Шить и газовать что это

«Газпром» забронировал на входной и выходной точках газопровода Ямал — Европа в Польшу 26,4 млн кубометров, которые поставят сегодня, 17 декабря. Это чуть более 30% мощности магистрали, но не намного меньше, чем поставки российского газа в декабре.

Однако российская компания сделала свою бронь на венгерской и польской платформах RBP и GSA в самый последний момент — лишь сегодня поздно ночью (газовые сутки начинаются в 6 часов утра). Что заставило европейский рынок серьезно понервничать.

По данным немецкого оператора Gascade, поставки российского газа по Ямал — Европа продолжаются и в эти газовые сутки составляют на входе в Германию 1,36 млн кубометров в час (23,2 млн кубометров в сутки).

Сейчас «Газпром» использует «Северный поток», «Турецкий поток» на полную мощность и выполняет контрактные обязательства по транзиту через Украину в 110 млн кубометров в сутки. А польское направление использует в качестве балансирующего. Польша отказалась заключать с «Газпромом» долгосрочный контракт и перевела поставки по Ямал — Европа на аукционы. Российская компания при этом отказалась в декабре даже от месячных бронирований и перешла на суточные, объясняя ситуацию тем, что будет заказывать мощности по необходимости.

В «Газпроме» обещали выполнить дополнительные заявки, но после запуска «Северного потока — 2», который сейчас проходит сертификацию оператора. Рынок ждет, что вместе с началом работы проекта экспорт российского газа увеличится. Однако сроки неизвестны и немецкие власти своими заявлениями сами продолжают поддерживать спекулятивные настроения на рынке. В начале этой недели министр иностранных дел Германии сделала корявое заявление о том, что проект еще не соответствует европейским нормам, а следом глава немецкого регулятора сообщил, что оператора сертифицируют не раньше второй половины следующего года. Берлин не открыл ничего нового, однако сообщения привели к росту цен на газ. Тем более что в Европу пришли холода и потребители активно отбирают газ из хранилищ. Их запасы уже находятся на уровне середины января этого года.

Источник

Европа в шоке. «Газпром» придумал хитрый способ продаж

834075305834075294

Схема газопроводов в диспетчерском центре ОАО «Газпром»

835404009

Чей СПГ лучше. «Новатэк» и «Газпром» поспорят с американцами

ХИТРЫЙ ПЛАН

«Газпром» рассчитывает продать как можно больше газа по максимальным ценам, сообщает британская газета The Guardian («Гардиан») со ссылкой на директора газового направления в консалтинговой компании Rystad Energy Карлоса Торреса Диаса.

Он считает, что российский экспортер придумал способ продажи максимально возможного количества газа таким образом, чтобы не увеличивать предложение до объема, при котором начнется снижение цен.

Представитель Rystad Energy полагает, что такая тактика отдельно взятого игрока может мотивировать большее число стран инвестировать в возобновляемые источники энергии с целью защититься от перепадов цен на рынках энергоносителей в дальнейшем.

«ГАЗПРОМУ» СЛИШКОМ ХОРОШО

Последний шанс: Польша натравила Москву на «Газпром»

«Считаю, что российский холдинг удовлетворяет заявки потребителей, с которыми у него заключены долгосрочные контракты, в полной мере, — комментирует эксперт. — А дополнительный газ он может продавать по рыночным ценам, ориентируясь на стандартную цель максимизации прибыли».

«Сам «Газпром» отмечает ослабление спроса из-за высоких цен, — отмечает специалист. — Это видно и по объемам экспорта в ноябре, которые сократились на 26% относительно ноября прошлого года».
Эксперт не видит непосредственного участия «Газпрома» в сложившейся кризисной ситуации с ценами.

Рубль реагирует. Аналитик рассказал о перспективах на следующую неделю

Компания пользуется несколькими хранилищами, общая вместительность которых невелика, — напоминает он. — В летний период спрэд «зима/лето» был небольшим, и «Газпром» принял коммерческое решение не закачивать газ, чтобы снизить издержки на его закачку, хранение и последующий отбор».

БЕРИ ИЛИ ПЛАТИ. ИЛИ МЕРЗНИ

«У «Газпрома» объемы поставок cогласованы на двадцать и более лет вперед, в каждом прописано условие ‘take-or-pay’, подразумевающее ежегодный объем отбора газа, опускаясь ниже которого покупатель должен будет оплатить разницу по рыночной цене, напоминает директор по исследованиям Vygon Consulting Мария Белова.

Если заказчик, имеющий контракт на ежегодные 10 млрд кубометров газа, приобретает, к примеру, 8 млрд кубометров при уровне take-or-pay в 80%, на которые распространяется это условие, то все в порядке.

