Школа баухаус что это

Все что нужно знать про Баухауз

В 2019 году отмечалось столетие школы искусств и дизайна Баухаус // Bauhaus. Это дало повод создать целую серию уникальных статей о том, какие ключевые проекты в архитектуре и промышленном дизайне и графике были созданы участниками и последователями школы.

stul panton.

TSentr Alieva i vzaimodejstvie prostranstv 22

Neoplastitsizm. Istoriya vozniknoveniya abstraktnogo iskusstva

bauhaus100 blue green

bauhaus100 pink blue

bauhaus100

В истории случаются моменты, в которые вспыхивает искра, и после этого она излучает яркий свет. Но добиться этого можно только если соблюсти все условия. И даже если эта искра потухнет через секунду, то она оставит яркий след в истории человечества, поменяв весь мир вокруг.

Bauhaus – это пространство, где несмотря на политическую обстановку, мировые кризисы, создавалось новое видение развития архитектуры и дизайна используя современные технологические достижения;

Основные идеи школы со временм впитали в себя почти все сферы жизни. Именно поэтому школу считают одной из самых влиятельных во всем мире.

Не было школы влиятельней, чем Баухаус. Хоть все и строилось на коммерческой составляющей, но в итоге пришло к тому, что школа Баухаус стала классикой и образцом формирования философии, а предметы дизайна и архитеткруры школы Баухаус стали иконами стиля.

К примеру, несколько настоящих легенд продуктового дизайна из школы Баухаус — Лампа Bauhaus — один из самых известных светильников в мире отражающая дух времени, создана в 1924 г Вильгельмом Вагенфельдом; Трубчатый стул – это настоящая легенда — первая версия стула была разработана Марселем Брейером, но свою каноническую форму она обрела в 1927 году. Кресло Barсelona от Мис Ван де Роэ — сейчас эти кресла можно заметить почти во всех общественных пространствах мира.

Первое, о чем говорится в философии школы- использовать простые материалы и формы. Присутствовать должны только самые необходимые материалы, к примеру, хромированные стальные трубы, кожаное сидение и спинка. При этом, всегда можно говорить о том, что как бы проста конструкция не была, она в себе воплощает энергию форм и функцию, которые создаются при помощи сочетания материалов.

Вальтер Гропиус – создатель школы Bauhaus

Конечно, школа была инновационной потому что все внимание и исследования было направлены на поиск форм, соответствующих новому времени. Вальтер Гропиус, основатель школы Баухаус следовал по технологичному пути в создания новых форм, это дало мощный толчок развитию индустириям архитектуры и промышленного дизайна. Баухаус для архитектуры это как изобретение конвейера в промышленности. К умению конструировать дома и небоскребы добавляем художественное образование и в 1919 году получаем баухауз.

с 1919 года первый технологичный образа архитектуры баухаус за 100 лет эволюционирровал в несколько архитектурных стилей. Направление продолжает разиваться

В продуктовом дизайне развитие достигло верхней точки 1955-1965 годах. Самые зрелищные части продуктового дизайна — мебель и техника.

Val ter Gropius 2

В 1919 году Гропиус объединил Академию изобразительных искусств и Школу прикладных искусств в единую организацию. Это считается датой основания школы Bauhaus / Баухаус.

Гропиус призывал всех создавать единый образ будущего, которое должно быть простым, и включать в себя сразу архитектуру, живопись и скульптуру.

probauhaus shema obucheniya v shkole

Создатель и вдохновитель школы Вальтер Гропиус поставил целью объединить искусство и ремесло, и соединяя вместе эти дисциплины был создан специальный учебный план на 3 года — см. схему обучения.

Необходимо было разрушить старую иерархию и создать свой новый стиль, чтобы перейти в современную эпоху. При этом, он соответствовал всем нормам индустриальной эпохи и шел вровень с ней. Теперь же его считают модернистом своего времени.

