- Расшифровка и интерпретация результатов теста MMPI (СМИЛ)
- Шаг 1. Оценка времени, затраченного на прохождение теста.
- Шаг 2. Построение профиля на основе подсчета баллов (либо получение готового профиля при компьютерном тестировании).
- Шаг 3. Оценка профиля и определение 1,2-х или 3-х пикового кода профиля.
- Шаг 4. Определение валидности личностного профиля.
- Шаг 5. Определение общего уровня адаптации – дезадаптации.
- Шаг 6. Описание симптомов, поведения и личностных характеристик.
- Шаг 7. Предоставление психологических и медицинских диагностических гипотез
- Шаг 8. Прогноз успешности терапии, обратная связь и рекомендации
- Какую информацию об обследуемом можно получить при анализе профиля личности?
- Описание шкал теста MMPI (СМИЛ)
- Литература
- Как сдать тест СМИЛ (MMPI) [Онлайн подготовка + Пример]
- СМИЛ или MMPI
- Когда используется СМИЛ
- Как выглядит и проходит СМИЛ
- Варианты тестов СМИЛ
- Что оценивает
- Базисная шкала оценки
- Дополнительные шкалы оценки
- Как правильно пройти тест СМИЛ и как к нему готовиться
- Советы как сдать СМИЛ:
- Заключение
- Шкала коррекции K MMPI (СМИЛ)
- Шкала Коррекции K MMPI (СМИЛ, ММИЛ, СКЛО, МЛО)
- Таблица 1. Интерпретация показателей K в зависимости от социально-экономического статуса при планировании вмешательства
- Высокие значения более 65 T- баллов (70 Т-баллов для MMPI, СМИЛ)
- Дескрипторы при повышении шкалы К
- Обратная связь для клиента с повышенными показателями по шкале К (T>65)
- Психологическая помощь и терапевтические подводные камни
- Рекомендации по лечению и самопомощи
- Низкие значения шкалы K (менее 45 T-баллов)
- Дескрипторы
- Модифицирующие шкалы
- Обратная связь для показателей нормального диапазона (от 45 до 65 (70) Т-баллов)
- Обратная связь при сниженных показателях шкалы Коррекции
- Психологическая помощь и терапевтические подводные камни
- Рекомендации по терапии и самопомощи
Расшифровка и интерпретация результатов теста MMPI (СМИЛ)
Вначале я бы хотел сделать несколько достаточно важных замечаний по работе с тестом MMPI и его русскими адаптациями и производными.
Третья проблема: подготовленность специалистов. Очень часто как от психологов, так и от психиатров приходится слышать, что тест «не работает», что он «устарел», что он только «для пациентов психиатрического профиля» и т.п. К сожалению, такие суждения проистекают лишь от малой ознакомленности с оригинальной литературой по MMPI и мировым опытом по применению теста. Также хочу сказать, что невозможно полностью овладеть методикой работы с тестом, не проведя многие и многие исследования, получая обратную связь от обследуемых. Мне пришлось работать с тестом три года, проведя несколько тысяч обследований, прежде чем я смог сказать себе, что начал разбираться в нюансах оценки и интерпретации результатов.
Итак, к делу! Для интерпретации профилей MMPI, СМИЛ, ММИЛ, СКЛО, МЛО рекомендуется выполнить следующие восемь шагов. Каждая стадия оценки и интерпретации должна проводиться с учетом демографических переменных, таких как возраст, профессия, культурный и интеллектуальный уровень, образование, принадлежность к социальному классу.
Шаг 1. Оценка времени, затраченного на прохождение теста.
Исследователь должен отметить продолжительность времени, затраченного для выполнения теста MMPI. Для человека старше 16 лет, с образованием не менее 8 классов, находящегося в состоянии умеренного волнения со средним IQ общее время выполнения методики MMPI или СМИЛ должно составлять примерно 90 минут. Компьютерный вариант тестов обычно занимает на 15-30 минут меньше (в общей сложности от 60 до 75 минут). Если обследуемый тратит на выполнение теста на бланке более 2 часов (на компьютерный вариант более 1 часа 45 минут), при интерпретации результатов теста необходимо рассмотреть следующие аспекты:
Если, с другой стороны, обследуемый заканчивает тестирование менее чем через час, можно заподозрить невалидный профиль (обследуемый знает как правильно «проходить» тест), повышенную импульсивность, состояние гипомании или сочетания этих факторов.
На бланковых методиках стоит обратить внимание на любые стирания или карандашные точки на листе ответов. Наличие нескольких из них эти признаки могут указывать на то, что человек отнесся к тесту серьезно, что снижает вероятность случайных ответов. Большое количество стираний может отражать обсессивно-компульсивные тенденции.
Шаг 2. Построение профиля на основе подсчета баллов (либо получение готового профиля при компьютерном тестировании).