Если он закупает 7 млрд кубометров, то за 1 млрд кубометров неотобранного по контракту газа он платит по рыночной цене, не выбирая его, разъясняет она.

«Газпром» на пределе: хватит ли газа на всю Европу

«В 2009-2011 годах российский холдинг стоял «намертво» за привязку к нефти в своих долгосрочных контрактах, в соответствии с которой стоимость объемов привязывалась к стоимости нефтепродуктов и была выше спотовой. В связи с чем объемы экспорта были ниже средних, — напоминает Белова. — В 2016-м начались поставки в Европу СПГ из США. Западные СМИ устроили «кампанию» на тему «Газпром» демпингует, чтобы вытеснить американцев с европейского рынка». А на самом деле, просто цены газа «Газпрома» были ниже спотовых, соответственно более привлекательны.

Эксперт уточняет: чтобы поставить в Европу больше природного газа сейчас, нужно заплатить за дополнительный транзит через Украину «сверх контракта», а это уже будет существенно дороже, чем в случае с прокачкой заранее согласованных объемов.

Источник

Немодный российский газ: Еврокомиссия меняет правила на газовом рынке

Еврокомиссия собирается продвигать низкоуглеродный газ, чтобы европейцы отказывались от обычного природного газа и выбирали правильных поставщиков, которые, по мнению Брюсселя, и у себя в стране будут придерживаться строгих правил по ограничению выбросов СО₂. Еврокомиссия хочет получить рычаг давления на внешних поставщиков и переложить на них космические расходы за свой энергопереход, полагают эксперты.

Еврокомиссия представила пакет предложений по изменению газовых норм и законодательства ЕС, чтобы установить правила на рынке для перехода к 2050 году к экономике с нулевыми выбросами СО₂. В том числе без природного газа.

С чего Брюссель планирует начать, так это с продвижения низкоуглеродного газа и водорода, которым планируют дать зеленый коридор сразу после принятия изменений.

Так, например, уже с первого января следующего года, после того как правила утвердят, операторы газотранспортных систем ЕС обязаны будут предоставить скидку в 100% для поставщиков низкоуглеродного газа (например, биогаза) и водорода во всех пунктах входа и выхода, в том числе с третьими странами.

Пока низкоуглеродный газ составляет лишь 5% общего газового баланса Евросоюза, а водород вообще не транспортируется, хотя в Брюсселе считают, что в действующих газопроводах топливо уже может составлять 5% общей смеси. Но даже по мере увеличения доли «зеленого» газа в дальнейшем Еврокомиссия предлагает сохранить экономические льготы для производителей.

«Оценка воздействия показала, что входные тарифы являются значительным препятствием для входа возобновляемых и низкоуглеродных газов в газотранспортную систему. Для решения этой проблемы комиссия предлагает предоставить скидки в размере 75% на эти входные тарифы. Комиссия также предлагает отменить трансграничные тарифы на возобновляемые и низкоуглеродные газы для продвижения продаж на европейском рынке и использования наиболее перспективных мест производства. Точно так же в будущем не будут применяться трансграничные тарифы на выделенную водородную сеть, что будет способствовать конкуренции, доступности и безопасности поставок», — говорится в материалах Еврокомиссии.

Из аргументов для такой политики у Брюсселя пока есть только один: «Низкоуглеродные газы производят как минимум на 70% меньше выбросов парниковых газов, чем ископаемый природный газ в течение всего их жизненного цикла».

Главная проблема биогаза при транспортировке — это его себестоимость, замечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. «Для водорода тоже плюс сложности с последующим учетом. Нужно четкое и продуманное регулирование этих вопросов. А обнулить тарифы или дать приоритетный доступ — то есть переложить эти расходы на оператора и других пользователей ГТС — тут много ума не надо», — считает эксперт.

Если экономические стимулы должны сравнять или приблизить стоимость низкоуглеродных газов к природному, то еще одна предлагаемая мера — сделать их безальтернативными и модными в головах европейцев. В Брюсселе планируют ввести сертификаты на газ, на основании которых даже рядовые граждане смогут выбирать поставщика как по «вредности» газа, так и стране добычи.

«Потребители должны иметь возможность различать доступные газы. Правила сертификации низкоуглеродного газа и его производных дополнят схемы сертификации возобновляемых видов топлива и газов и будут применяться как к импортируемому, так и к отечественному производству, чтобы обеспечить равные условия», — говорится в материалах Еврокомиссии. «Чтобы новые газы играли полноценную роль в энергопереходе, правила розничного рынка должны давать потребителям возможность делать устойчивый и низкоуглеродный выбор, сводить к минимуму препятствия для смены поставщиков и повышению уровня вовлеченности и защиты клиентов, — продолжают авторы изменений. — В настоящее время розничные рынки газа демонстрируют концентрацию и низкий уровень входа новых и инновационных проектов. Это мешает клиентам извлекать выгоду из открытой конкуренции. Чтобы получить ее, покупатели нуждаются в достаточной информации о потреблении энергии и ее происхождении, а также об эффективных инструментах для участия в жизни рынка».