Вальтер Гропиус своими идеями притянул в школу самых знаменитых архитекторов и художников, философов и учителей своего времени.

johansson itten

Одним из них учителей школы стал Йоханнес Иттен, который проводил предварительные курсы для учеников, где изучали цвета и форму. Он рассказывал о том, что цвета влияют на психику человека, поэтому их нужно использовать максимально осторожно.

После этого курса студенты направлялись на специализированные занятия, где изучали металлообработку, ткачество, керамику и производство шкафов.

Гропиус пытался объединить все стили в одном. Но нужно было сохранять дисциплинарные различия, хотя финансовые реалии не позволяли действовать во весь размах.

vstrecha itten

Картина: Встреча
Йоханнес Иттен
1916 г.

johannes itten czvetnye formy i struktury

Картина: Цветные формы и структуры
Йоханнес Иттен
1953 г.

Одним из приглашенных учителей стал Тео ван Дусбург, один из основателей движения Де Стиль и Неопластицизма

teo van dusburg

Тео ван Дусбур

eskiz villy 1923. jpg

Эскиз виллы
Тео ван Дусбург
1923 г.

theo van doesburg kompozicziya v serom

Композиция в сером
Тео ван Дусбург
1919 г.

Ласло Мохоли-Нади сменил Й. Иттена и стал преподавать подготовительный курс. Он стал более направленным на философию и машинную эстетику.

С 1922 года, после того как Экономика германии вновь пошла на подъем, школа также получила второе дыхание. Стали привлекаться новые художники

Гропиус считал, что современное искусство и дизайн должны примириться с этой эстетикой.

Здание Bauhaus воплотило все ценности школы

Можно говорить о том, что все следующие годы – это расцвет школы. Школа переехала в новое здание, которое конструировал сам Гропиус. Это был некий синтез всего, что он знал на то время, и что было ценно для школы. Это здание копируют многие дизайнеры, но во время его постройки оно явно выделялось на фоне остальных объектов.

istoriya shkoly bauhaus zdanie shkoly v rajone probauhaus.ru

Оно состояло из пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий, главный корпус был соединен двухэтажным крылом с студентческим кампусом. Сохранялась традиционная симметрия, но в комплексе не было четкой иерархии, поэтому оно было целым и неделимым. При постройке использовались сталь, стекло и бетон. Самое главное, что все здание было выверено и построено при помощи главного правила школы – функция воплощается в форме.

После строительства здания школы появлялись новые известные учителя, которые разрабатывали уникальные проекты. Они постепенно стали позиционировать себя людьми, которые делают продукты для массового производства.

Но Bauhaus как создатель будущего всегда был остро критикуем. Он был слишком прогрессивен для своего времени, и многие считали эстетику дегенеративной и препятсвовали распространению идей школы.

Смена руководства и закрытие школы Баухауз

hannes meyer probauhaus.ru

В 1928 году Гропиус покинул школу, а швейцарский архитектори Ханнес Мейер встал у ее руля. Это привело к тому, что на школу обрушился еще больший шквал критики. Все начало идти к тому, что многие великие художники и архитекторы эмигрировали в США, где и продолжили разивать идеи школы Bauhaus.

Хоть школа и работала чуть больше 10 лет, она оставила яркий след в истории архитектуры и дизайна. Ее влияние разносилось по всему миру, все подражали ей. Школа смогла поставить себя таким образом, что легко подстраивалась под современные тенденции.

Стоит сказать, что закрытие школы произошло по причине настоящего консерватизма и национализма. Прошло 100 лет со дня открытия школы, сейчас те же принципы развития и технологии нужны современному миру.

Источник

Что нужно знать о Баухаусе. 9 карточек

В мире отмечают столетие немецкой школы строительства и художественного конструирования Баухаус. «Сноб» подготовил краткий гид по истории школы и ответил на вопрос, почему Баухаус для нас по-прежнему важен

640.max

Где, когда и почему появился Баухаус?

