибе» и уже собирался уйти из школы.

С подарком отца — маузером — Борис не расставался. Зная это, Федька подбил одноклассников отобрать его у Бориса. Защищаясь, мальчик выстрелил и выпрыгнул в окно.

Дома он узнал, что его исключили из школы и требуют сдать маузер в думскую милицию. Мать попыталась заставить его сделать это, даже спрятала маузер, но Борис нашёл его и тайком уехал в Нижний Новгород, надеясь найти там или родного дядьку-рабочего, или уехавшего туда Галку.

Борис с трудом добрался до Сормово — рабочего района Нижнего Новгорода — но найти Галку не смог, зато отыскал дядьку. Тот успел дослужиться до мастера, о большевиках слышать не хотел и решил немедленно отправить Бориса домой.

Борис снова сбежал, на одном из митингов встретил Галку и от него узнал, что надвигается очередная революция. Мальчик остался при местном большевистском комитете до самой Октябрьской Социали­стической революции.

Через полгода пятнадца­ти­летнего Бориса отправили на Украину, в партизанский отряд, воевавший с белогвар­дейцами. На третий день пути на поезд напала местная банда, но Борису удалось сбежать.

Пробродив целые сутки по лесу, Борис вышел к какому-то хутору и возле него наткнулся на молодого человека. Тот сказал, что пробирается за Дон, в отряд, и Борис решил, что он тоже большевик.

И страшно стало мне, пятнадца­ти­летнему мальчугану, в чёрном лесу рядом с по-настоящему убитым мною человеком…

Прихватив сумку убитого, Борис отправился в занятое красными село, присоединился к их отряду и вместе с ним отправился очищать Донбасс от немцев и белогвардейцев, которые наводнили контрре­во­лю­ционную тогда Украину.

Борис привязался к немолодому солдату по фамилии Чубук, вместе с ним ходил в разведку, брал пленных.

Чубук — немолодой боец красного партизанского отряда, бывший шахтёр, степенный, рассуди­тельный, невозмутимый.

Небольшой красный отряд вёл партизанскую войну, освобождая хутора и делая короткие налёты на полустанки и обозы белых.

Отрядом руководил бывший сапожник, которого все уважали, но никто не слушался. Особенно сильно своевольничал бывший пастух Федя Сырцов, предводитель конной разведки.

Федя Сырцов — командир конной разведки, бывший пастух, недисци­пли­ни­рованный, легкомысленный, своенравный, вспыльчивый и безрассудный.

Первый в жизни Бориса настоящий бой произошёл, когда на хутор, где стоял их отряд, напали немцы. Его события запечатлелись в памяти Бориса смутно, отрывками. После боя осталось много раненых. Было решено соединяться с соседним отрядом шахтёров и уходить на север, к регулярным частям Красной Армии, поэтому тяжело раненных решили оставить у пасечника, считавшегося надёжным.

Борис с Чубуком отвезли раненых на пасеку и отправились на встречу с шахтёрами. Дожидаясь их, Борис рылся в сумке убитого им белого, и там, за оторвавшейся подкладкой, нашёл аттестат на имя кадета Юрия Ваальда и написанное по-французски рекомен­да­тельное письмо.

Юрий Ваальд — выпускник кадетского училища, белогвардеец, убитый Борисом, хитрый и расчётливый.

Рассказать о документах Чубуку Борис не успел — на них напали белые, пришлось долго скрываться от облавы. Переночевали товарищи в шалаше, карауля по очереди. Утром Борис решил искупаться в реке, хотя Чубук велел ему сторожить.

Оставив спящего товарища, Борис спустился к реке, разделся и вдруг увидел в воде труп, в котором узнал одного из оставленных у пасечника раненых. Борис начал спешно одеваться и тут его взяли в плен.

Бориса привезли в село, занятое белогвар­дейцами. По счастливой случайности у него нашли документы на имя Юрия Ваальда и приняли за своего. Затем Борис узнал, что в плен взяли и Чубука, которого он оставил спящим без охраны. Парень не смог спасти товарища — его расстреляли. Чубук умер, считая Бориса предателем.

И ещё горше становилось от сознания, что поправить дело нельзя, объяснить и оправдаться не перед кем и что Чубука уже больше нет и не будет ни сегодня, ни завтра, никогда…

Ночью Борис бежал, добрался до своих и всё честно рассказал командиру отряда. Сведения, услышанные им в штабе белогвардейцев, помогли обойти засаду белых.