В сертификации газа для конечных потребителей есть один немаловажный нюанс, замечает Алексей Гривач. «Как они собираются разделять обычный природный газ, биогаз и водород из одной смеси на другом конце трубы. Физически это невозможно», — отмечает замдиректора ФНЭБ. Он говорит, что это можно сделать на бумаге, но тогда это будет просто профанация: «Получится, что покупатель „чистого“ газа будет платить больше, чем покупатель „обычного“. Хотя в реальности оба будут получать топливо из „одной бочки“».

Наиболее важным пунктом для России может быть предложение о том, чтобы Еврокомиссия могла вмешиваться и трактовать по-своему ситуацию с выбросами СО₂ в странах-поставщиках.

Авторы изменений предлагают, чтобы импортеры газа предоставляли государствам — членам ЕС данные по выбросам у поставщиков и мерам, которые те предпринимают для снижения эмиссии. На основании их создадут общедоступную базу данных прозрачности по метану, которая будет корректироваться с помощью мониторинга со спутников.

«Чтобы эффективно бороться с выбросами импортируемого ископаемого топлива по всей цепочке поставок в Европу, комиссия проведет дипломатический диалог с нашими международными партнерами и пересмотрит регулирование по метану к 2025 году с целью введения более строгих мер в отношении импорта ископаемого топлива», — обещают авторы пакета изменений Еврокомиссии.

Аналитик ФГ «ФИНАМ» Сергей Кауфман замечает, что при таком подходе для России есть и определенные плюсы в сравнении с другими поставщиками. «Российский газ, по данным „Газпрома“, является более экологичным, чем основные конкуренты из сферы СПГ», — говорит аналитик. Сжижение и транспортировка на газовозе являются не самыми экологичными процессами, что и позволяет российскому газу выигрывать у конкурентов по параметру выбросов, объясняет Сергей Кауфман.

Сегодня в Европу российский газ доставляется по самым разным маршрутам и, как отмечали в экологическом отчете «Газпрома» за 2019 год, проекты «Северный поток» и «Турецкий поток» находятся во много более выигрышном положении по уровню выброса парниковых газов, чем, например, поставки СПГ из США или транзит газа через Украину. Так, углеродоемкость «Северного потока» оценивали в 6,3 СО₂-эквивалента на 1 мегаджоуль, «Турецкого потока» — в 7,3, украинского маршрута — в 10,6, а показатель доставки СПГ из США — в 22,3.

Безусловно, подобные показатели дают «Газпрому» конкурентные преимущества, однако, как будут считать в Брюсселе, неизвестно.

«В любом случае, Еврокомиссия хочет получить рычаг давления на внешних поставщиков и переложить на них космические расходы за свой энергобиогазоводородопереход», — говорит замдиректора ФНЭБ. По мнению Алексея Гривача, все закончится как обычно — усиленным ростом цен на энергию для потребителей в Европе: «И это в лучшем случае. В худшем произойдет энергетический коллапс».

Источник

Эксперт объяснил цель заполнения газом второй нитки «Северного потока – 2»

2021 12 17T114041Z 1512170014 RC2D6R91IYFF RTRMADP 3 NORDSTREAM GAS.JPG

Процедура заполнение газом второй нитки «Северного потока – 2» (СП-2), о начале которой в пятницу, 17 декабря, заявил оператор газопровода Nord Stream 2 AG, является стандартной в рамках подготовки к запуску в эксплуатацию газопровода. Об этом «Известиям» рассказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

20211003 gaf rg41 005

Как уточняли в пресс-службе оператора трубопровода, вторая нитка будет постепенно наполняться газом, чтобы достичь необходимого уровня объема и давления, как и в случае с первой веткой. Отмечалось, что ранее были успешно завершены пусконаладочные работы для контроля целостности второй нитки газопровода.

«Газопровод был построен и прошел независимую сертификацию в соответствии с применимыми техническими и отраслевыми стандартами, чтобы обеспечить его надежную и безопасную эксплуатацию», — говорится в пресс-релизе компании, который получили «Известия».

Юшков же объяснил, что после постройки второй нити газопровода и ее проверки необходимо полностью заполнить ее газом. Тогда при начале эксплуатации со стороны добычи стартует подача газа, а аналогичный объем топлива моментально выходит с другой стороны — со стороны потребителя.

