- Тесты испытания «умственной одаренности» младенческих возрастов Ф. Кюльмана (1912 г.)
- Детская психодиагностика
- Психологические возрастные особенности детей. Этапы когнитивного, нравственного, мотивационного и личностного развития. Диагностика психического развития ребенка. Диагностика готовности ребенка к школе. Психодиагностика нарушений в развитии ребенка.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Тесты испытания «умственной одаренности» младенческих возрастов Ф. Кюльмана (1912 г.)
- Методы ранней психологической диагностики.
Тесты испытания «умственной одаренности» младенческих возрастов Ф. Кюльмана (1912 г.)
Проведение исследования и оценка полученных результатов.Дети младшего возраста обследуются по всей шкале, при этом осуществляется последовательный переход от низких к более высоким возрастным уровням. Обследование старших начинается с набора заданий, соответствующих уровню, меньшему на одну ступень, нежели паспортный (хронологический) возраст. Если на этой ступени обследуемый получает менее пяти баллов, предлагаются тесты еще более низкой ступени. Испытание продолжается вплоть до того возрастного уровня, на котором для ребенка все пять тестов оказываются недоступными.
За выполнение каждого из пяти тестов начисляется один балл, однако «цена» этого балла для тестов, предназначенных детям в возрасте 3 и 6 мес., равна 0,6 мес., а для 12-, 18- и 24-месячных — 1,2 мес. Временные показатели выполнения тестов суммируются, что позволяет определить умственный возраст (см. Интеллекта коэффициент, Станфорд—Бине умственного развития шкала).
Примечание: Приведенные здесь шкалы Бине—Симона и Кюльмана носят иллюстративный характер. Легко заметить, что показатели психического развития, на которые опирается, например, шкала Кюльмана, в значительной мере отстают от норм психического развития детей соответствующих возрастных групп в настоящее время. Шкала Кюльмана приводится с сокращениями (А. Шуберт, 1927).
ПРИЛОЖЕНИЕ V. Контроль компетентности в тестировании профессиональной пригодности*
* Государственный сертификационный регистр британского психологического общества. Авторы благодарят А. Виноградова, участвовавшего в переводе этих материалов.
Уровень А
Раздел 1. Психологическое тестирование: определение необходимости в обследовании
В состоянии ли экзаменуемый:
1. Описать различие между тестами, предназначенными для измерения успешности деятельности(способности,достижения и т. п.) и тестами, измеряющими типические особенности деятельности (личность, интересы и т.п.)
2. Провести различие между тестами способности и тестами достижения.
3. Дифференцировать нормативно-ориентированные, критериально-ориентированные и предметно-ориентированные тесты (например, тесты мастерства, процедуры диагностики компетентности на рабочем месте).
4. Объяснить, что такое тесты, моделирующие рабочие функции, и как они используются.
5. Привести примеры каждого типа тестов, применяющихся в психологии профессиональной деятельности.
6. Описать различия инструментов для измерения общих и специальных способностей и привести примеры.
7. Описать характер влияния факторов внешней среды на измерение способностей и привести конкретные примеры.
8. Описать связь между анализом профессии или другими процедурами определения критериев отбора и построением профессиограммы.
9. Привести для каждого пункта профессиограммы один или несколько возможных методов диагностики.
10. Описать важность знания особенностей профессии и рабочих процедур для корректного использования тестов в профориентации.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Детская психодиагностика
Психологические возрастные особенности детей. Этапы когнитивного, нравственного, мотивационного и личностного развития. Диагностика психического развития ребенка. Диагностика готовности ребенка к школе. Психодиагностика нарушений в развитии ребенка.
Рубрика | Психология |
Вид | учебное пособие |
Язык | русский |
Дата добавления | 06.12.2015 |
Размер файла | 7,3 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
1. КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Психодиагностика детей включает несколько направлений:
2. ПСИХОДИАГНОСТИКА РАННЕГО ДЕТСТВА
Это совокупность методов и средств диагностики психического развития детей младшего возраста (новорожденных, младенцев, младших дошкольников). ребенок психодиагностика школа развитие
Методики диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития детей, особенно самых ранних возрастных групп (новорожденные, младенцы), имеют ряд особенностей. Большинство тестов для детей моложе 6 лет являются либо тестами выполнения элементарных действий, либо тестами выполнения устных инструкций. Небольшое число заданий включает элементарные действия с карандашом и бумагой. Большая часть тестов для младенцев предназначена для исследования сенсомоторного развития (способность держать головку, манипулировать с предметами, сидеть, поворачиваться, следить за предметом глазами и т. д.) (А. Анастази, 1982).
