Широтный ход жд что это

Печальная новость от Единой России. Северный широтный ход могут построить не ранее 2027 года

Это не первый перенос сроков реализации проекта

sshh2

Об этом оптимистично сообщила пресс-служба Единой России.

Проект Северный Широтный Ход

Проект СШХ был анонсирован в 2006 г.

Для реализации проекта развития Севера России была создана корпорации «Урал Промышленный – Урал Полярный» (УП-УП).

Власти честно заверили общественность, что строительство завершится уже через 10 лет.

В течение всего срока на СШХ инвестировали бюджетные средства, УП-УП средства осваивал.

Но со сроками реализации проекта случился казус: сроки ввода его в эксплуатацию власти невинно неоднократно переносили:

44% опрошенных читателей Neftegaz.RU были уверены, что сроки вновь перенесут, а стоимость проекта только возрастет.

Сроки увеличили сразу на 7 лет!
В сумме на проект уйдет около 0,5 трлн руб.
Единороссы серьезно увеличили стоимость проекта.
В 2018 г. РЖД на полном серьезе уверяла, что общая стоимость создания железнодорожной части СШХ составит 235,9 млрд руб.
То есть вспомогательная инфраструктура стоит больше, чем железнодорожная?
Не смешите!
Но кто это будет проверять?
Вероятно, можно и 600 млрд руб написать.
Даже если его реализуют, то расход составит более 30 млрд руб/год.

Кто будет строить?
Закрадываются смутные сомнения о том, что строить будут братья Ротенберги, но узнаем об этом, когда начнется финансирование из бюджета.
Строительство МГП Северный поток-2 заканчивается, построен и Крымский мост.
Нужны новые объекты строительства.

Источник

Стройки Родины. Осилим ли СШХ?

Северный широтный ход – глобальный проект, оказавшийся не по зубам СССР, перешёл по наследству современной России. «Мёртвую дорогу» решено оживить!

previewpreviewpreview

Стратегическое планирование, к сожалению, не самая сильная сторона современной российской экономической мысли. Сделать такой вывод можно хотя бы из анализа президентского указа, того самого, который про нацпрограммы.

Тем не менее, можно выделить два глобальных вектора развития страны или, если угодно, «путинских проекта» – Южный и Северный.

Первый имеет своей целью выход и укрепление в Средиземноморье – колыбели цивилизации, через Крым, Чёрное море, Сирию и установление долгосрочных экономических и политических контактов с крупными региональными державами, такими, как Иран, Турция и Египет.

Второй – это уже освоение собственных колоссальных богатств и территорий, которые долгое время были заморожены в прямом и переносном смысле слова. В рамках этого проекта мы открываем базы в Арктике, модернизируем атомный ледокольный флот, и развиваем Севморпуть с его разветвлённой инфраструктурой.

Оба этих проекта очень серьёзны, имеют огромную важность для страны и по меньшей мере, вековой горизонт планирования. Оба требуют гигантского количества ресурсов и многих усилий от российских военных, политиков, дипломатов, учёных, и, конечно же, строителей. Оба проекта пытались реализовать вначале Российская Империя, затем Советский Союз. И не смогли. Сумеет ли это сделать сегодняшняя Россия?

В этой статье речь пойдёт о довольно «скромной» теме – Севером широтном ходе. Циклопической стройке, которая должна стать важной частью Северного проекта.

История «Мёртвой дороги»

Проект Северный широтный ход (СШХ) задумывался ещё в 1928 году и назывался он тогда Великий Северный железнодорожный путь. Идея была, в общем-то, та же, что и сейчас – связать железнодорожными путями заполярные регионы страны с Центральной Россией и Северо-Западом. Пути должны были тянуться от берегов Баренцева моря восточнее Архангельска до побережья Охотского моря и до Чукотки. Предполагалось, за счёт развития транспортной инфраструктуры решить комплекс задач – обеспечить удобную связь с северными портами, укрепить оборону арктических рубежей и начать активное освоение заполярных территорий с их богатыми недрами и суровым климатом.