В начале XX века бешеными темпами развивалась промышленность. Возник конфликт между искусством и технологиями: основатели Баухауса считали, что пышная каноническая архитектура и искусство не соответствуют реалиям их жизни.

Высшая школа строительства и конструирования Баухаус была образована в апреле 1919 года в немецком городе Веймар. Ее манифест провозглашал архитектуру ведущим направлением, а прикладные и изящные искусства уравнивал. В Баухаусе считали, что новое искусство воспитает нового человека и станет дорогой в счастливое будущее для всего человечества. Поэтому много внимания уделялось проектированию массового типового жилья, где высокие стандарты жизни должны быть доступны всем слоям населения.

Кто руководил школой?

Всего у школы было три директора. Первый, Вальтер Гропиус, придумал систему обучения, где сначала ученики становились художниками, потом дизайнерами, а затем архитекторами. Он привлек в школу блестящих преподавателей, в том числе Василия Кандинского и венгерского художника Ласло Мохой-Надя. Второй руководитель, Ханнес Майер, наладил коммерческое производство светильников и обоев дизайна Баухауса. Третий, Людвиг Мис ван дер Роэ, сделал школу преимущественно архитектурной.

Как учились в Баухаусе?

Начнем с того, как в Баухаус попадали:

«При наличии свободных мест в школу принимается любой человек с незапятнанной репутацией, независимо от пола и возраста, если Совет мастеров признает достаточной его подготовленность. Плата за обучение — 180 марок в год…»

В школе считали, что искусству обучить нельзя, но ремеслу — можно. Занятия проходили в мастерских, экспериментальных лабораториях и ателье. В правилах было написано: «Школа — служанка мастерской и рано или поздно в ней растворится. Поэтому в Баухаусе нет учителей и школьников. А есть мастера, подмастерья и ученики».

Программа состояла из трех курсов. На подготовительном давали базовые знания о цветах, формах, фактуре материалов. Затем шел практический курс — занятия в мастерских. Дальше работали на строительной площадке. Историю искусства преподавали как можно позже, чтобы предотвратить слепое копирование других архитектурных стилей.

Обязательными условиями были: творческое отношение к учебе, отказ от клише, выполнение коммерческих заказов, совместная работа с мастерами, подготовка масштабных утопических проектов на будущее.

Студенты вместе с преподавателями устраивали вечеринки, фотографировались в странных масках, раскрашивали статуи Гёте и Шиллера.

Как принципы Баухауса выражались в архитектуре?

Рассмотрим на двух примерах.

Первое здание, созданное Баухаусом, — Haus am Horn в Веймаре 1923 года. Авторы — педагог Георг Мухе, несколько специалистов из архитектурного бюро Вальтера Гропиуса и сами студенты. Их целью было создать идеальное пространство для семьи из трех-четырех человек с садом и детской площадкой. Получился высокотехнологичный по тем временам дом с прачечной и центральным отоплением, элементарной формы «квадрат в квадрате», без декора. Его в городе классического наследия, конечно, не оценили.

После переезда в Дессау школе понадобилось новое здание. Его спроектировал Вальтер Гропиус. Оно объединило учебные классы, мастерские, столовые, кабинеты. Общежитие располагалось в многоэтажном корпусе-башне, для преподавателей построили отдельные дома. Интерьеры, мебель, утварь, рисунки тканей конструировали сами студенты и преподаватели. Во всем подчеркивались чистые геометризированные формы. Некоторые помещения легко трансформировались: перегородка убиралась, и столовая превращалась в танцпол. Там же устраивали театр. Стены, мебель, бытовые предметы были основных цветов спектра — красного, синего и желтого.

Почему прогрессивная школа закрылась спустя 14 лет?