Сразу после возвращения Борис перешёл в отряд Феди Сырцова и быстро научился ездить верхом. Однажды командир отряда отправил конников Сырцова проверить, нет ли в дальней деревне белых. Погода была плохая, и своевольный Сырцов, не доехав до места, свернул на уединённый хутор, где отряд, пьянствуя, провёл ночь.

Когда отряд вернулся, выяснилось, что в дальней деревне действительно были белые, которые устроили неприятности связистам соседнего отряда. Узнав об этом, Сырцов устроил вылазку и разгромил белогвардейцев, хотя командир отправил его на помощь своим совсем в другую сторону.

Отряд Сырцова вернулся не с той стороны, откуда должен был, поэтому вернувшихся товарищей приняли за белых и открыли огонь. По вине Сырцова было ранено несколько человек, а белые разбили роту, к которой его отправляли на помощь. Над Сырцовым решили устроить суд, но той же ночью он удрал из отряда и подался на юг, к батьке Махно.

Красные начали наступление по всему фронту. Бориса командир не стал наказывать, и он всячески старался загладить свою вину, геройствуя напоказ и без причины рискуя жизнью. Окружающие считали это «Федькиными замашками», и друзей у Бориса не было.

Командир отряда, однако, не считал Бориса пропащим, поэтому принял его заявление на вступление в партию. После этого отношение к Борису изменилось к лучшему, и он сам перестал излишне геройствовать.

В одном из тяжёлых боёв Бориса ранило. Дожидаясь в полузабытьи санитаров, он думал, что все вместе люди обязательно достигнут «светлого царства социализма». Мелькнул огонёк — это шли санитары…

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Гайдар А. «Школа» Читательский дневник, краткое содержание

Гайдар А. «Школа» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Гайдар Аркадий Петрович

Название: «Школа»

Жанр: Повесть

Тема произведения: становление человека, Гражданская война.

Число страниц: 222

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Повесть о жизни молодого человека Бориса, он рос сам по себе в тихом городке Арзамасе, но после дезертирства и расстрела отца он многое узнаёт от учителя Галки о революции, о большевиках и решает бежать к ним. Он сталкивается с множеством трудностей, знакомится с разными людьми, бежит из плена и вступает в партию.

Сюжет — краткое содержание:

Понравившийся эпизод:

не игра, а настоящая война. Ему стало по-настоящему страшно.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Трудности и испытания меняют человека, как бы ни было трудно важно сохранить в себе силы и верность.

Чему учит эта книга:

Наверное, повесть учит нас любить Родину, герои повести, и красные, и белые, каждый по-своему любил страну, хотели для неё лучшего, просто в своём понимании. Ещё повесть учит нас тому, что трудности закаляют характер, а на ошибках учатся.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне непросто понять людей, живших в то время, их непримиримую и жестокую борьбу друг с другом, ненависть, расстрелы. Даже если все они и боролись за правое дело, надеюсь, такое никогда больше не повторится в нашей стране. Гражданская война – это страшно.

Новые слова и выражения:

Терновник – небольшой колючий кустарник.

Целковый – синоним слова «рубль».

Бричка – лёгкая дорожная повозка.

Сутолока – беспорядочное движение, толкотня.

Пословицы к произведению:

Где нет борьбы, там нет и победы.

Для родной Отчизны не жаль и жизни.

Чем труднее борьба – тем почётнее победа.

Источник

Краткое содержание «Школы» Гайдара

Часть первая. Школа

Двенадца­тилетний Борис Гориков жил в тихом городке Арзамасе.

Борис Гориков — школьник, легкомысленный, недисци­пли­ни­рованный, наивный, храбрый и честный

Отец Бориса, школьный учитель, воевал на фронте Первой мировой войны, мать работала фельдшерицей. Маленькая сестрёнка Бориса в школу ещё не ходила.

Мать мальчика была постоянно занята, и Борис «рос сам по себе» — учился плохо, хулиганил, мечтал стать матросом и гордился своим отцом-героем, который сражается с германцами. Со своим лучшим другом и одноклассником Федькой Башмаковым Борис проказничал, летом строил плот и воевал с соседскими мальчишками.