К практической реализации смогли приступить только в послевоенное время, с 1947 по 1953 год. Дорогу тогда назвали «Трансполярная магистраль», а проходить она должна была по маршруту «Чум – Салехард – Игарка». Строительством объекта ведало Главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) МВД СССР, работы проходили в 1947 – 1953 годах. На работах было задействовано до 80.000 человек. Общую стоимость работ в разных источниках оценивают по-разному, можно найти цифры от 1,8 миллиарда до 42-х миллиардов ещё советских рублей.

Во всяком случае проект был, действительно, грандиозный, на грани тогдашних технологических возможностей и людских ресурсов. В ходе работ планы приходилось постоянно корректировать.

Так, в 1947-м планировалось построить порт на мысе Каменном полуострова Ямал. Для этого требовалось построить туда железную дорогу от Печорской магистрали, но строить морской порт начали одновременно с железной дорогой ещё до разработки самого проекта. 22 апреля 1947 года Совет Министров СССР принял постановление № 1255-331-сс, в котором обязал МВД немедленно приступить к строительству крупного морского порта на мысе Каменный, судоремонтного завода и жилого посёлка, а также начать строительство железной дороги от Печорской магистрали к порту.

К концу 1947 года проектировщики пришли к выводу о необходимости строительства в первую очередь железной дороги к устью Оби, в районе посёлка Лабытнанги и расположенного на противоположном берегу Салехарда. Это открывало беспрепятственный транспортный выход в северную часть обширного Обь – Иртышского бассейна. Строительство морского порта на мысе Каменном предлагалось осуществить на следующем этапе, опираясь на подготовленную в районе Салехард – Лабытнанги строительно-техническую базу.

За 1947 – 1949 годы в районе будущего порта были построены 3 лагеря в посёлках Яр-Сале, Новый Порт и Мыс-Каменный. Заключённые соорудили из лиственницы пятикилометровый пирс, складские помещения. Островным порядком шло освоение трассы в районе станции Песчаный мыс (посёлок Яр-Сале). В начале 1949-го выяснилось, что акватория Обской губы слишком мелководна для океанских судов, и стало понятно, что искусственно углубить гавань невозможно (или нецелесообразно) по причине природных особенностей дна. Окончательно отказались от строительства порта на Мысе Каменный и проведения железной дороги к нему в 1949 году.

В 1948 – 1949 годах центр железнодорожного строительства в Сибири был окончательно перенесён на сооружение линии «Чум – Лабытнанги».

От самой идеи создания заполярного порта на трассе Севморпути не отказались. Было выдвинуто предложение перенести строительство порта в район Игарки, для чего требовалось продолжить линию «Чум – Лабытнанги» на восток до посёлка Ермаково на левом берегу Енисея. Игарский порт на правом берегу Енисея и будущий Ермаковский на противоположном берегу были бы примерно одинаково доступны для речных судов и крупного морского транспорта. Выход железной дороги на стык морских и речных коммуникаций обещал возможность создания в районе Игарка – Ермаково крупного транспортного узла. Экономически этот проект был более выгоден, чем предыдущий (северный). Развитие линии в восточном направлении создавало реальные предпосылки для установления надёжной транспортной связи северо-восточных районов Сибири с индустриальными центрами страны, для развития Норильского горно-металлургического комбината.

Постановлением Совета Министров СССР № 384-135-сс от 29 января 1949 года место строительства порта было перенесено в Игарку, что и вызвало новое направление дороги: «Салехард – Игарка». 29 января 1949 года можно считать началом второго этапа возведения железной дороги «Чум – Салехард – Игарка» так как дорога приняла иное, отличное от первоначального замысла направление. Постановлением Совета Министров СССР от 29 января 1949 года изыскания и проектирование морского порта в города Игарка и комплекса сооружений при нём было поручено Главному управлению Северного морского пути (ГУСМП) при Совете Министров СССР.

После смерти Сталина весь этот крайне тяжёлый и дорогостоящий проект в дальнейшем был свёрнут. Изначально стройку попытались законсервировать, однако даже консервация показалась слишком трудоёмким процессом. В итоге проект был закрыт и в дальнейшем упоминался исключительно в мемуарах советских диссидентов под именем «Мёртвая дорога».