Многие преподаватели и студенты Баухауса открыто придерживались левых взглядов. На этой почве у них были постоянные конфликты с правительством. Сначала в Тюрингии, затем, когда школа в 1925 году переехала в Дессау, с местными властями — те видели в Баухаусе рассадник коммунизма. Школа закрылась в 1933 году с приходом к власти национал-социалистов.

О том, как Баухаус выживал в условиях прессинга и менял художественный фон Веймарской Германии, расскажет историк, научный сотрудник и куратор ГМИИ им. А. С. Пушкина Данила Булатов на лекции 18 августа.

Почему в Тель-Авиве Баухауса больше, чем в Веймаре и Дессау?

В 1933 году, когда школа была закрыта нацистским правительством, значительная часть архитекторов-евреев эмигрировала из Германии в Палестину. Тель-Авив стал идеальным местом для экспериментов: рост населения, нехватка жилья и национальный подъем накладывались на отсутствие исторического градостроительного бэкграунда.

Так появился «Белый город» — 3000 зданий адаптированного под местные климатические условия Баухауса. Из-за постоянного солнца и жары архитекторам пришлось отказаться от ленточного остекления в пользу создающих тень патио и аркад. Для дополнительной вентиляции проектировались балконы и мешрабии, выступы и ниши. Здания покрывались белой штукатуркой, чтобы меньше притягивать солнечные лучи.

Есть ли Баухаус в Москве?

Архитектуры Баухауса в полном смысле слова в Москве нет. Главные мастера школы работали не в столице, а в строившихся в 20–30-х годах промышленных городах. Но кое-где Баухаус оставил след.

Идеологически с Баухаусом связан Кузнецовский корпус МАРХИ на Рождественке, 11. С 1920-го по 1926 год здесь располагались Высшие художественные технические мастерские (ВХУТЕМАС), колыбель советского авангарда. Все обучение во ВХУТЕМАСе сводилось к поиску радикально нового, передового. Те же цели преследовал Баухаус, да и программа была схожа.

Мастер Баухауса Хиннерк Шепер проектировал колористические решения для квартир-ячеек дома Наркомфина на Новинском бульваре, 25. В школе Шепер руководил малярной мастерской, а в Москву его пригласили работать по контракту в 1930 году. Сейчас дом Наркомфина находится на реставрации. Ей руководит потомок главного архитектора дома Алексей Гинзбург, который прочитает лекцию о советском авангарде 21 августа.

Архитекторы советского авангарда, как и мастера Баухауса, пытались воспитать нового человека для светлого будущего. О том, чем закончился этот эксперимент у нас, расскажет куратор Центра авангарда и галереи «На Шаболовке» Александра Селиванова на лекции 16 августа.

Почему Баухаус актуален сегодня?

Ученики школы могли делать едва ли не всё: от создания мебели своими руками до продюсирования спектаклей. Этот междисциплинарный подход в обучении вырос в современное мультимедийное искусство. О том, как Баухаус повлиял на Дэвида Боуи, перформанс и мэппинг, будет рассказывать Ирина Кулик 17 августа. Ирина — автор курса «Несимметричные подобия» в музее «Гараж».

Мебель и предметы декора, спроектированные мастерами и учениками школы, до сих пор производятся европейскими фабриками. Вбейте в поисковик Bauhaus Lamp или кресло «Василий», и вы поймете, что эти вещи вы уже где-то видели.

Едва ли не Баухаус в чистом виде — это ИКЕА с их установкой производить простую, качественную и функциональную мебель для всех. ИКЕА тоже подключилась к дням Баухауса: 22 августа будет лекция о том, как их дизайн связан с идеями школы.

Идеи Баухауса сначала трансформировались в архитектуру модернизма, а затем — в современную архитектуру. Посмотрите на дома, в которых мы живем, и места, где мы отдыхаем. Функционализм, простые формы, отсутствие декора, большие площади остекления, эксплуатируемая крыша и одинаково комфортные для всех людей условия в каждой новой многоэтажке — не об этом ли мечтали основатели Баухауса?