Компьютерные варианты тестов могут предоставлять информацию о пропущенных утверждениях, об утверждениях, ответы на которые были изменены, либо время ответа превышало двойное среднеквадратичное отклонение от средней нормы. На бланках стоит уделить внимание утверждениям, ответы на которые были пропущены, изменены, либо ответ содержит дополнительные следы карандаша. Важно уточнить понимал ли обследуемый содержание этих утверждений, давая ответы, либо уклоняясь от ответов. Обсуждение с клиентом или пациентом причин, почему он решил не отвечать на некоторые утверждения или почему долго задумывался над ответом, может пролить дополнительный свет на то, как человек функционирует психологически и какие области функционирования для него могут являться критическими.
Шаг 3. Оценка профиля и определение 1,2-х или 3-х пикового кода профиля.
К хорошо дифференцированным относятся профили, которые имеют один, два или три пика шкал, с существенной разницей между показателями других конкурирующих шкал.
Обратите внимание, что совершенно надежно интерпретироваться по коду могут только профили, в которых повышение баллов по шкалам превышает 69 T-баллов (MMPI, СМИЛ) или 64 T-баллов (MMPI-2), и различие в показателях самых высоких шкал составляет не менее 5 Т-баллов. Профили с такими показателями с бОльшей вероятностью будут стабильны с течением времени (высокая надежность тест-ретест).
Когда шкалы в хорошо дифференцированных типах кода повышены (превышает 69 T-баллов для MMPI или СМИЛ, либо 64 T-баллов для MMPI-2), в интерпретацию включаются как симптомы нарушений, так и личностные дескрипторы. Допустимо принимать во внимание интерпретацию по двух и трехпиковым кодам профиля, если значения шкал лежат в области акцентуаций характера (превышает 59 T-баллов). Когда шкалы в хорошо дифференцированных типах не превышают критического уровня, в интерпретацию включают только личностные дескрипторы, но не симптомы. Интерпретации при расшифровке должны быть изменены путем либо понижения дескрипторов до более нормального уровня, либо удаления более экстремальных дескрипторов.
Менее четко дифференцированные профили следует интерпретировать, отмечая каждую повышенную шкалу и затем интегрируя значения, полученные из различных дескрипторов шкал.
Пример расшифровки плохо дифференцированного профиля MMPI.
Если профиль плохо определен из-за наличия дополнительных шкал, которые “конкурируют” с пиковыми шкалами в типе кода (например, тип кода 27/72, но со шкалами 1 и 8, также поднятыми почти так же высоко, как шкалы 2 и 7), необходимо использовать несколько стратегий. Наиболее безопасная и консервативная стратегия расшифровки и интерпретации состоит в том, чтобы рассматривать дескрипторы, которые встречаются среди всех различных повышенных шкал. Например, тревога, с большой степенью вероятности, будет общим дескриптором для повышенных шкал 1, 2, 7 и 8. Тревожные тенденции усиливаются, если 7-я шкала является наиболее высоко поднятой. Кроме того, психологу необходимо приложить усилия для понимания и интеграции интерпретаций, данных в рамках каждого из индивидуальных описаний шкалы. Кроме того, необходимо учитывать и интегрировать значения альтернативных комбинаций типов кодов (например, если все шкалы 2, 7, 1 и 8 повышены, то необходимо учитывать следующие дескрипторы типов двухпиковых кодов: 27/72, 18/81, 87/78, 12/21, 17/71, и еще 28/82).
Шаг 4. Определение валидности личностного профиля.
Необходимо оценить валидность профиля MMPI (СМИЛ) на основе шкал валидности. Существует ряд индикаторов, указывающих на невалидные профили. Например, часто встречающийся оборонительный (защитный) стиль профиля, при котором имеющиеся проблемы скрываются или минимизируется, характеризуется повышением шкалы лжи L и/или шкалы K. Профиль, в котором имеющиеся проблемы преувеличены, характеризуется повышением шкалы F. Также на повышение уровня шкалы F могут влиять: плохое понимание написанного, случайные ответы, психотическое состояние, высокий уровень инфантилизма, стремление симулировать психическую патологию, высокий уровень стресса и желание привлечь внимание к своим проблемам. Кроме того, психолог должен учитывать следующие факторы: контекст оценки, чтобы определить, подтверждается ли при беседе и наблюдении выявленный по шкалам валидности оборонительный вид ответов, сознательное ухудшение результатов или дача случайных ответов. В частности, эксперт должен определить вероятность того, что испытуемый потенциально выиграет от завышения или занижения показателей психопатологии.
Шаг 5. Определение общего уровня адаптации – дезадаптации.
Нормальный профиль адаптированного человека располагается на среднем уровне, а большинство шкал лежит в диапазоне 45-65 (70) Т-баллов.
Низко расположенный профиль, где основные шкалы лежат ниже уровня 50 Т-баллов, и сопровождается низкими показателями шкалы F и повышением шкалы K, говорит о перенапряжении системы адаптации вследствие действия стрессовой ситуации. Обследуемый стремиться отрицать имеющиеся проблемы или симптомы (особенно по шкалам с минимальным уровнем: один из наиболее часто встречающихся вариантов – заниженная 6 шкала при отрицании враждебности и недоверия к людям). В динамике развития ситуации весьма вероятен срыв и поломка системы адаптации, если вовремя не будет оказана психологическая помощь.