Новый взгляд на прежние цели

Почему же пресловутую «Мёртвую дорогу» решили оживить? Причина одна – экономика. Таблице умножения всё равно, какая идеология у государства: народность и самодержавие, марксизм-ленинизм или технократический прагматизм. БАМ строился практически по тем же местам, которые были намечены геодезистами Российской Империи. Точно из таких же соображений экономической целесообразности Российская Федерации восстанавливает сталинский проект СШХ.

Прежде всего своё слово сыграли вопросы добычи углеводородов. Газ и нефть Ямало-Ненецкого автономного округа. Вместо того, чтобы тянуть новые нитки газопроводов по вечной мерзлоте, было принято решение о строительстве заводов по сжижению природного газа и выходе на рынок СПГ Европы и Тихоокеанского региона через Северный морской путь. А это большие стройки, создание новых городков, решение вопросов энергоснабжения и доставки оборудования. Как показала практика, выбор был удачным. Россия успешно освоила новые технологии и успешно теснит США, традиционно лидирующих на рынке СПГ. В декабре 2017 года состоялся пуск завода «Ямал СПГ», первые российские газовозы отправились в Европу и Азию.

Растут мощности предприятий, растут потребности. Необходимо продолжать разработку Восточно-Мессояхского, Южно-Тамбейского, Ярудейского и Новопортовского месторождений, а также разрабатывать новые. Доставлять вертолётами людей и оборудование не хватит никаких денег, к тому же речь-то идёт не просто о бездумном опустошении природных ресурсов, а об долговременном освоении российских территорий. А здесь без создания транспортной инфраструктуры не обойтись.

Строго говоря, нынешний проект СШХ – это часть сталинской «Трансполярной магистрали», проходившей в документах под названием «проект 501».

Проект включает в себя строительство железнодорожной ветки Надым – Лабытнанги и моста в районе Салехарда через реку Обь. Он предполагает создание 707 километров железнодорожного коридора, который соединит Северную и Свердловскую железные дороги и обеспечит связь промышленных центров Урала и арктической территории Ямала. Планируется, что линия должна связать северную и свердловскую железные дороги в одну единую систему для чего предстоит создать 707 километров железнодорожного коридора. Но главная задача СШХ – открыть выход для уральских регионов к Северному морскому пути.

Цена вопроса – четверть триллиона рублей

Плюс, который есть у авторов современного проекта, – новые технологии. На смену старым просмолённым шпалам пришли современные бетонные, рельсы научились делать более долговечными, с бесстыковыми соединениями, стала на порядок надёжней связь и автоматика. Уже не нужно сгонять огромные массы тружеников с лопатами, тачками и кирками. Их заменят сильные команды специалистов с современным дорожно-строительным оборудованием.

Реализацией такого проекта, как и следовало ожидать, займутся госкорпорации и частично региональные власти – сил и средств на подобные цели хватит только у них.

В марте 2017 года РЖД и «Газпром» заключили соглашение, в соответствии с которым в рамках строительства СШХ «Газпром» построит и введёт в эксплуатацию железную дорогу Надым – Пангоды протяжённостью 112 километров. ОАО «РЖД» в рамках своей инвестиционной программы выполнит реконструкцию примыкающих участков Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги Северной железной дороги, включая станцию Обская, а также железнодорожной линии Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево Свердловской железной дороги.

ЯНАО берёт на себя возведение автомобильной части моста через Обь, а также предоставит в федеральную собственность земельные участки, необходимые для строительства магистрали, обеспечит доступ строителей к водным объектам и лесным участкам, предоставит налоговые льготы.

СПК-Концессионер по концессионному соглашению обеспечит финансирование, строительство и эксплуатацию линии Обская – Салехард – Надым. В частности, будет построена железнодорожная часть моста через реку Обь и подходы к ней, новый железнодорожный участок Салехард – Надым (353 км), а также железнодорожная часть моста через реку Надым и подходы к ней.