Детские методики включают определенный круг нормативов-критериев, являющихся основой для наблюдения за проявлениями различных сфер психического развития ребенка (сенсомоторики, «эмоциональногообщения», «речевого развития» и т. д.). Оценка уровня развития базируется на фиксации выполнения нормативного задания (например, оперирования кубиками особым образом) или обнаружении той или иной способности (например, движение по направлению к предмету и хватание его). Нормативы соотносятся с возрастом обнаружения данной способности у нормальных детей в выборке стандартизации. На основе сопоставления определяемого таким образом «психического» и хронологического (паспортного, биологического) возрастов рассчитываются количественные и качественные показатели уровня психического развития.
В последнее время в области психодиагностики раннего возраста за рубежом широкое применение нашли шкалы Н. Бейли (Bayley Scales of Infant Development, 1969). Данная методика предназначена для обследования детей в возрасте от 2 до 30 мес. Набор тестов состоит из трех частей:
1. Умственная шкала (Mental Scale) направлена на оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению, зачатков развития речи. Результатом измерения является «индекс умственного развития» (MD).
2. Моторная шкала (Motor Scale) измеряет уровень развития мышечной координации и манипулирования. Результатом измерения является «индекс психомоторного развития». (PDI).
3. Запись о поведении ребенка (The Infant Behavior Record) предназначена для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и т. д. (Я. Кох, 1978).
0,92 соответственно. Имеются данные, свидетельствующие о высокой валидности шкал. По мнению А. Анастази (1982), шкалы Бейли выгодно отличаются от других имеющихся методик для детей раннего возраста и весьма полезны для раннего распознания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательного влияния окружающей среды на развитие ребенка.
Тесты испытания «умственной одаренности» младенческих возрастов Ф. Кюльмана (1912 г.)
Проведение исследования и оценка полученных результатов.Дети младшего возраста обследуются по всей шкале, при этом осуществляется последовательный переход от низких к более высоким возрастным уровням. Обследование старших начинается с набора заданий, соответствующих уровню, меньшему на одну ступень, нежели паспортный (хронологический) возраст. Если на этой ступени обследуемый получает менее пяти баллов, предлагаются тесты еще более низкой ступени. Испытание продолжается вплоть до того возрастного уровня, на котором для ребенка все пять тестов оказываются недоступными.
За выполнение каждого из пяти тестов начисляется один балл, однако «цена» этого балла для тестов, предназначенных детям в возрасте 3 и 6 мес., равна 0,6 мес., а для 12-, 18- и 24-месячных — 1,2 мес. Временные показатели выполнения тестов суммируются, что позволяет определить умственный возраст (см. Интеллекта коэффициент, Станфорд—Бине умственного развития шкала).
Примечание: Приведенные здесь шкалы Бине—Симона и Кюльмана носят иллюстративный характер. Легко заметить, что показатели психического развития, на которые опирается, например, шкала Кюльмана, в значительной мере отстают от норм психического развития детей соответствующих возрастных групп в настоящее время. Шкала Кюльмана приводится с сокращениями (А. Шуберт, 1927).
ПРИЛОЖЕНИЕ V. Контроль компетентности в тестировании профессиональной пригодности*
* Государственный сертификационный регистр британского психологического общества. Авторы благодарят А. Виноградова, участвовавшего в переводе этих материалов.
Уровень А
Раздел 1. Психологическое тестирование: определение необходимости в обследовании
В состоянии ли экзаменуемый:
1. Описать различие между тестами, предназначенными для измерения успешности деятельности(способности,достижения и т. п.) и тестами, измеряющими типические особенности деятельности (личность, интересы и т.п.)
2. Провести различие между тестами способности и тестами достижения.
3. Дифференцировать нормативно-ориентированные, критериально-ориентированные и предметно-ориентированные тесты (например, тесты мастерства, процедуры диагностики компетентности на рабочем месте).
4. Объяснить, что такое тесты, моделирующие рабочие функции, и как они используются.
5. Привести примеры каждого типа тестов, применяющихся в психологии профессиональной деятельности.