Шаг 6. Описание симптомов, поведения и личностных характеристик.
Умеренные подъемы по шкалам (T = 60-65(70)) отражают заострения черт характера (акцентуации личности) обследуемого в переходной зоне между психической нормой и патологией. К интерпретациям в этом случаях следует относиться осторожно, при этом более экстремальные дескрипторы, включающие психопатологическую симптоматику, должны быть удалены или перефразированы для описания более мягких характеристик.
Повышение показателей шкал выше 65 (70) Т-баллов в большей степени отражают характерные постоянные для обследуемого основные особенности функционирования личности. Однако основывать интерпретации исключительно на конкретных значениях Т-баллов может быть неверно, поскольку демографические характеристики клиента (возраст, национальность, уровень образование, принадлежность к определенному классу, род занятий) часто оказывают сильное влияние на результаты.
Разные авторы используют различные критерии для определения высоких и низких баллов профиля. Некоторые авторы используют диапазоны Т-баллов (например, T = 70-80), другие определяют повышенные баллы как верхний квартиль, а третьи определяют повышение шкал, как самый высокий балл в профиле независимо от конкретного значения T-баллов. Чаще всего дескрипторы при интерпретации не привязаны к конкретным значениям T-баллов. Вместо этого даются более общие описания, связанные с высокими и низкими баллами. Психолог должен самостоятельно интерпретировать точность этих потенциальных значений, принимая во внимание не только высоту подъема шкал, но и другие соответствующие переменные. Кроме того, каждое из описаний шкал является модальным. Описания следует рассматривать как возможные интерпретации, которые не обязательно будут применяться ко всем лицам, имеющим определенные баллы по определенным шкалам. Это всего лишь гипотезы в теории, которым необходима дальнейшая проверка. Именно поэтому до 40% автоматизированных компьютерных интерпретаций, созданных без участия психолога, оценивающего конкретного обследуемого, не подтверждаются. Конкретные диапазоны T-баллов оцениваются только для шкал валидности (L,F,K).
В процессе интерпретации результатов следует не просто отмечать значения отдельных шкал, но также изучить общую структуру или конфигурацию профиля, отмечая относительные пики и впадины в его конфигурации. Типичные конфигурации, например, могут включать в себя “конверсионную V,” отражающие возможное конверсионное расстройство или повышенные шкалы 4 и 9, которые отражает высокую вероятность физической агрессии. Следует обращать внимание на любые шкалы, превышающие 65 (70) или сниженные менее 40 (45) Т-баллов, поскольку они особенно важны для общей интерпретации. При расшифровке значения профиля с двумя или более повышенными клиническими шкалами рекомендуется, чтобы психолог принимал во внимание как дескрипторы для отдельных шкал, так и соответствующие описания кодов двух- и трехпиковых профилей. Также рекомендуется, чтобы при интерпретации по отдельным шкалам психолог использовал не только значения для высоких и низких баллов, но и более общую информацию по соответствующей шкале. Здесь можно посмотреть информацию о специфичных показателях теста MMPI и оценке взаимодействия некоторых шкал при расшифровке профиля.
Шаг 7. Предоставление психологических и медицинских диагностических гипотез
Для постановки психологического диагноза недопустимо использовать данные лишь одного теста без подтверждения или исключения диагностических гипотез результатами тщательно подобранной батареи дополняющих друг друга тестов и, естественно, наблюдения и беседы.
Хотя результаты тестирования MMPI или СМИЛ не могут быть непосредственно использованы для постановки медицинского (психиатрического) диагноза при использовании методик в рамках патопсихологического исследования в клинической психологии, они нередко могут внести значительный вклад в информацию, относящуюся к диагностическим формулировкам. Современная литература по MMPI-2 в описаниях типов двух- и трехпиковых кодов профиля содержит возможные диагнозы по DSM-V, соответствующие каждому типу кода профиля. Клиницисты могут учитывать их, наряду с доступной дополнительной диагностической информацией, чтобы поставить точный диагноз. В немедицинских контекстах формулировка психопатологического диагноза не будет ни обязательной, ни целесообразной.
Шаг 8. Прогноз успешности терапии, обратная связь и рекомендации
Психодиагностика сама по себе является одним из видов психологической помощи, оказываемой клиенту или пациенту. Часто одной из наиболее ценных услуг, которую может предоставить психолог, как для клиницистов, так и для самого обследуемого, является прогнозирование вероятности получения пользы от планируемого вмешательства. Это, как правило, означает выявление сильных и слабых сторон функционирования психики человека, виды используемой психологической защиты, способность формировать терапевтический альянс, прогнозируемый ответ на психотерапию, возможные антисоциальные тенденции и уровень самосознания.