Финансирование проекта участники будут осуществлять как за счёт собственных средств, так и на кредитные деньги, которые готов предоставить синдикат из пяти банков – Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ и Евразийский банк развития. Управляющая компания Северный широтный ход собирается взять кредит на реализацию проекта размером в 97,2 миллиарда рублей. А общий объём финансирования – 235,9 миллиарда рублей.

При этом планы разработчиков продолжают корректироваться, правда, на сей раз в сторону увеличения. Так, в феврале 2019 года стало известно о решении удлинить СШХ. Продолжение СШХ ещё одним плечом Трансполярной магистрали обеспечит возможность наземных подходов к портам Дудинка и Игарка на трассе Северного морского пути и создание железнодорожного сообщения с Норильском. Что, в свою очередь, позволит осваивать сырьевые районы Крайнего Севера круглогодично.

К сожалению, СШХ находится практически полностью вне информационного поля российских СМИ. Про гигантскую стройку века, которая полным ходом идёт за Полярным кругом, мы знаем гораздо меньше, чем про очередные приключения Ольги Бузовой или перемоги в одном сопредельном южном государстве.

А межу тем, перед нами глобальный инфраструктурный проект, который изменяет облик русского севера, делая суровые регионы нашей страны ближе и доступнее. В итоге его реализации будут не просто освоены средства и нарисованы какие-то отчёты. Появятся «большие железяки», железнодорожные магистрали, города и станции, которыми пригодятся не только нам, но и нашим детям и внукам.

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

Источник

Железнодорожная магистраль Северный широтный ход

severnyy shirotnyy hod 1616490512

Дорога должна пройти по маршруту Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево и дать возможность вывозить грузы с новых месторождений в северных районах полуострова Ямал. Стоимость проекта предварительно оценивается в 235,9 млрд руб. Проект реализуется совместно силами Правительства России, Правительства ЯНАО, ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и АО «Корпорация развития». Координатором строительства магистрали выступает Росжелдор (Федеральное агенство железнодорожного транспорта). Прогнозируемый объём перевозок составит 23,9 млн тонн (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы). В зоне тяготения СШХ сегодня расположено более 15 месторождений, которые, по разным оценкам, в перспективе могут дать от 15 до 23 млн тонн дополнительных грузов. Грузопоток на порты Северо-Запада РФ вырастет до 25,6 млн тонн к 2025 году. Впервые в российской железнодорожной практике строительство будет осуществлено на условиях концессии.

Из истории

Проект Северный широтный ход (СШХ) задумывался еще в сталинские времена из военных соображений защиты арктических рубежей СССР.

«Великий северный железнодорожный путь» строился под грифом «секретно» силами заключенных и назывался в документах «стройка 501». Было проложено 900 км железной дороги Чум — Салехард — Игарка. Через каждые 7−12 километров стояли лагеря для заключенных, которые прозвали Севжел путь «мертвой дорогой». После смерти Сталина стройка была закрыта, от дороги остался лишь один введенный в эксплуатацию участок Чум – Лабытнанги.

Наши дни

Вернуться к сталинскому проекту в наши дни заставили экономические реалии — добыча газа и нефти в Ямало-Ненецком округе, строительство и пуск заводов по сжижению природного газа (СПГ) и выход на Северный морской путь для экспорта российских товаров и сырья.

Без СШХ затруднена разработка Восточно-Мессояхского, Южно-Тамбейского, Ярудейского и Новопортовского месторождений, а также освоение новых. Важен ввоз и вывоз, который на сегодня осуществляется по бездорожью и вертолётами.

Ключевую роль сыграл, безусловно, пуск завода «Ямал СПГ» в декабре 2017 года. Предприятие задумано как экспортное. Сжиженный газ благодаря СШХ должен прийти на те территории, куда нет смысла тянуть трубопровод.

Распределение обязанностей

В марте 2017 года РЖД и «Газпром» заключили соглашение, в соответствии с которым в рамках строительства СШХ «Газпром» построит и введёт в эксплуатацию железную дорогу Надым – Пангоды протяжённостью 112 км. ОАО «РЖД» в рамках своей инвестиционной программы выполнит реконструкцию примыкающих участков Коноша – Котлас – Чум – Лабытнанги Северной железной дороги, включая станцию Обская, а также железнодорожной линии Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево Свердловской железной дороги.