Что посмотреть по теме?

Beat Film Festival покажет «Рамс» 24 августа. Это документальный фильм о немецком дизайнере Дитере Рамсе, саундтреки к которому написал Брайан Ино из Roxy Music.

Рамс закончил Высшую школу формообразования в Ульме. Ее основал выпускник Баухауса, архитектор и художник Макс Билл в конце 40-х. Дитер Рамс сделал кнопки на радиоприемнике выпуклыми, крышку винилового проигрывателя — прозрачной, а ручку фена расположил под углом, чтобы было удобнее сушить волосы сзади. Он считал, что в мире слишком много ненужных вещей и дизайн — это серьезно.

Чтобы лучше понять Баухаус и архитектуру в целом, Beat Film Festival также рекомендует посмотреть «Дух Баухауса», «Архитектуру бесконечности», «Венецианский синдром», «Человеческий масштаб», «Гражданин Джейн: Битва за Нью-Йорк» и «Бесконечное счастье».

Источник

Что такое Баухаус

Объясняем, как архитекторы школы Баухауc повлияли на современный мир, на примере пяти их проектов

Учебная программа состояла из трех курсов и представляла собой нечто совершенно новое. На подготовительном, или курсе основ, студентам давали базовые знания о цветах, формах, фактуре материалов, пропорциональных законах (ученики изучали функции дополнительных цветов, психофизическое воздействие различных форм и колористических решений). Затем шел прак­ти­ческий курс — работа в мастерских, где ученики сами делали вещи. На треть­ем, строительном курсе работали на строительной площадке. А вот историю искусства намеренно преподавали как можно позже — чтобы пред­от­вратить копирование и стилистические заимствования.

gallery picture 9f83756c 48da 4cd6 8117 40650d8b9626

gallery picture 3dc6cb78 1d01 4bb8 928c 9e930fb5284b

gallery picture 0ef851bc 31ba 4248 8265 5fb4febdee7c

gallery picture 1e1b1941 eaff 4553 ad63 c3e4379c6b54

gallery picture 7814ed36 6a28 497e 9573 87a4366d26ba

gallery picture ca1400ae eac5 4c51 b707 2640d20a4ff0

gallery picture 2ef553eb 7613 48cd 9826 976e44613793

Школа просуществовала до 1933 года: с приходом к власти национал-социа­листов она была закрыта, но бывшие преподаватели и их многочисленные последователи еще долго использовали разработанные в Баухаусе методы. Баухаус оказал огромное влияние на развитие типографики, дизайна мебели, текстиля, одежды, и все же дисциплиной, объединявшей все направления эксперимента, оставалась именно архитектура. На примере пяти проектов мы объясним, как главные открытия Баухауса изменили представления о современной городской среде, архитектуре, дизайне и творчестве в целом.

1. Здание Баухауса в Дессау, Германия (1925)

gallery picture 1c700d50 041f 43e2 b461 08c05e8e67a2

gallery picture 5f05aade 1744 4314 88a9 2815e8fec369

gallery picture d1d5c5b9 fb17 4ea0 8819 c3244dc78c58

В 1925 году школе пришлось переехать из Веймара в Дессау. Новое здание, свое­го рода манифест раннего Баухауса, спроектировал сам Вальтер Гропиус. Каждая функциональная зона имела свое объемно-пространственное решение и без труда определялась по внешнему виду. Функций в едином комплексе было много, ведь в Баухаусе студенты жили и работали вместе. Школа-фабрика объединила учебные классы, ремесленные мастерские, столовые, кабинеты. Общежитие располагалось в многоэтажном корпусе-башне, для преподавателей были построены отдельные дома. Интерьеры и мебель, утварь, рисунки тканей делали сами студенты и преподаватели. Во всем подчеркива­лись чистые геометризированные формы; стены, мебель, бытовые предметы были основных цветов спектра — красного, синего и желтого.