6. Описать различия инструментов для измерения общих и специальных способностей и привести примеры.
7. Описать характер влияния факторов внешней среды на измерение способностей и привести конкретные примеры.
8. Описать связь между анализом профессии или другими процедурами определения критериев отбора и построением профессиограммы.
9. Привести для каждого пункта профессиограммы один или несколько возможных методов диагностики.
10. Описать важность знания особенностей профессии и рабочих процедур для корректного использования тестов в профориентации.
Методы ранней психологической диагностики.
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет
ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В МЛАДЕНЧЕСТВЕ И РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г.Чернышевского
Рецензенты: Е.В.Зволейко, канд. п. наук,
доцент кафедры специальной психологии ЗабГГПУ;
В.А.Полухина, заместитель директора по научно-
методической работе Центра психолого-медико-социального
Ответственный за выпуск: А.А.Томских, канд. геогр. наук, доцент,
проректор по учебной работе ЗабГГПУ
Калашникова С.А.
Диагностика психического развития детей в младенчестве и раннем возрасте: Учебно-методическое пособие.- Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2007.- 67 с.
В пособии рассмотрены основные принципы, подходы и методы диагностики психического развития детей младенческого и раннего возраста. Пособие восполняет недостаточность систематизации опыта в области практической работы психолога с детьми младенческого и раннего возрастов.
Пособие адресовано студентам психологических специальностей, практикующим психологам. Представленные материалы могут быть использованы при изучении дисциплин «Методы психологической диагностики», «Психолого-педагогическая диагностика», «Методы диагностики в норме и патологии».
Глава 1. Теоретические основания психологической диагностики в младенчестве и раннем возрасте.
1.1. Принципы ранней диагностики психического развития детей. 4
1.2. Методы ранней психологической диагностики. 6
1.3.Ранняя диагностика нарушений развития. 14
1.4. Организация диагностического обследования. 16
Глава 2. Психологическая диагностика развития детей от рождения до 1 года.
2.1. Показатели развития младенца и параметры диагностики. 23
2.2. Признаки нарушений нервно-психического развития в младенчестве. 27
2.3. Психодиагностический инструментарий. 28
Глава 3. Психологическая диагностика детей раннего возраста.
3.1. Показатели развития ребенка и параметры диагностики. 32
3.2. Признаки нарушений нервно-психического развития в раннем возрасте. 35
3.3. Психодиагностический инструментарий. 36
Словарь терминов 42
Приложение 1.Таблицы для оценки психомоторного развития детей
от рождения до трех лет. 47
Приложение 2. Психопатологические симптомы и симптомокомплексы нарушений у детей раннего возраста. 61
Приложение 3. Методика диагностики умственного развития детей раннего возраста. 64
Глава 1. Теоретические основания психологической диагностики в младенчестве и раннем возрасте.
Принципы ранней диагностики психического развития детей.
Психологическая диагностика раннего детства является актуальным направлением практической деятельности психолога. Это связано, прежде всего, с необходимостью раннего выявления возможных отклонений, планирования индивидуальных мер психологической коррекции и профилактики. Необходимость ранней диагностики также связана с исключительной значимостью ранних периодов онтогенеза для развития личности. Поскольку темпы психофизического развития в младенчестве и раннем возрасте очень велики, то порой незначительные проблемы или отклонения в развитии могут привести к серьезным нарушениям в более старшем возрасте. С другой стороны, на ранних этапах развития имеются огромные возможности для преодоления имеющихся затруднений за счет пластичности нервной системы и чувствительности детской психики к коррекционным воздействиям.
Для успешной профилактики возможных трудностей в развитии ребенка в ранней диагностике необходимо придерживаться ряда принципов.
Первый принцип предполагает использование всех возможных путей для получения сведений о психическом развитии ребенка и условий его семейного воспитания.
Психолог может получить необходимую информацию из анамнеза, в процессе наблюдения, используя заключения других специалистов (педиатра, невролога и др.). На основе анамнеза можно получить предварительное впечатление о психическом развитии ребенка до получения объективных данных. Сбор анамнеза позволяет выявить возможные вредности, которые могли повлиять на развитие ребенка в пренатальном и постнатальном периодах развития.
Из беседы с родителями можно получить представление о темпе развития ребенка.