Психолог на основании результатов тестирования может дополнительно предоставить предложения по адаптации конкретных вмешательств для клиента, исходя из его профиля и типов испытываемых проблем и затруднении.
Кроме того терапевтическим эффектом обладает предоставление клиенту четкой, релевантной обратной связи, описывающей конкретные вопросы как текущего состояния, так и предыдущего жизненного опыта, а также предложения способов для психологической самопомощи и саморазвития.
Какую информацию об обследуемом можно получить при анализе профиля личности?
Описание шкал теста MMPI (СМИЛ)
Литература
Groth-Marnat G. Handbook of psychological assessment. John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey.- 2003.-PP. 231-239.
Как сдать тест СМИЛ (MMPI)
[Онлайн подготовка + Пример]
Психологическое тестирование при приеме на работу встречается не реже тестов способностей и потенциала: работодателям важны не только профессиональные качества, но и поведенческие особенности человека.
Для этого нередко используют психодиагностические тесты из клинической психологии. Например, государственные структуры предлагают пройти тест СМИЛ на собеседовании. Низкая стоимость и универсальность этого теста превратили его в популярный метод оценки кадров.
СМИЛ или MMPI
СМИЛ (Стандартизированное Многофакторное Исследование Личности) — это адаптированная российская версия психодиагностического опросника MMPI.
MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) создан С. Хэтэуэй и Д. Маккинли в 30-40-х годах прошлого века. В клинической психологии это методика считается признанным лидером психодиагностики. Владеет торговой маркой Миннесотский Университет.
В нашей стране модифицированный вариант MMPI – СМИЛ появился в клинической практике с 70-х годов. А с 2000-х HR тестируют по этой методике кандидатов на собеседовании.
СМИЛ выявляет не только отклонения в стиле поведения, но и черты характера, полезные для работы.
Когда используется СМИЛ
Тест СМИЛ предлагают:
Чаще всего, тестирование СМИЛ проводится для оценки личностных качеств и психических состояний людей, чья работа связана со стрессом, перенапряжением и последствиями таких состояний.
К этой группе относятся военнослужащие подразделений ВС, летный состав гражданской авиации, спасатели службы МЧС, полицейские и сотрудники МВД.
Методикой пользуются не только психологи и рекрутеры. Выявление склонностей личности и умение приспосабливаться к условиям используют в социологии, медицине, педагогике, юриспруденции, спорте. Пройти тест СМИЛ рекомендуют даже детям для выявления предпочтений и будущей профориентации.
Как выглядит и проходит СМИЛ
Тестирование личности проходит либо онлайн, либо очно, на собеседовании.
В первом случае, по результатам психологических опросников и тестов способностей работодатель решает – приглашать ли кандидата на собеседование или нет.
Во втором случае, на очном собеседовании результаты психологического тестирования оцениваются вместе с интервью.
«Правильных» и «неправильных» ответов в психологических тестах не бывает. Например, излишняя эмоциональность, без которой немыслима актерская профессия, будет мешать кадровому военному.
Вопросы СМИЛ теста состоят из утверждений. Задача соискателя — оценить каждое утверждение по приведенной шкале.
Вариантов ответов три: да, нет, не знаю.
Важно отвечать сразу, не задумываясь над правильным ответом: первая реакция – наиболее правильная и точней отражает состояние человека.
В тестировании заложен механизм проверки искренности – если кандидат пытается вслепую угадывать ответы, тест придется повторить.
Результат тестирования — психологический профиль личности с графиком отклонений каждого качества от средних значений. В графике — 10 факторов личности и 3 дополнительные контрольные шкалы. К каждому значению приводится пояснение.
Варианты тестов СМИЛ
СМИЛ – это бесплатная стандартизированная психодиагностическая методика, поэтому формат заданий для всех кандидатов примерно один, но есть и особенности:
Что оценивает
После того, как соискатель на вакансию прошел СМИЛ онлайн, результаты и заключение рассчитываются автоматически. Если тестирование проходит в очном формате на бумаге, HR подсчитывает оценку при помощи ключей к тесту.
Пример отчета с расшифровкой по тесту СМИЛ
В итоге работодатель и кандидат получают развернутый отчет по 10 факторам личности. Оценка в каждом факторе выставляется по 10-балльной шкале (СТЕНы). При преобразовании сырых баллов в СТЕНы учитывается возраст, пол и должность кандидата. Каждая оценка подробно расшифровывается.
Некоторые работодатели в отчете для кандидата дают рекомендации по развитию тех или иных качеств.