Федя Башмачников — друг Бориса, сын почтальона, рассуди­тельный всезнайка, интересуется политикой

Каждое утро в школе Борис молился за победу над немцами, пел «Боже, царя храни» и политикой не интересовался. Узнав от Федьки о революции 1905 года, мальчик принялся расспрашивать мать, и та позволила ему порыться в отцовских книгах. Там Борис нашёл сборник рассказов, в которых полицейские были негодяями, а революционеры, которых они ловили, — героями. Эти рассказы поразили и увлекли мальчика.

Бориса огорчало, что его отец редко шлёт письма и не рассказывает в них о своих подвигах. Однажды незнакомый солдат принёс весточку от отца — толстое письмо и свёрток для Бориса. Он рассказал о голодной жизни в окопах. Борис с удивлением понял, что ничего героического в этой жизни нет, а простые солдаты не хотят воевать.

Слова солдата оставляли на душе осадок горькой сухой пыли, и эта пыль постепенно обволакивала густым налётом все до тех пор чёткие и понятные для меня представления о войне…

В свёртке оказался небольшой маузер с запасной обоймой, а над толстым письмом мать проплакала всю ночь.

В сентябре отец Бориса вернулся с фронта. В дом он пробрался тайком, и Борис сразу понял, что он дезертир. Отец на многое открыл Борису глаза. Оказалось, что немцы тоже не хотят воевать, но правительства воюющих стран не желают заключать мир. Отец считал, что их придётся заставить сделать это.

В школе узнали, что отец Бориса — дезертир, от мальчика все отвернулись. Отец прятался у кладбищенского сторожа, и Борис подружился с его сыном Тимкой.

Тимка — друг Бориса, сын кладбищенского сторожа, маленький, щуплый, слабый, боязливый, единственное увлечение — ловля певчих птиц

Вскоре и сторожа, и отца Бориса арестовали.

Повесть Школа — художественный анализ. Гайдар Аркадий Петрович

«Школа» Аркадия Гайдара сегодня известна всем, как «Разгром» Фадеева, как «Чапаев» Фурманова и «Как закалялась, сталь» Островского. Называлась же она раньше иначе. Работать над ней писатель начал в Архангельске, в 1929 году, когда он был уже известен юному читателю как автор «Р. В. С». Свою новую повесть Гайдар читал товарищам под названием «Маузер», но сказал, что, возможно, изменит его. А ведь мог он назвать историю Бориса Горикова и так: маузер, который отец прислал ему в подарок с фронта, послужил причиной бегства героя из города. У автора, Аркадия Голикова, юность прошла в том же «тихом, в садах» Арзамасе, и револьвер у него был. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Повесть Школа. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.

Да, наверное, потому, что Гайдар (в переводе с тюркского —> всадник, скачущий впереди) писал свою вещь не о приключениях мальчишки, подобных «Макару-следопыту», невероятные подвиги которого решали исход целых сражений. Он писал о судьбе тех мальчишек-подростков, которые, как и автор, боролись за Советскую власть. «Меня ранили ножом в грудь на перекрестке,— записал в дневнике ученик Арзамасского реального училища Аркадий Голиков,— был в Совете».

Вероятно, потому, что судьба его не была исключительной, что это была судьба многих, автор и назвал повесть, когда она печаталась в «Роман-газете для ребят» (было такое специальное издание для детей, на простой газетной бумаге, с мелким шрифтом), «Обыкновенная история». А перед произведением Гайдар поместил свою первую автобиографию и в ней рассказал о тех фактах собственной юности, которые угадываются в повести. И с удивительной скромностью и предельной точностью он обозначил это в словах: «Когда меня спрашивают, как это могло случиться, что я был таким молодым командиром, я отвечаю: это не биография у меня необыкновенная, а время было необыкновенное. Это просто обыкновенная «биография в необыкновенное время».

В том, что перед читателем автобиографическое произведение, убедиться нетрудно. Город, училище, нелюбовь к чистописанию и французскому, даже фамилия учителя сохранена — Галка. Но как изменился образ человека с этой фамилией! В повести — это большевик, настоящий революционер, открывающий глаза Борису,— образ, занимающий важнейшее место в этом процессе, который точно назван «очисткой картофеля под острым ножом от шелухи, которой до сих пор была забита моя голова». То, что в «Обыкновенной биографии в необыкновенное время» выражено в словах: «И кто такие — большевики, мне становилось все понятней и понятней, особенно «после того, как побывал я с ними в бараках у беженцев, в лазаретах, в деревнях и у деповских рабочих»,— в повести разворачивается в художественно убедительных картинах как процесс политического мужания героя. Много еще испытаний должен пройти Борис Гори-ков, прежде чем командир «Особого отряда революционного пролетариата», бывший сапожник, большевик Шебалов скажет: «Парень он не испорченный, с него еще всякое смыть можно… Мы с тобой сапоги стоптанные, гвоздями подбитые, а он как заготовка: на какую колодку натянешь, такая и будет».