Второй принцип касается выявления факторов риска для нормального развития ребенка. Оценка психического развития ребенка должна производиться как можно раньше. Факторами риска могут быть как пренатальные, так и постнатальные вредности.
Третий принцип – комплексность обследования – предполагает интеграцию информации, полученной разными методами и разными специалистами. Данный принцип требует от диагноста профессионального владения отдельными методами, умения интегрировать результаты обследования в диагностическое заключение.
В изучении человека различают следующие плоскости данных [19]:
— биологическая (соматическая): на первом плане стоят соматические процессы, которые можно зафиксировать физическими и химическими способами;
— психическая (психологическая): акцент ставится на индивидуальном переживании и поведении, включая деятельность;
— социальная: акцент на межличностных системах, социальных условиях;
— экологическая: в центре внимания находятся материальные условия.
Абсолютизация какой-либо из плоскостей не может дать полной картины при изучении психики.
Четвертый принцип – целостное и системное изучение ребенка – предусматривает обследование всех сфер психики ребенка (когнитивной, эмоционально-волевой, поведенческой). Кроме того, необходимо установление взаимосвязей между отдельными показателями психического развития (особенностями восприятия, памяти, других функций), поскольку психологическое заключение не может складываться из суммы изолированных друг от друга показателей.
А.Л. Венгер отмечает, что для описания особенностей ребенка следует использовать не перечень отдельных показателей (симптомов), а более крупную единицу — синдром – комплекс органически связанных между собой симптомов, имеющий свое происхождение и историю развития. В качестве ядра синдрома предлагается рассматривать три блока: 1) психологические особенности ребенка; 2) зависящие от них особенности его деятельности и 3) складывающиеся в этой деятельности взаимоотношения с окружающими людьми. Взаимоотношения в свою очередь влияют на ход дальнейшего психического развития. Так замыкается обратная связь, обеспечивающая целостность синдрома (точнее, его ядра) и определяющая направление его развития [3].Психологические синдромы складываются в основном в кризисные возрастные периоды и, по-видимому, в значительной мере определяются общими закономерностями, характеризующими эти периоды. Можно полагать, что в каждый возрастной период формирование психологических синдромов связано преимущественно с той сферой, которая в этом возрасте является ведущей. Вместе с тем данные исследований свидетельствуют о том, что, раз возникнув, синдром часто оказывается очень устойчивым и окрашивает собой все последующее развитие ребенка.
Синдромный подход в психологии позволяет формулировать диагноз в терминах, задающих направление коррекции — в данном случае психологической.
Пятый принцип – принцип динамического изучения. В основе данного принципа лежит концепция Л.С.Выготского о двух уровнях психического развития ребенка – актуального и потенциального. Данный принцип требует учета при диагностике зоны ближайшего развития.
Шестой принцип – генетический – предполагает учет того, что симптомы возможных отклонений могут быть обусловлены не только повреждением центральной нервной системы, но и могут появляться под влиянием социальной ситуации развития ребенка, в связи с чем один и тот же симптом может иметь разное значение.
Седьмой принцип касается особенностей диагностического процесса и предусматривает возможность качественно-количественной оценки результатов диагностики. Для реализации данного принципа необходимо использование валидных и надежных диагностических методик, количество которых должно быть необходимым и достаточным. По содержанию диагностические методики должны быть взаимодополняющими.
Использование указанных принципов дает возможность адекватно оценить не только актуальное состояние и уровень развития ребенка, но и качественные характеристики формирования основных составляющих психического развития и потенциальный уровень их развития.
Методы ранней психологической диагностики.
Методы диагностики психического развития (психомоторного, эмоционального, сенсорного) на ранних возрастных этапах имеют специфику.
Одним из ведущих методов психологической диагностики детей младенческого и раннего возраста в настоящее время остается наблюдение. Наблюдение начинается с момента первого контакта диагноста и ребенка и продолжается на протяжении всего времени обследования. Наблюдение как научный метод представляет собой целенаправленное восприятие исследуемого объекта, имеющее планомерный, систематичный, объективный характер.
При свободном наблюдении главными категориями наблюдения являются особенности базовых проявлений активности ребенка [19]:
— уровень общей и двигательной активности;
— ритмичность различных психофизиологических актов (сон, кормление);
— характер эмоциональных и поведенческих реакций на новые стимулы – еду, игрушки, людей;
— интенсивность эмоциональных реакций при выражении желаний и отношений;
— способность к сосредоточению на эмоциональном контакте или деятельности;
— способность к преодолению препятствий.