Базисная шкала оценки
Личность | Характеристики |
---|---|
Ипохондрик (Нs) | Медлительность, пассивность, покорность, принятие на веру, плохая адаптация к новым условиям и правилам, непереносимость перемен, потере равновесия в конфликтах. |
Депрессивная (D) | Чувствительность, тревожность, робость, старательность в делах. Моральная устойчивость, пунктуальность, неспособность к самостоятельным решениям, неуверенность, склонность к отчаянию при провалах. |
Истеричная (Ну) | Поверхностность чувств, стремление казаться весомым в глазах окружающих, быть в центре внимания, потребность в поклонении. |
Психопат (Рd) | Неспособность принимать правила социума, агрессивность, конфликтность. Частая смена настроения, обидчивость, быстрая возбудимость, сверхчувствительность. |
Параноидальная (Ра) | Склонность к заумным идеям, навязыванию собственных взглядов. Немотивированная агрессивность, злопамятность: деление на врагов и друзей, умных и дураков, переоценка собственных достижений. |
Психастеничная (Рt) | Тревожность, мнительность, боязливость, нерешительность. |
Шизоидная (Se) | Восприимчивость к абстрактным символам, тонкое понимание людей, равнодушие к окружающим, отчужденность в общении. |
Гипоманиакальная (Ма) | Способность вне зависимости от ситуации находиться в приподнятом настроении. Энергичность, активность, позитивное восприятие жизни, любовь к новизне. Готовность идти на контакты, несдержанность. |
Маскулинная — Фемининная (Mf) | Идентификация испытуемого с качествами, присущими полу. |
Социальный интраверт (Si) | Диагностика направленности личности. |
Дополнительные шкалы оценки
Кроме 10 факторов, в СМИЛ предусмотрено несколько контрольных шкал, чтобы оценить искренность и достоверность кандидата:
Если окажется, что кандидат отвечал неискренне, его либо попросят пересдать тест, либо он не пройдет на следующий этап собеседования.
Как правильно пройти тест СМИЛ и как к нему готовиться
Принцип психодиагностических тестов в том, что не должно быть сильных отклонений в ту или иную сторону по каждому фактору.
Учебный тест TestOnJob с объяснениями, как отвечать на вопрос:
Поскольку результаты сравниваются с контрольной группой или другими претендентами того же пола и возраста на эту должность, важно показать свою уравновешенность.
«Идеальный» результат» — 4-6 СТЕНов. 1 или 10 баллов воспринимаются работодателями как негативный результат.
Главная цель теста – определить тип личности кандидата, его слабые или сильные черты и узнать, насколько он адекватен.
Не стоит давать много ответов из категории социально желательных. Чем их больше, тем сильнее зашкаливает показатель «F».
Советы как сдать СМИЛ:
Подготовка к психологическим тестам личности – это многократное прохождение учебных заданий и оценка психологического профиля после каждого прохождения.
Так соискатель научится определять, какой фактор оценивает приведенное утверждение. Это, в свою очередь, позволит выстраивать любой желаемый психологический профиль.
Заключение
В опросниках СМИЛ нет хороших или плохих ответов. Работодатель принимает сотрудников, основываясь на личных предпочтениях, стратегии компании, стиле руководства или уровне вакансии. Поэтому, чтобы пройти психологический тест и показать себя с лучшей стороны, важно понимать, какой тип личности нужен работодателю, а также уметь проходить такие тесты.
Шкала коррекции K MMPI (СМИЛ)
Шкала Коррекции K MMPI (СМИЛ, ММИЛ, СКЛО, МЛО)
Шкала Коррекции методики MMPI или, точнее, шкала искусной защиты (subtle defensiveness) была разработана. (Meehl and Hathaway, 1946) чтобы выявлять более тонкие виды защитного реагирования обследуемых, чем это позволяет делать шкала лжи L. Шкала К выявляет “ложноположительные” аспекты ответов на утверждения теста, принимая во внимание различные аспекты психологической защиты. При интерпретации MMPI шкала к служит как индикатором невалидности профиля, так и средством коррекции результатов ответов по клиническим шкалам с учетом защитной реакции. Другими словами, высота шкалы К измеряет личностные характеристики, а не чистый конструкт валидности профиля.
Повышение показателей по шкале К (особенно при Т-баллах выше 70) отражают выраженную оборонительную позицию при прохождении тестирования. Это могут быть обследуемые, которые стремятся представить весьма благоприятное мнение о себе, например те, кто пытается доказать, что они не нуждаются в психологической помощи, либо просто отрицают имеющиеся проблемы, что приводит к повышению показателей по шкале К. Уровень шкала также коррелирует с другими переменными, такими как социальный класс и уровень образования. Люди из высших социальных классов могут получить более высокие оценки К (от 55 до 60 Т-баллов). Следовательно, для групп обследуемых с высоким социально-экономическим статусом вывод о наличии защитной реакции не должен делаться при показателях по шкале К, не превышающих 70 Т-баллов. Другие личностные факторы, такие как самопринятие, независимость, самоуважение и неавторитарные ценности также связаны с умеренным повышением показателей по шкале К.
Ярко выраженная оборонительная позиция (K более 70 Т-баллов) в ситуациях, требующих откровенности и открытости, например в контексте планирования лечения, могут отражать следующие характеристики: отчужденность, ригидность, нежелание сотрудничать с терапевтом, отрицание проблем и наличие нереалистичной самооценки.