Некоторые помещения легко трансформировались: перегородка убиралась, и столовая превращалась в танцплощадку. Там же происходили театрали­зованные представления: каждую неделю студенты вместе с пре­подавателями устраивали вечеринки, фотографировались в странных масках, придуманных художником Оскаром Шлеммером, маршировали с красными флагами, публично раскрашивали статуи Гете и Шиллера. Девушки коротко стриглись, юноши, наоборот, отращивали волосы. Очевидцы вспоминают, что жители Дессау жаловались на вызывающую одежду, ночные купания и шумные празднества, а матери предупреждали своих дочерей, когда мимо проходили студенты: «Не смотри, они из Баухау­са!».

Гропиус создал уникальную творческую атмосферу, которую раньше невоз­можно было представить в учебном заведении. В Баухаусе был изобретен новый тип студента-художника — свободолюбивого, пренебрегающего традиционными условностями. движение напоминало монашеский орден (швейцарский художник Иоганнес Иттен, один из основателей и препо­да­вателей школы, носил почти монашеское одеяние и начинал лекции с дыха­тельных упражнений и медитаций); — артистическое пространство 1960-х: бунтарское, бросающее вызов общественному устоявшемуся порядку.

2. Дом Cонневелда в Роттердаме, Нидерланды (1932–1933)

Отдельные предметы домашнего обихода — мебель, посуда, ткани, обои, — при­думанные студентами и преподавателями Баухауса, стали коммерчески успешными: производство было поставлено на поток, в специальных каталогах публиковалась реклама. Однако последовательно воплотить новые методы в архитектурном проекте оказалось гораздо сложнее: нужно было найти не только обеспеченного, но и прогрессивного заказчика. Даже из того, что все-таки было построено, до нас дошло совсем немного жилых зданий, хорошо сохранившихся и с подлинной обстановкой. Дом Сонневелда в Роттердаме — редкое исключение. Он построен по проекту нидерландского архитектора Лендерта ван дер Влюгта, который не преподавал в школе, но разделял взгляды Гропиуса и его соратников. Некоторые предметы мебели для дома были разработаны преподавателем Баухауса Эрихом Дикманом.

Роскошный для своего времени особняк директора табачной фабрики «Ван Нелле» Альбертуса Сонневелда сегодня кажется скромным и п аскетичным. Маленькие комнаты, узкие коридоры, гладкие окрашенные стены, покрытия из линолеума. Это характерная особенность Баухауса — практически во всех ранних проектах функционалистов Функционализм — направление, получившее распространение в европейской архитектуре в 1920–30-е годы. В основе творческого метода функционалистов — принцип соответствия формы и содержания, когда функция помещения определяет, каким будет его внешнее архитектурное оформление. Функционалисты делали ставку на новые возможности строительства с использо­ванием железобетонных конструкций, сознательно подчеркивая современность выбранных материалов. Любое декоративное «украшательство» (традиционная лепнина, карнизы, пилястры и т. д.) казалось им неприемлемым. Функциональный метод использовали и в Баухаусе. квадратные метры на человека рассчитываются крайне скупо, словно ориентиром для них являлись каюты трансатлантических лайнеров или купе в поезде, — такой прием использовал также Ле Корбюзье.

Вопреки революционным социальным установкам Баухауса, дом Сонневелда —совершенно буржуазный продукт. У жены Сонневелда, Гезине Сонневелд-Бос, был прекрасный вкус, она любила роскошь и радикально новые, граничащие с эпатажем вещи. Каждая деталь дома, от мебели и встроенной техники до прикроватного светильника и мыльниц, была изготов­лена по индивидуаль­ному проекту. Линолеум, алюминий, каучук были новыми, а потому дорогими материалами. Дом был наполнен всевозможными техническими новинками: синхронизированные часы, телефонные аппараты и радиоточки во всех ком­натах, терморегуляторы, подъемник для продуктов.