Чтобы получить достоверные данные наблюдения, необходимо соблюдать ряд правил [6]:
— наблюдение должно проводиться в разных ситуациях;
— наблюдение должно проводиться независимыми экспертами, которые фиксируют непосредственные поведенческие реакции ребенка;
— наблюдение за одни ребенком должно проводиться минимум два раза. Р.Кеттелл отмечал, что необходимая точность диагноза обеспечивается лишь десятикратным наблюдением.
— конкретные диагностические признаки того или иного психологического феномена необходимо выделять заранее и фиксировать их появление в ходе наблюдения.
Наблюдение может выступать как самостоятельный метод, а может быть дополнительным средством получения психодиагностической информации при тестировании или экспериментальном исследовании.
Наиболее объективные результаты могут быть получены при формализованном наблюдении, включаемом в стандартизованную методику изучения психофизического развития ребенка (например, стандартные шкалы психического развития).
В качестве дополнения к наблюдению, эксперименту или как самостоятельный метод исследования в работе с детьми младенческого и раннего возраста успешно используется беседа. Ключевой, безусловно, является беседа психолога с родителями. Особое значение имеет беседа с ребенком, способным к такого рода взаимодействию (ранний возраст). Беседа с родителями является частью диагностического процесса и направлена на получение информации об особенностях развития ребенка, выяснение возможных проблем и их причин, определение стратегии дальнейшей работы.
При проведении беседы необходимо соблюдать ряд основных требований:
— выбор места и времени для беседы;
— установление доверительных отношений психолога с родителями ребенка;
— избегание открытой критики воспитательных действий родителей;
— участие в беседе обоих родителей (по возможности);
— стремление к выработке у родителей реальных представлений о психофизических особенностях ребенка, его трудностях и возможностях их преодоления.
Следует помнить, что психолог получает не объективную информацию, а субъективное ее восприятие родителями. Поэтому необходимо умение психолога из обилия информации выделить факты, представляющие реальное состояние дел [19].
В работе с детьми раннего возраста (2-3 года) в некоторой степени может быть использован метод анализа продуктов деятельности, в частности графический метод. Графические навыки детей начинают развиваться с 2 лет. К данному возрасту у детей появляется стремление к рисованию без попыток систематизировать свои движения, нарисовать что-либо. С 2-3 лет отмечается многократное воспроизведение округлых форм. Данный период развития графических навыков называют периодом «круговых движений». Особенности графической деятельности могут служить психодиагностическим материалом при обследовании ребенка раннего возраста.
Одно из важных мест в психологической диагностике занимает патопсихологический эксперимент. В широком смысле патопсихологический эксперимент – это полное обследование конкретного человека в ситуации экспертизы с использованием разных методических средств: наблюдения, беседы, стандартных тестов и экспериментальных патопсихологических методик. Психодиагностические обследование включает патопсихологический эксперимент (в узком смысле) – выполнение испытуемым предложенных диагностом заданий, выступающих в качестве функциональных проб [15].
В основе патопсихологического эксперимента лежит метод анализа единичного (отдельного) случая. Эксперимент требует наличия протокола, в котором фиксируется весь ход и результаты работы. В структуру патопсихологического эксперимента включается наблюдение и беседа.
Собственно психодиагностика предполагает использование специальных психодиагностических методик: стандартизированных (тестов) и экспертных методик. Тест предполагает измерение степени выраженности того или иного психологического признака. Экспертные методики включают анкетирование, анализ продуктов деятельности, диагностические интервью, диагностические игры, проективные техники и др.
Большинство психодиагностических методик для детей младше 6 лет представляют собой либо тесты выполнения элементарных действий, либо тесты выполнения устных инструкций. В зарубежной психологии диагностика психического развития детей до трех лет осуществляется преимущественно с помощью специальных тестов, представляющих собой шкалы. Это так называемые «тесты развития». Их практическая цель связана с выявлением детей, обнаруживающих признаки задержанного психического развития и умственной отсталости [12]. В процессе диагностики оцениваются поведенческие показатели обследуемого ребенка и соотносятся с нормативными показателями, характерными для здоровых детей в определенном возрасте. Предметом диагностики с применением такого рода тестов становится в большей степени психомоторное развитие: способность держать головку, умение ползать, сидеть, стоять, хватать предметы, прослеживать траекторию движения предметов и др. На основе сопоставления «хронологического» и «психического» возрастов рассчитываются количественные и качественные показатели уровня психического развития ребенка. Примерами таких методов являются Шкала умственного развития Бине-Симона, Шкала умственного развития Стандфорд-Бине, Шкала А.Гезелла.