Таблица 1. Интерпретация показателей K в зависимости от социально-экономического статуса при планировании вмешательства
T-балльный диапазон K: низкий социальный класс
30-44 некоторые проблемы, принятие и выражение симптомов, проблемно-ориентированное реагирование
45-55 ожидаемый нормальный уровень К для данного социально-экономического класса
56-63 несколько неохотно выражают свои проблемы, занимают несколько оборонительную позицию
64-69 умеренно выраженная защитная позиция, нежелание обсуждать чувства, отрицание как психологическая защита
70+ Ярко выраженная оборонительная позиция, откровенное искажение самопрезентации, попытка манипулировать другими, при крайнем отрицании имеющихся симптомов.
Диапазон T-баллов K: средний и высокий социальный класс
30-44 чрезмерные жалобы, преувеличение симптомов, отсутствие защитных конструкций, попытка привлечь внимание через выражение симптомов
45-55 некоторое признание симптомов, очевидная готовность обсуждать проблемы
56-63 ожидаемый нормальны диапазон баллов для этого социально-экономического класса без каких-либо проблем
64-69 несколько неохотно обсуждают личные проблемы
70+ защитная позиция, уклончивость, нежелание выражать свои чувства, симптомы, при некотором отрицании симптомов.
Высокие значения более 65 T- баллов (70 Т-баллов для MMPI, СМИЛ)
Высокие баллы К ассоциируются с защитной реакцией, эмоциональным сжатием и редукцией симптоматики. В результате терапевту придется оценивать то, что говорят клиенты, корректируя в сторону увеличения все симптомы и жалобы (Caldwell, 2008). Высокие оценки по шкале K могут возникать по ряду причин. Клиенты, которые сознательно защищаться, чтобы “пройти” тест. Однако в других случаях высокий балл по шкале К является отражением более высокого социально-экономического статуса обследуемых. Люди из более богатых слоев общества склонны поддерживать культурную ценность чрезмерного самоконтроля, приверженности высоким социальным стандартам и социально уместности поведения. В некоторых культурах, например в британской, публичное выражение эмоций осуждается и рассматривается как неуместное (Wagstaff & Rowledge, 1995). Умение держать лицо и «жесткая верхняя губа» в стрессовых ситуациях с подавлением бурных эмоциональных реакций считается уместным и желательным. У таких людей высокие показатели по шкале К отражают культуральную склонность к контролю и уравновешенности (Reynolds & Fletcher-Janzen, 2002). В некоторых ситуациях, высокие баллы К могут быть лучше поняты как отражающие личностные переменные, а не защитную реакцию. Люди с высокими показателями по шкале Коррекции, скорее всего, будут уравновешенными, хорошо контролирующими эмоции, способными хорошо справляться со стрессовыми ситуациями. Для психолога важно определить истинную причину повышения показателей шкалы К.
Дескрипторы при повышении шкалы К
Жалобы Мало или вообще никаких жалоб
Мысли отрицающие проблемы, рациональные, логические
Эмоции оборонительные, эмоционально зажатые, сдержанные, контролируемые, “жесткая верхняя губа”
Черты характера и поведение Контролирующий, испытывающий дискомфорт от эмоциональности, конвенциональный, конформный, социально приемлемый, лишенный самосознания
Сильные стороны Социально адекватная, уверенная в себе, позитивная Я-концепция, устойчивая, сильная способность справляться с эмоциональным стрессом
Обратная связь для клиента с повышенными показателями по шкале К (T>65)
Вы человек, которому важно поступать социально приемлемым способом. Вы склонны подходить к жизни с позиции логики и рационального — стараетесь контролировать свои эмоции, чтобы они не выбивали вас из равновесия. Вы подошли к тесту так, чтобы показать себя с лучшей стороны и были осторожны, чтобы не показаться социально неуместным или эмоционально неуравновешенным. Людям может показаться, что вы защищаетесь, потому что вам не нравится выражение сильных эмоций. Вполне вероятно, что вы редко чувствуете, что эмоции захлестывают вас, и вы не можете с ними справиться.
Пожалуй, люди могут видеть в вас некоторую эмоциональную ограниченность, потому что вы редко выражаете яркие эмоции. Чтобы люди могли сопереживать вам, они должны знать, что вы крайне сдержанный человек и ваше поведение может не отражать всей гаммы переживаемых вами чувств.
Люди с профилем как у вас, как правило, не тратят много времени на размышления и анализ своих собственных чувств. Они идут по жизни, упорно работая, чтобы избежать неприятных эмоций. Они могут не всегда могут осознавать, что они чувствуют и как их эмоции управляют некоторыми аспектами их поведения. Но в кризисные моменты, когда другие становятся весьма эмоциональными, вы вряд ли потеряете голову. Вы будете выглядеть хладнокровным, спокойным и собранным, так что другим будет трудно понять, что вы чувствуете. Вы, кажется, хорошо справляетесь с эмоционально напряженными ситуациями, редко чувствуя себя выбитым из равновесия.