Так из живых конкретных фактов, как это всегда и бывает у настоящих больших художников, вырастает не просто автобиографическая повесть, а художественное произведение о становлении человека, о воспитании борца. А образ Бориса Горикова, в чем-то близкого автору, становится типическим. И это уже нужно назвать иначе, более емко. Отдельное издание в 1930 году и вышло под названием, которое сегодня кажется нам единственно возможным и единственно правильным,— «Школа». Интересно, что в дневнике за 1918 год рядом со словами: шар, треугольник, извержение, альтруизм, значение которых уточняется, Аркадий Голиков выписывает и слово «школа».

Юный читатель получил книгу, в которой, как «пишет исследователь творчества Гайдара Вера Васильевна Смирнова: «Как у Горького в «Моих университетах» та же мысль: лучшая школа жизни для человека — сама жизнь, школа жизни, в которой человек получает «высшее образование», обучается главному — умению жить».

Мировая литература знает не много примеров, когда произведение оказывает воздействие на жизнь и литературные герои переходят в действительность; «Что делать?» Чернышевского, «Как закалялась сталь» Островского, «Тимур и его команда» Гайдара. Солдат революции, он умел слушать пульс жизни и предчувствовал суровые испытания, которые скоро должны были выпасть на долю вчерашним мальчишкам, читателям его «Школы», «Военной тайны», «Судьбы барабанщика». И он учил их быть честными и мужественными, «много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную» счастливую землю, которая зовется Советской страной». За нее он 26 декабря 1941 года, спасая жизнь боевых товарищей, отдал жизнь, навсегда оставшись в нашей литературе, в памяти все новых и новых читателей.

А. Буланов, доцент Волгоградского.

Педагогического института, кандидат филологических наук..

Часть вторая. Весёлое время

Двадцать пятого февраля отца Бориса расстреляли за побег с фронта и антипра­ви­тель­ственную пропаганду. Второго марта в городе узнали, что произошла революция и теперь страной управляет Временное правительство.

В Арзамасе наступило «весёлое время» — уроки в училище отменили, появились эсеры, кадеты, большевики, анархисты. Большевиков в городе не любили, а Ленина считали агентом немецкого кайзера.

Соборный священник объявил, что Иисус тоже был социалистом и революционером, поэтому большая часть арзамасцев, включая Федьку, примкнула к эсерам — партии социалистов-революционеров.

На улицах Арзамаса проходили митинги, раздавались листовки. В городе появился учитель по прозвищу Галка, которого когда-то посадили в тюрьму.

Галка — бывший учитель, большевик, немолодой, умный и образованный, походкой похож на птицу галку, настоящее имя — Семён Иванович

Встретив Бориса, Галка сказал, что сидел вместе с его отцом. От него Борис узнал, что и отец, и Галка были большевиками.

С этого момента всё свободное время Борис проводил в клубе большевиков.

Точно очистки картофеля под острым ножом, вылетала вся шелуха, которой до сих пор была забита моя голова.

Большевики выступали не на городских митингах, а у бараков беженцев, в деревнях. На одном из таких собраний Борис встретил Федьку, раздававшего в толпе листовки от партии эсеров, и отказался ему помогать.

Несмотря на смену власти, жизнь в стране не изменилась. Войну эсеры собирались вести до полной победы, земля по-прежнему принадлежала помещикам, а заводы — капиталистам.

Вернулся из тюрьмы отец Тимки, найти в Арзамасе работу не смог — никто не хотел брать «политического», и уехал вместе с сыном из города. Так Борис навсегда расстался с единственным другом. В тот же день он узнал от Галки, что клуб большевиков закрыли, а активистов арестовали. Большевики снова стали вне закона.

С Федькой у Бориса дружба не ладилась. Бывший лучший друг стал активистом-эсером, выступал на училищных митингах и собраниях, а Борис после ликвидации большевистского клуба опять «остался на отшибе» и уже собирался уйти из училища.