Шкала Бине-Симона является родоначальником современных тестов интеллекта. Первый вариант Шкалы был разработан А.Бине и Т.Симоном в 1905 г. для выявления умственно неполноценных детей, неспособных к обучению в обычных школах. В первоначальном виде шкала Бине-Симона состояла из 30 заданий, расположенных по мере возрастания трудности. Поэтому вероятность правильного выполнения увеличивалась с возрастанием хронологического возраста. Дети с различными видами нарушений интеллектуального развития не справлялись с заданиями выше определенного уровня сложности. Тест рассматривался как вспомогательный метод изучения интеллекта; общий показатель интеллекта не рассчитывался.
В 1908 году шкала Бине-Симона была существенно пересмотрена: увеличилось количество тестов-заданий; значительно расширена выборка стандартизации; задания группировались по возрастным уровням; вводилось понятие «умственного уровня, которое в дальнейшем было заменено термином «умственный возраст». В 1911 году был опубликован модифицированный вариант шкалы 1908 года, которая была продлена до уровня взрослого (см. таблицу 1).
Фрагмент Шкалы умственного развития Бине-Симона (1911 г.) [2].
Возраст | Содержание задания |
3 года 4 года 5 лет 6 лет | 1. Показать свои глаза, нос, рот 2. Повторить предложение длиной до шести слогов 3. Повторить по памяти два числа 4. Назвать нарисованные предметы 5. Назвать свою фамилию 1. Назвать свой пол 2. Назвать несколько показываемых предметов 3. Повторить ряд из трех однозначных чисел 4. Сравнить длину показанных линий (3 задачи) 1. Сравнение (попарно) тяжести (3-12 г, 15-6 г, 3-12 г) 2. Срисовать квадрат 3. Повторить слово из трех слогов 4. Решить головоломку 5. Сосчитать четыре предмета 1. Определить время дня 2. Назвать назначение нескольких предметов обихода 3. Срисовать ромб 4. Сосчитать тридцать предметов. 5. Сравнить с эстетической точки зрения два лица (3 задания) |
Одним из первых тестов для младенцев является вариант шкалы Бине-Симона, предложенный Ф.Кюльманом в 1912 году, предназначенный для диагностики детей с трехмесячного возраста. В Шкале Кюльмана были использованы задания, близкие по характеру к задачам шкалы Бине-Симона, а также показатели психомоторного развития (см. таблицу 2).
Дети младшего возраста обследуются по всей шкале, при этом осуществляется последовательный переход от низких к более высоким возрастным уровням. Обследование старших начинается с набора заданий, соответствующих уровню, меньшему на одну ступень, чем хронологический возраст. Если на этой ступени обследуемый получает менее пяти баллов, предлагаются тесты еще более низкой ступени. Испытание продолжается до того уровня, на котором для ребенка все пять тестов оказываются недоступными. Вычисляются показатели выполнения теста, которые позволяют определить умственный возраст.
Фрагмент шкалы Ф.Кюльмана (тесты испытания «умственной одаренности» младенческих возрастов), 1912 г. [2].