Психологическая помощь и терапевтические подводные камни
Шкала К, если ее правильно интерпретировать, может быть полезным показателем готовности клиента или пациента к терапии или, в некоторых случаях, нерешительности в отношении участия в лечении. В целом, в своих нижних диапазонах — обычно ниже T = 40-45—шкала к отражает открытость к эмоциональному самовыражению. В своих верхних диапазонах, обычно выше клинических шкал и выше 70 T- баллов — такие показатели говорит об отчужденности по отношению к выражению своих проблем и обсуждению эмоций.
Как правило, люди с высоким уровнем К не поддаются катарсической и инсайт-ориентированной терапии. Это происходит отчасти потому, что они обладают эмоциональном равновесием и контролем, но также и потому, что они могут опасаться избыточной эмоциональности. Терапия с такими людьми может начинаться с когнитивного подхода, способствующего пониманию того, как люди переживают эмоции. Терапевт может помочь этим клиентам понять, как они научились контролировать и подавлять свои эмоции через культурные или усвоенные запреты на эмоциональную экспрессивность. Как только эти клиенты освоятся с обсуждением эмоций, гештальт-техники или ролевые игры могут помочь освободить их эмоции. Иногда занятия импровизацией или уроки актерского мастерства могут помочь им стать более эмоционально выразительными.
Рекомендации по лечению и самопомощи
1. Начните с того, что научитесь распознавать свои эмоции. Вы и ваш терапевт можете работать вместе, чтобы определить любые чувства, которые вы можете испытывать во время сеанса терапии. Подумайте о положительном эмоциональном опыте и потратьте некоторое время, чтобы определить, где в вашем теле отражаются испытываемые чувства. Сделайте то же самое для негативного опыта. Понаблюдайте, не препятствуете ли вы эмоциям становиться слишком интенсивными.
2. Исследуйте любые детские или более поздние переживания, в которых вы чувствовали
возможность потери эмоционального контроля. Вернитесь в то время и позвольте себе почувствовать эти моменты, чтобы вы могли изучить весь спектр эмоционального выражения.
3. Помните, что когда вы выражаете свои эмоции, вы нередко делаете это приглушенно, чтобы у других не было необходимости сопереживать вам. Иногда спрашивайте других, как они воспринимают ваши чувства, чтобы не потерять эмоциональный контакт с ними.
4. По мере того как вы начинаете чувствовать себя более комфортно в отношении способности отреагирования эмоций, возможно занятия актерским мастерством могут помочь вам стать более спонтанными и возможно, даже более творческим.
5. Повышение адаптивности: познакомьтесь с понятием “эмоционального интеллекта”, который заключается в способности идентифицировать, оценивать и управлять своими
эмоциями здоровым образом. Существует много хороших книг по саморазвитию, посвященных развитию эмоционального интеллекта, чтобы улучшить вашу личную жизнь и работу.
Низкие значения шкалы K (менее 45 T-баллов)
Крайне низкие баллы по шкале Коррекции в тех случаях, когда от обследуемого в соответствии с его социальным статусом ожидается нормативный балл, могут свидетельствовать о неудовлетворенности, цинизме, “мазохистской тенденции” и плохой реакции на лечение.
Низкие баллы по шкале К в общих случаях указывают на прямоту, невосприимчивость, уязвимость и недостаточный эмоциональный контроль.
Когда клинические шкалы повышены при понижении шкалы К, это говорит о том, что личностные характеристики, связанные с клиническими шкалами, будут выраженными и устойчивыми. В некоторых случаях низкий балл шкалы Коррекции может указывать на преувеличение проблем и “крик о помощи”, особенно при значительно повышенных клинических шкалах (с Т-баллом 80 или выше). Низкие баллы по шкале K могут отражать дефектную интеграцию личности и плохую адаптацию. Когда клинические шкалы указывают на тяжелое расстройство, низкие баллы по шкале К указывают на трудности совладания, и необходимость поддерживающей терапевтической помощи, без направленности на инсайт, пока клиент не стабилизируется.
В отсутствии повышения клинических шкалы низкие баллы К отражают не нарушение эмоциональной сферы, а скорее эмоциональную прямоту и отсутствие уважения к деликатным социальным требованиям. Индивидуумы с низкими баллами К, как правило, игнорируют или считают себя выше суждения других об их эмоциональной выразительности.
Дескрипторы
Жалобы Подавленность, неуверенность в себе, иногда растерянность, неэффективность, подверженность стрессам, низкая самооценка
Мысли Неуверенный в себе, самокритичный, неразвитый, испуганный, неорганизованный, пресыщенный или циничный взгляд на других
Эмоции Боязливый, амбивалентный, подавленный, неуправляемый, отчужденный от других.