«Поставили трубу, всю ее проверили. Потом заполняется газом, и, когда вам разрешат, выдадут разрешение на ввод в эксплуатацию, вы просто открываете задвижки, и сразу же потребитель получает газ. Он сразу идет, потому что труба заполнена уже газом», — объяснил эксперт.

Молекула газа от Ямала до Москвы идет только около недели, то есть подача газа непосредственно до конечного потребителя — не самый быстрый процесс, отметил Юшков. Именно поэтому, по его словам, необходимо, чтобы трубы всегда были заполнены, чтобы в том случае, если потребителю надо больше газа, увеличивалась прокачка и он получал дополнительный объем топлива моментально.

Накануне, как сообщало агентство Reuters, президент Федерального сетевого агентства ФРГ (BNetzA) Йохен Хоманн указал, что принятия решения по сертификации «Северный поток – 2» не будет в первом полугодии 2022 года.

В пресс-службе оператора газопровода, компании Nord Stream 2 AG, тогда заявили «Известиям», что не комментируют детали процедуры сертификации трубопровода, ее сроки или влияние на сроки ввода в эксплуатацию.

В компании напомнили, что 16 ноября немецкий регулятор опубликовал информацию о временной приостановке сертификации в связи с учреждением дочерней структуры Nord Stream 2 AG. Тогда в операторе СП-2 пообещали учредить такую «дочку» в ФРГ, чтобы обеспечить соответствие правилам и нормативным требованиям.

18 октября компания Nord Stream 2 AG сообщила, что первая нитка газопровода была заполнена техническим газом. Как отмечалось, магистраль наполнили техническим газом в объеме приблизительно 177 млн куб. м, что обеспечивает уровень давления в 103 бара в газопроводе. В компании сообщили, что давление в трубах газопровода достаточное для начала транспортировки газа, проект готов к работе.

Строительство газопровода завершилось 10 сентября. Он построен от России до Германии по дну Балтики с целью прямых поставок газа в Европу. Страны ЕС в основном поддерживают проект и участвуют в его реализации. Против выступают государства Прибалтики, Польша, США и Украина.

Источник

К чему приведет реформа газового рынка ЕС по плану Еврокомиссии

Но если внимательно рассмотреть каждую инициативу ЕК, то повышенные риски они несут не для экспортеров газа, а для самой Европы. Экспортеры же газа смогут даже получить дополнительную выгоду от высоких цен.

Создание общего стратегического резерва газа также не новая идея. Обсуждение идет очень давно. Если резерв будет создан, то это автоматически приведет к обязательным объемам импорта газа, в том числе из России. А если закупки будут осуществляться по высоким биржевым ценам, то это окажется только на руку экспортерам.

Здесь есть еще очень серьезные вопросы, связанные с оплатой мощностей хранения, а также долевым участием компаний и разных стран ЕС в закупках газа. Как отметил Фролов, в этом году цены во многом подскочили из-за действий мелких компаний, перепродающих газ на бирже, проще говоря, спекулянтов. И непонятно, как будет регламентироваться их деятельность на рынке.

Кроме этого не решены вопросы с созданием глобальной газовой инфраструктуры. К примеру, большие запасы газа в Германии не помогут Испании или Португалии пережить холодную зиму, а запасы СПГ в Великобритании не спасут от перебоев с электричеством Чехию или Австрию.

Заменить природный газ ЕК планирует водородом. Этот газ небезосновательно считается будущим мировой энергетики, но пока нет, не только мирового, но европейского рынка водорода. ЕК предлагает его создать.

Есть у водорода и еще один интересный нюанс, связанный с физикой. Он не может быть дешевле энергии потраченной на его производство, уточняет партнер практики стратегического и операционного консалтинга КПМГ Максим Малков. То есть, как энергоресурс, водород голубой (из газа) или зеленый, будет дороже, чем сырье или энергия, используемая для его получения.

Водород всегда будет дороже ископаемого топлива и, следовательно, регуляторам придется принимать такие меры как, например, налоги на углерод, субсидии, чтобы сделать конкурентоспособным его использование, считает директор группы по оказанию услуг в области устойчивого развития «Делойт» в СНГ Юлия Меньшикова.

Предложения ЕК по реформе энергетического рынка заставляют сомневаться в достаточной компетенции ее членов в вопросах энергетики, отмечает Симонов. Вносить такие инициативы на фоне газового кризиса в Европе, просто опасно. Проблемы изменения климата, конечно, нужно решать, но не за счет возвращения в каменный век или квотирования доступа к энергии. А именно к этому приведут эксперименты с энергетикой в Европе. В результате, больно это ударит по всем странам, в том числе и по России, как по экспортеру энергоресурсов, но больше всех пострадает сама Европа, считает эксперт.

Источник

Ошибки и заблуждения
Adblock
detector