ЯНАО берёт на себя возведение автомобильной части моста через Обь, а также предоставит в федеральную собственность земельные участки, необходимые для строительства магистрали, обеспечит доступ строителей к водным объектам и лесным участкам, предоставит налоговые льготы.

СПК-Концессионер по концессионному соглашению обеспечит финансирование, строительство и эксплуатацию линии Обская – Салехард – Надым. В частности, будет построена железнодорожная часть моста через реку Обь и подходы к ней, новый железнодорожный участок Салехард – Надым (353 км), а также железнодорожная часть моста через реку Надым и подходы к ней.

Строительство Северного широтного хода – один из приоритетных проектов в Арктической зоне. Новая магистраль – важное условие транспортного обеспечения работ по освоению богатейших месторождений Северного Урала. Проект сформирует стратегически важный транспортный полигон, дополняющий Транссибирскую магистраль с потенциалом выхода к Арктике.

Источник

Секретная магистраль: Зачем Россия строит 700-километровую железную дорогу за 500 миллиардов рублей

Уникальный проект должен помочь в освоении Арктики, но это далеко не всё.

Северный широтный ход

Северный широтный ход — проект строительства железной дороги общей протяжённостью 707 километров. Стоимость проекта оценивается в 500 млрд рублей, а завершить строительство планируют в 2027 году.

В перспективе Северный широтный ход (СШХ) свяжет наши крупнейшие магистрали — Северную железную дорогу и Северный морской путь — через арктический порт Сабетта. Основной участок планируют протянуть от Обской станции в городе Лабытнанги через Салехард и Надым к Новому Уренгою. А через Обь и Надым построят новые мосты.

Северная железная дорога соединяет промышленные районы с сырьевыми, обеспечивает доставку грузов (лес, чёрные металлы, стройматериалы, нефть) на космодром Плесецк и в порт Архангельска, плюс снабжает газовиков и нефтяников Ямала. Кстати, в ходе реализации СШХ планируется обновление Северной железной дороги от станции Коноша до Обской станции. В правительстве отмечают, фактическое сокращение пути составит более 700 километров, сократив для грузов время в пути на двое-трое суток.

1314869788392.374

Свердловская железная дорога обслуживает инфраструктуру Урала и Западной Сибири. На севере дефицит крупных дорог, и таким образом там удастся обеспечить надёжную коммуникацию, не говоря уже о том, что это существенно разгрузит Транссибирскую магистраль. К тому же это проект «на вырост», с перспективой расширения в сторону Норильска, соединённого, в свою очередь, железной дорогой с портом Дудинка (стратегически важным пунктом для Северного морского пути). В перспективе СШХ можно будет продлить до Сахи (Якутия), портов Таймыра и Охотского моря. Уже сегодня будущий СШХ называют драйвером развития российской экономики и дорогой будущего.

На Ямале заявили о готовности к строительству Северного широтного хода

Арктика богата природными ресурсами, включая минералы и лес. Там расположены крупные углеводородные бассейны: Западно-Сибирский, Печорский. Недра Северного Ледовитого океана потенциально благоприятны для образования газогидратов, а они считаются топливом будущего. Из одного кубометра газогидратов можно получить до 160 кубических метров метана, они также пригодны для хранения парниковых выбросов.

По словам руководителя сектора добычи одной из компаний по разработке газовых месторождений, холодная вода позволяет газогидратам образовываться уже на глубине 250–300 метров, что в условиях Севера делает их похожими на арабскую нефть — не нужно бурить на километр, чтобы добраться до полезных ископаемых. Ведущими странами, занимающимися разработкой газогидратов, являются Япония, Канада, КНР и Южная Корея. У России есть шанс их догнать, но кроме добычи такого сырья нужно придумать, как его хранить и транспортировать.

192554610166.12173

На Ямале, входящем в будущий маршрут СШХ, открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений. В перспективе Северный широтный ход поможет вывозить оттуда 24 миллиона тонн грузов в год, включая газовый конденсат и обычные контейнеры перевозки, которые из-за таяния льдов всё чаще возят через Северный морской путь.