Возраст | Содержание задания | Критерий выполнения |
3 мес. 6 мес. | 1. Поднесение руки или предмета ко рту. Вложить в правую руку кубик или другой легкий предмет. Наблюдать, потянет ли в рот. Повторить то же с левой рукой. Если опыт не удался, наблюдать, не будет ли ребенок подносить руку ко рту. 2. Реакция на звук. Хлопнуть в ладоши по одному разу у каждого уха. Повторные хлопки с интервалом не менее 1 мин. 3. Координация глазных яблок. Держать ребенка спиной к свету. Перемещать перед глазами крупный блестящий предмет в разных направлениях. Расстояние от лица – 75 см. 4. Слежение за предметом в боковом поле зрения. Держать спиной к свету. Медленно вводить в поле зрения крупный светящийся предмет из-за спины ребенка. 5. Моргание. Резкие движения перед глазами. 1. Удержание головки и сидение. Посадить ребенка, подложив под спинку подушку. 2. Поворот головы на звук. Держать за правым и левым ухом по телеграфному ключу на расстоянии 60 см. Быстро пощелкать одним, затем другим. При неудаче повторить опыт с колокольчиком или окликом. 3. Отведение большого пальца. Вкладывание карандаша или кубика размером 2-3 см в ладонь ребенка. 4. Удержание предмета в руке. Вкладывание в руки кубика, мячика и т.п. 5. Движение рук в направлении к предмету. Протянутый яркий предмет в пределах достижения ребенка. | Движение направленно, а не случайно. Реакция в форме вздрагивания или другого движения. Правильная координация, перемещение глаз к краям глазных щелей. Поворот головки или глаз. Начинает моргать. Удерживает головку вертикально. Сидит в течение 5-10 сек. Более или менее быстрый поворот головы в сторону звука. Предмет должен быть сжат всеми пятью или большим и указательным пальцами. Удержание более длительное, чем при рефлекторном схватывании. Уверенное протягивание руки к предмету. |
В 1916 году Л.М.Терменом была предложена модификация Шкалы умственного развития Бине-Симона. Было добавлено более трети новых заданий, преобразован ряд старых, либо отброшен или переадресован к другим возрастным группам. В настоящее время используется третья редакция данного теста, имеющего название «Шкала умственного развития Станфорд-Бине». Тесты, включенные в батарею Станфорд-Бине, группируются по возрастным уровням (от 2 до 22 лет). Комплекс заданий для каждого возрастного уровня состоит из 6 тестов (за исключением подросткового уровня, для которого предлагается 8 тестов).
На ранних возрастных уровнях тесты требуют главным образом зрительно-моторной координации, перцептивного различия, способности понимать инструкцию (складывание кубиков, подбор геометрических фигур и т.п.), а также способности узнавать предметы, предъявляемые в виде игрушечных моделей или изображений на карточках. Тесты внутри каждого возрастного уровня одинаковы по трудности и расположены без учета сложности заданий. Для каждого возраста предусмотрен запасной набор задач, применяемый по мере необходимости.
Особенностью процедуры обследования заключается в том, что испытуемому предлагается неполный набор заданий методики. Предъявляются лишь те тесты, которые соответствуют интеллектуальному уровню обследуемого. Процедура обследования начинается с применения заданий, относящихся к более низкому уровню, чем тот, которому соответствует возрасту испытуемого. Затем в зависимости от успеха или неуспеха осуществляется переход на более высокий или низкий уровень. «Базовый уровень» определяется как максимальный возрастной уровень, все задания которого выполняются. Исследование продолжается с переходом на возрастающие по сравнению с базовым уровнем группы заданий до тех пор, пока нерешенными оказываются все тесты данной группы.
Показатель «умственного возраста» равен «базовому возрасту» с прибавлением к нему добавочных месяцев за правильно решенные задания из уровней, находящихся выше.
Одними из наиболее известных шкал для обследования детей первых лет жизни стали «Таблицы развития» А.Гезелла (1925). Таблицы включают показатели-нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: моторика, язык, адаптивное поведение, личностно-социальное поведение. Исследование базируется на стандартизированной процедуре наблюдения за ребенком в повседневной жизни, оценке реакций на игрушки, учете сведений, сообщаемых родителями. Шкала предназначена для обследования детей от 4 недель до 6 лет.
В последнее время за рубежом широкое применение нашли шкалы Н.Бейли. Данная методика предназначена для обследования детей в возрасте от 2 до 30 мес. Набор тестов состоит из трех частей:
— умственная шкала, направленная на оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению, зачатков развития речи;
— моторная шкала, измеряющая уровень развития мышечной координации и манипулирования;
— запись о поведении ребенка, предназначенная для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и др. [2].
По мнению А. Анастази (2003), шкалы Бейли выгодно отличаются от других методик для оценки развития детей раннего возраста и полезны для раннего разпознавания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательного влияния окружающей среды на развитие ребенка. Вместе с тем сама Бейли отмечала, что ее шкалы предназначены для оценки текущего развития. Но не для прогноза будущего развития.