Многое в проекте дома было вдохновлено путешествиями на лайнерах Holland America Line (вроде Nieuw Amsterdam) — от сантехники American Standard и пульмановских кресел В 1867 году американский изобретатель Джордж Пульман основал компанию про производству пассажирских вагонов повышенной комфортности — с роскошными креслами, а также спальными купе, обстав­ленными не хуже номеров в дорогих отелях. до музыкальных проигрывателей. Планировка здания отталкивается от будничной жизни респектабельной семьи: в доме предусмо­трены зона для прислуги, приемная и гараж. Хозяйские ванная и гардеробная по площади значительно превосходят остальные комнаты. В Баухаусе наде­ялись, что благоустроенная современная кухня облегчит труд женщины, но в случае с домом Сонневелда хозяйка не нуждалась в освобо­ждении от работы: ее выполняла кухарка.

3. Генеральный план Биробиджана (1933)

gallery picture 3421f9bc 3e8b 48ed b801 2709cec52183

gallery picture 6c2e2085 44da 4788 8d52 6404e7221623

В СССР знали об экспериментах Баухауса благодаря Первой выставке совре­менной архитектуры, которая прошла в Москве в 1927 году. В начале 1930-х десятки иностранных архитекторов поверили в возможность грандиозных перемен, обещанных молодым советским правительством, и начали работать над типовыми рабочими поселками на Урале и в Сибири. В условиях стреми­тельной индустриализации строительство должно было быть быстрым и эко­номным. Приглашая иностранных специалистов, советские чиновники рас­считывали на помощь в разработке новых в социальном от­но­шении типов жилья (общежития, дома культуры, многоквартирные дома с общественными хозяйственными и досуговыми зонами), на опыт стандар­тизированной за­строй­ки и создания ин­фра­структуры для поточно-конвейерного производства.

Социальный аспект архитектуры был очень важен работавшим в Баухаусе архитекторам: многие из них разделяли крайне левые политические взгляды. Поэтому рево­лю­ци­онные изменения, случившиеся в художественной и обще­ственной жизни СССР в 1920-е и начале 1930-х годов, они приняли с большим воодушевлением. Срочное возведение целых поселков и городов было возмож­но только с помо­щью типового серийного производства, а любое массовое строительство тре­бовало утвержденных норм и стандартов. Ярким примером служит генплан Биробиджана, над которым работал второй директор Баухауса Ханнес Мейер, возглавивший проектно-планировочное бюро № 7 института «Гипрогор», со­зданного специально для разработки генеральных планов застройки и развития новых городов и поселков. В концепции, сформулиро­ванной Мейером, которую он позже назвал «Новой теорией строительства», главная роль отводилась вопросам функции и организации городского пространства. В типовых микро­районах заранее было четко продумано, где жить, где учиться, где беседовать с друзьями, где заниматься спортом. Архитектор видел себя в роли строителя счаст­ливого будущего, объеди­няющего людей, пытался раз­ра­бо­тать универ­сальные, единст­венно верные правила но­вой жизни. Словно бесконечные шеренги на военном параде, выстраивались строчка за строчкой жилые кубики домов. Эти ранние модернистские попытки построить функциональный го­род с его предельно лаконичными формулами и бескомпромиссными соци­аль­ны­ми предпи­саниями были реализованы лишь частично, но предвосхитили концепцию советского индустриального города — соцгорода.

Ханнеса Мейера и его коллег ждало разочарование: низкий уровень квали­фикации местных рабочих, отсутствие строительных материалов, нехватка элементарных канцелярских принадлежностей, сводящая с ума бюрокра­ти­ческая антиутопия — вплоть до прописанного в контракте автомобиля, который «почему-то всегда занят», как писал в одной из объяснительных записок немецкий архитектор Эрнст Май. Многие архитекторы были вынуж­дены покинуть страну из-за жесткой реакции по отно­шению ко всем экспери­мен­тальным направлениям первого после­рево­лю­цион­ного десятилетия. Однако предложенные ими решения еще долго воспринимались как перспек­тивный путь развития современного градостроительства. Эти идеи также повлияли на застройку европейских городов после Второй мировой войны, в 1940–50-е годы.