К тому же в 2017 году состоялся пуск завода «Ямал СПГ», продукция которого рассчитана на экспорт. Реализация Северного широтного хода позволит увеличить коммуникационные мощности транспортной инфраструктуры региона как минимум вдвое. Откроется перспектива разработки ранее недоступных месторождений.

Кандидат экономических наук Андрей Дадашев поясняет: крупнейший инфраструктурный проект в перспективе даст десятки тысяч рабочих мест на севере страны.

«Северные» профессии и сейчас неплохо оплачиваются. Одним из хороших примеров является порт Сабетта. Это пример грамотной организации объекта, на котором задействовано много разных специалистов. Северный широтный ход — это только с виду инфраструктура. После запуска его нужно будет обслуживать и содержать, поэтому у городов вокруг железнодорожных путей в течение нескольких лет начнут появляться и новое жильё, и новые дороги. И бизнес будет расти, потому что людей на СШХ будет задействовано очень много

Кандидат экономических наук

Кроме того, строительство СШХ позволит решить другую старую проблему — организацию северного завоза, то есть обеспечение 20 миллионов жителей Крайнего Севера и Дальнего Востока необходимым продовольствием и горючим. Пока что доставка предметов первой необходимости сильно зависит от сезонного фактора и завязана преимущественно на водном и воздушном сообщении. В 2013 году из-за обмеления рек и раннего ледостава северный завоз в Якутию был сорван, что вызвало там рост цен и недовольство местных жителей.

Мишустин определил кураторов федеральных округов среди вице-премьеров

Северный широтный ход на экономической карте

От Северного широтного хода железнодорожная нитка может протянуться и на восток — в сторону Норильска и морского порта Дудинка (одного из ключевых объектов в рамках Северного морского пути). Кроме того, придётся подключать и железнодорожные ветки между крупными городами на Ямале (Новый Порт, Салехард и другие), а также восточнее (Норильск, Дудинка, Игарка, Ермаково и другие), что автоматически подтянет за собой развитие местных железных дорог.

Бывший руководитель одной из судоходных компаний Севера Андрей Климов отмечает, что освоение северных запасов углеводородов в СССР помогло построить крепкую экономику, однако масштабы того, что осталось в недрах земли, в том числе и в северных водах, могут оказаться ещё больше.

Во времена СССР в развитие Севера вкладывали огромные деньги. И эффект был кратный — вложили рубль, получали двадцать. С той поры прошло много времени. Сейчас активно развивается Северный морской путь, и запасы разведанные постоянно увеличиваются, особенно по газу. Вслед за строительством «северного БАМа» подтянется и судоходство, придут новые компании, будет логистика развиваться. Для Севера это особенно важно, потому что работать там могут далеко не все. И со времён распада СССР казалось, что перспективы полностью утрачены

Бывший руководитель судоходной компании

Старт проекту могут дать уже в 2022 году. Хотя по своим масштабам Северный широтный ход не имеет шансов затмить главную автостройку десятилетия (магистраль Москва – Казань), которая обойдётся в 639 миллиардов, но именно с этого проекта может начаться новая история в освоении Русского Севера. Экспорт газа через СШХ, по предварительным подсчётам, может принести в российский бюджет до полутора-двух триллионов рублей, то есть строительство может окупиться десятикратно. Если всё пойдёт по плану, то на строительстве уникального объекта Россия сможет зарабатывать следующие 50–70 лет. Таяние полярных льдов в перспективе облегчит разработку газовых месторождений и позволит строить дороги и объекты инфраструктуры там, где раньше это считалось невозможным.

Что касается Северного морского пути, кратчайшего коридора между Европейской частью России и Дальним Востоком, в рамках реализации стратегии развития Арктической зоны к 2024 году планируется увеличить суммарный грузооборот всех восемнадцати портов до 85 миллионов тонн. К этому времени половина из них, включая Певек, Мурманск и Архангельск, будут модернизированы. Северный широтный ход позволит ускорить этот процесс на несколько лет.

Источник

Ошибки и заблуждения
Adblock
detector