В настоящее время существует несколько шкал оценки психомоторного развития. Авторы этих методик рекомендуют повторные обследования для вынесения диагностических решений. Для применения шкал необходимо тщательное знакомство с методикой тестирования и правильное соблюдение процедуры. Необходим опыт общения с детьми раннего возраста. Для работы с детьми старше 6 месяцев необходимо специальное помещение, которое напоминало бы домашнюю обстановку.
В отечественной психологии первые методики для диагностики развития младенцев разрабатывались в 20-30 годы XX века. В основу разрабатываемых методик положен принцип оценки темпов психического развития по неврологическим показателям, дополняемым соотнесением некоторых поведенческих проявлений ребенка с возрастными нормами.
Одной из первых работ, посвященных диагностике развития младенцев, является «Краткая диагностическая схема развития ребенка до 1 года» И.Л.Фигурина и М.П. Денисовой (1926) [5]. В 40-е годы Н.М.Щелованов разработал «Показатели нервно-психического развития детей в первый год их жизни», содержащие критерии для оценки уровня психического развития детей в возрасте от 2 до 13 месяцев. В качестве основных показателей нервно-психического развития ребенка первого года жизни выступали: зрительные и слуховые ориентировочные реакции; эмоции и социальное поведение; движения руки и действия с предметами; подготовительные этапы в развитии речи; навыки.
К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева (1986) разработаны «Показатели нервно-психического развития детей второго и третьего годов жизни», отражающие следующие линии развития: понимание речи и активная речь; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности и формирование изобразительной и конструктивной деятельности.
Одной из первых попыток представить в диагностической методике психическое развитие как процесс, была предпринята в работе О.В.Баженовой «Диагностика психического развития детей первого года жизни» (1986). В качестве главного принципа данной методики является преимущественная роль собственной психической активности ребенка как субъекта взаимодействия со средой. Особенности развития психической активности в младенчестве О.В.Баженова изучала в связи с формированием важнейших в этом возрасте типов деятельности: предметно-манипулятивной и общения. Для целей диагностики была разработана система показателей, которая легла в основу качественного анализа нарушения развития психической активности младенцев. Автором поставлена задача получить комплексную характеристику психического развития и возможность проводить его дифференцированный анализ с точки зрения отдельных групп реакций: двигательных, сенсорных, эмоциональных, голосовых, действий с предметами и способов взаимодействия со взрослыми.
На основе теоретического и методологического подхода Л.А.Венгера Е.А.Стребелева (1994) предложила методику диагностики детей раннего возраста «Ранняя диагностика умственного развития» (см. п. 3.3. и приложение 3) [8; 16; 19]. Методика представляет собой серию из 10 заданий, направленных на определение уровня умственного развития детей от 2 до 3 лет. Теоретической основой методики стали положения культурно-исторической концепции Л.С.Выготского о ведущей деятельности и зоне ближайшего развития. Все задания методики являются невербальными и могут применяться для детей с любым уровнем речевого развития. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня сложности.
Методика представляет собой более надежный инструмент оценки уровня психического развития, в том числе умственного развития, по сравнению с констатацией актуального состояния той или иной его сферы. Выявление зоны ближайшего развития позволяет психологу наметить конкретные пути коррекции.
А.Анастази отмечает, что оценка маленьких детей должна быть настолько же всесторонней, насколько точной и валидной. Опора на единственный показатель (IQ, индекс возрастного развития или др.) не отвечает большинству практических целей. Такие показатели могут служить в качестве критерия при распределении детей по разным категориям, но они не дают информации о сильных и слабых сторонах ребенка. Индивидуально ориентированная оценка детей младенческого и раннего возраста требует использования комплексных методов и разнообразных источников информации, чтобы охватить все необходимые области психики, уровень развития которых является показательным в данном возрасте [13].
Таким образом, основным методом изучения детей младенческого и раннего возрастов является стандартизированное наблюдение, в процессе которого производится оценка поведения ребенка в обыденной жизни и сравнение показателей со средними нормами для каждого возрастного этапа. Исключением являются различные шкалы, или таблицы, развития (А.Гезелла, Н.Бейли и др.), которые относятся к тестовым методам. Хотя процедуры наблюдения и методы обработки в данных шкалах, в отличие от обычных тестов, недостаточно стандартизированы, при соответствующем опыте диагност может добиться высокой надежности показателей [8].
Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 5769 ; Мы поможем в написании вашей работы!