С подарком отца — маузером — Борис не расставался. Зная это, Федька подбил одноклассников отобрать его у Бориса. Защищаясь, мальчик выстрелил и выпрыгнул в окно.

Дома он узнал, что его исключили из училища и требуют сдать маузер в думскую милицию. Мать попыталась заставить его сделать это, даже спрятала маузер, но Борис нашёл его и тайком уехал в Нижний Новгород, надеясь найти там или родного дядьку-рабочего, или уехавшего туда Галку.

Борис с трудом добрался до Сормово — рабочего района Нижнего Новгорода — но найти Галку не смог, зато отыскал дядьку. Тот успел дослужиться до мастера, о большевиках слышать не хотел и решил немедленно отправить Бориса домой.

Борис снова сбежал, на одном из митингов встретил Галку и от него узнал, что надвигается очередная революция. Мальчик остался при местном большевистском комитете до самой Октябрьской Социали­стической революции.

Рассказы Аркадия Гайдара

Детство Гайдара, с его обычными мальчишескими делами — реальным училищем, играми, первыми стихами, «морскими сраженьями» на пруду — совпало с Первой мировой войной и революцией. Он назвал это время веселым. Сбывались мечты — можно было запросто выменять на базаре револьвер, услышать живьем революционеров — эсеров, кадетов, большевиков. В последние и подался четырнадцатилетний Голиков, став едва ли не самым юным членом этой партии. Но это уже не было игрой. Он верил в новую, прекрасную жизнь и пошел ее защищать.

За четыре военных года им пройден путь от адъютанта до командира полка. Полковник в семнадцать лет! Даже юные офицеры восемьсот двенадцатого года не знали такой карьеры. Они воевали за Отечество, против иноземного врага, а Голиков дрался со своими же — с русскими. Столько потрясений и боли принесла гражданская, нет, самая настоящая военная война. Ранения, контузия, бивачная жизнь, жестокость, кровь не прошли даром для такого чуткого и самолюбивого юноши, как Аркадий. В результате — тяжелая нервная болезнь, преследовавшая его всю жизнь и заставившая уйти из армии. Не удалось продолжить и образование.

Лишившись единственного и любимого дела, Аркадий решился рассказать людям, и, прежде всего, юным, про то, что увидел и испытал — «В дни поражений и побед». Так называлась первая повесть Голикова, но еще не Гайдара. Подпись «Арк. Гайдар» появилась и стала известной на страницах пермской газеты «Звезда». Это звонкое имя настолько прижилось, что стало фамилией. И сын у него — Гайдар, и дочка у него — Гайдар, и внуки у него — Гайдары.

Если использовать выражение любимого Гайдаром Гоголя, он вдосталь «проездился по России». И не только по ней. Получив гонорар за книги («В дни поражений и побед», «Жизнь ни во что» и «РВС»), в 1926 году Гайдар со своим товарищем совершает беспечное и самонадеянное путешествие в Среднюю Азию. Позже, будучи газетчиком в Архангельске, он диктует корреспонденцию с борта терпящего бедствие французского корабля «Саида». А в Хабаровске, где журналистская жизнь была такой напряженной, Гайдар оказывается в ужасном «доме скорби». Но именно там он начинает свою замечательную повесть «Военная тайна».

«Военная тайна», военная тема были самыми главными для писателя. Однако ни в одной книге Гайдара не найти ни агрессивности, ни воинственности. Так же невозможно отыскать хотя бы в самом маленьком рассказе имя «друга всех пионеров» — товарища Сталина. Есть тревога — не боязнь, не мания, именно тревога — за будущее Советской страны и ее пацанвы. Есть несвойственная литературе того времени ж а л о с т ь. Жалко всех. Или почти всех — Чубука, Мальчиша-Кибальчиша, Альку, Сережу Щербачева. Скорее всего, поэтому-то страна и заплатила Гайдару скромнейшим из орденов — «Знаком Почета». А он и не искал славы. Он ее заслужил.

Гайдар всегда носил фуражку или любимую папаху, сдвинув на затылок. Открытое, почти всегда веселое лицо. Всегда открытое сердце, в которое осенью сорок первого года попала фашистская пуля. Одна единственная.

Источник

Ошибки и заблуждения
Adblock
detector