4. «Белый город» в Тель-Авиве (1931-1937)

gallery picture 0d09b431 e138 4513 83e6 2c1d2c1f38b0

gallery picture 927e609a dd60 48cc 9ced de6d481d3461

gallery picture 99de1b6a 5275 46dc be11 19c8d239a02c

Строившие «Белый город» (свое название район впоследствии получил за свет­лый тон большинства фасадов) архитекторы приспосабливались к местным климатическим условиям. Из-за постоянного солнечного света, изнуряющей жары и высокой влажности от больших остекленных поверхностей и широких полос ленточных окон пришлось отказаться и использовать приемы, тради­ционные для строительной практики Ближнего Востока. Так в проектах появи­лись внутренние дворы-колодцы, патио, аркады, вентиляционные люки, машрабии Машрабия — выступающее из стены и прикрытое деревянной или каменной резной решеткой-«вуалью» вентиляционное окно; распространенный элемент в традиционных каменных постройках на Ближнем Востоке. — словом, все, что облегчает доступ свежего воздуха и создает дополнительную тень.

5. Дом Фарнсуорт в Иллинойсе, США (1945–1951)

gallery picture 361a095f 8fe7 4014 b17d 15a7ad02a1aa

gallery picture 11951f03 6333 4199 9daf 6f6aa7602c64

gallery picture f01d8c11 f36b 4354 8bf7 a16f93a34b79

Любое украшательство, будь то базовые элементы ордерной архитектуры Ордерная архитектура — классический метод архитектурного проектирования, основанный на античной системе ордеров. или самый простой декор, воспринимались архитекторами-модернистами Модернизм — направление в архитектуре, получившее развитие с начала XX века. Модернизм объединяет множество школ и течений. Главная особенность модернистского подхода — ориентация на новое и технологически прогрессивное. Модернизму свойственен революционный пафос преобразования мира, очищения его от социальных и художественных пережитков. как недопустимый, даже безнравственный прием. Модернизм шел по пути очищения, тотального упрощения ди­зай­на. Так рождался интернациональный стиль в своей класси­чес­кой, американизированной версии — благодаря эми­грировавшим в США Вальтеру Гропиусу (преподавал в Гарварде), Марселю Брёйеру (открыл собственное бюро в Нью-Йорке), Ласло Мохой-Надю (основал «Новый Баухаус» в Чикаго). «Старейшиной» интернационального стиля стал третий директор школы — Людвиг Мис ван дер Роэ, самые знаменитые работы которого — павильон Германии в Барселоне (1929), дом Эдит Фарнсуорт («Стеклянный дом», 1951), небоскреб Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1958). По сути, в каждом стеклянном параллелепипеде любого офисного здания по всему миру узнается его наследие. Ван дер Роэ буквально создает простран­ства тишины, воплощая свой главный принцип, ставший архитектурным кредо для тысяч архитекторов и дизайнеров XX века: «Меньше значит больше». Наверное, самым оправданным воплощением этой формулы, стал «Стеклян­ный дом», построенный для доктора Эдит Фарнсуорт. Несмотря на ссору с заказчиком, вызванную увеличением сметы и недоплаченным гонораром, архитектор создал одно из самых ясных и лаконичных архитектурных произве­дений столетия. Здание практически сведено к остову, собранному из тонких опор и плит перекрытий. Фасады превращены в окна, через которые равно­мерно про­ни­кает дневной свет. Сложно придумать более анта­го­ни­стич­ное архитектуре прошлого, чем полное преодоление границ здания и унич­тоже­ние его массы.

Источник

Ошибки и заблуждения
Adblock
detector