Черты характера и поведение прямые, беззащитные, легко подавляемые, циничные, жалующиеся, импульсивные, требовательные
Сильные стороны Открытый, честный, откровенный, спонтанный, эмоционально аутентичный
Образ жизни и семейное происхождение
Более низкие уровни шкалы Коррекции связаны с более низкими образовательными уровнями и более низким эмоциональным интеллектом. У людей с низкими баллами по шкале К, как правило, избыточные эмоции и стресс, вероятно, вызовут нарушения в эффективности и производительности исполнительного функционирования. В отсутствии каких-либо повышений по клиническим шкалам низкие баллы по шкале К могут демонстрировать открытые, эмоционально спонтанные и раскованные личности. Как правило, чем ниже K, тем более вероятно, что человек чувствует, что он находится во власти эмоциональных состояний.
Модифицирующие шкалы
Если клинические шкалы и шкала F находятся ниже 65 (70 для MMPI и СМИЛ) Т-баллов, сниженная шкала Коррекции может отражать эмоциональную непосредственность, граничащую с дерзостью.
Обратная связь для показателей нормального диапазона (от 45 до 65 (70) Т-баллов)
Ваши показатели по этой шкале находятся в пределах нормы. Эта оценка отражает, что вы отвечали на вопросы открыто, не пытаясь быть слишком самокритичным. Ваш подход был честным и точным в меру ваших способностей. Скорее всего, вы достаточно самостоятельны и предприимчивы, а также иметь хорошие навыки адаптации и совладания с проблемами. Вы обладаете широким кругом интересов и достаточными личными ресурсами.
Обратная связь при сниженных показателях шкалы Коррекции
Важно! Некоторые из этих утверждений обратной связи могут быть использованы для дополнения утверждений обратной связи по клиническим шкалам. Эти утверждения неуместны, если все клинические шкалы MMPI-2 находятся ниже уровня 60 T-баллов (65 Т-баллов для MMPI, СМИЛ).
Ваш профиль предполагает, что ваши эмоции и чувства хорошо заметны для окружающих. Если вы чувствуете себя расстроенным или счастливым, другие могут легко увидеть это. В то же время, если вы чувствуете злость, гнев или печаль, интенсивность ваших переживаний может быть воспринята другими как чрезмерная или неуместная. Ваши чувства могут подавлять вас и мешать эффективно функционировать. Когда возникает стресс, он может дезорганизовать вас так, что вам будет трудно будет эффективно работать или заниматься привычными вещами. Интенсивность ваших эмоций может даже напугать вас.
Из-за того, что вы чувствуете себя настолько выбитым из равновесия, вы можете сомневаться в себе и, поэтому, иметь трудности с принятием решений. Вам может быть трудно доверять тому, что вы чувствуете и о чем думаете. Вы склонны сами быть своим собственным строгим критиком, и вы всегда оцениваете себя с очень критической точки зрения.
Некоторые из ваших мыслей могут напугать вас, и вам будет трудно избавиться от них, даже если вы попытаетесь это сделать. В настоящее время вы можете постоянно находиться на грани, тревожиться и бояться, что произойдет что-то плохое. Людям с вашим профилем трудно контролировать свои мысли и чувства, поэтому они склонны быть прямолинейными в общении и, иногда, грубыми, что иногда может иметь неприятные последствия. То, как вы подошли к тесту, показывает, что вы очень открыты и беззащитны, и готовы говорить о том, что вы чувствуете.
Психологическая помощь и терапевтические подводные камни
При наличии повышений по клиническим шкалам низкий балл шкалы Коррекции указывает на необходимость немедленной, конкретной поддержки и укрепления Эго. Рекомендуется использовать техники релаксации и остановки мыслей, чтобы справиться с эмоциональным потрясениями, связанными с повышениями клинических шкал. При наличии серьезного нарушения низкие показатели К могут указывать на коллапс защитных сил Эго, поэтому инсайт-ориентированная терапия противопоказана. В таких случаях необходимо учитывать вероятность угрозы самоубийства и возможность полной дезорганизации даже при незначительном стрессе.
Рекомендации по терапии и самопомощи
1. Найдите способы отключать свой ум от постоянных переживаний. Научитесь медитировать, чтобы у вас были моменты, когда вы не чувствуете себя подавленным.
2. Каждый вечер составляйте список дел, которые вы хотите сделать на следующий день. Когда вы проснетесь, начните работать над своим списком, чтобы почувствовать некоторое чувство выполненного долга. Список поможет вам почувствовать, что вы обладаете контролем над своим мышлением и поведением.
3. Изучение различных видов релаксации может помочь успокоить ваши автоматические негативные реакции на стрессовые ситуации. Один из видов релаксации, диафрагмальное дыхание оказывает мощное воздействие на вашу физическую реакцию на стресс. Когда вы чувствуете стресс, ваше дыхание становится быстрым и поверхностным, но это упражнение может успокоить автоматическую реакцию вашей нервной системы и уменьшить реактивное мышление и деструктивные эмоции. Поработайте с вашим терапевтом, чтобы изучить диафрагмальное дыхание, практикуйте два раза в день в течение 2 недель, а затем продолжайте практиковать на
регулярной основе. Подробно о методах физиологического купирования острого стресса читайте в методике «Разгрузка».