Ширли мырли в чем смысл

Актерский состав фильма «Ширли-мырли»

«Ширли-мырли» — фильм 1995 г., снятый российским кинорежиссером Владимиром Меньшовым. Эта комедия с юмором и иронией описывает российскую жизнь после перестройки. Режиссер с сарказмом передал насущные проблемы постсоветского времени, о которых простой житель не стал бы говорить вслух. В статье описываются главные персонажи фильма и актеры, сыгравшие их. Материал подготовлен при поддержке онлайн-кинотеатра Okko.

Краткий сюжет фильма «Ширли-мырли»

В фильме «Ширли-мырли» 1995 года актеры, снимавшиеся ранее в драматических сценах, проявили свой талант, обыграв абсурдность ситуации.

В кино рассказывается об аферисте Василии, который похищает огромный алмаз из-под носа мафиози Козюльского. В процессе поимки милицией и мафией находчивого вора, обнаруживается брат-близнец Кроликова, дирижер Иннокентий Шниперсон.

В это же время в милицию приходит Роман Алмазов — борец за права цыган. Согласно истории Прасковьи Алексеевны, приемной матери Василия Кроликова, Алмазов — третий брат-близнец, отданный цыганам вскоре после своего рождения.

Роман подменяет брата в роли дирижера на свадебной церемонии. В ЗАГСе одновременно оказываются милиция, мафия и трое братьев-близнецов. В ходе потасовки всех присутствующих эвакуирует отряд спецназа, остаются только майор милиции Пискунов и его помощник. Случайным образом они находят алмаз в чане с квашеной капустой, и впоследствии майору дают звание маршала.

В финальной сцене главные персонажи летят на самолете на Канарские острова. На борту самолета обнаруживается, что чернокожий стюард Патрик — четвертый брат-близнец, сданный при рождении в американское посольство.

История завершается фрагментами, на которых показаны двойники Кроликова со своими женами, живущие в разных уголках планеты — от Японии до США.

Актерский состав и роли

Актеры, сыгравшие главных персонажей в комедии, знакомы зрителям своими ролями во многих советских и российских кинокартинах.

Валерий Гаркалин

Народный артист России Валерий Гаркалин известен своими ролями в таких картинах, как «Ландыш серебристый», «Катала» и др. В «Ширли-мырли» ему предстояло сыграть несколько ролей.

Все его персонажи — люди разных национальностей и профессий:

Мужчины оказываются кровными братьями, что придает большую сложность актерской игре.

Вера Алентова

Жена режиссера фильма и актриса Вера Алентова полюбилась зрителям после исполнения главной роли в киноленте «Москва слезам не верит», снятой также ее мужем.

В «Ширли-мырли» она также обыгрывает несколько персонажей — жен главных героев фильма:

Игорь Угольников

Персонаж Угольникова — неудачливый генерал милиции Жан-Поль Пискунов. На протяжении фильма его постоянно понижают в звании в результате неудачных операций по поимке афериста Кроликова. В конце фильма, обнаружив алмаз, капитана Пискунова повышают до маршала.

Игорь Угольников — советский и российский актер, режиссер и телеведущий, своими ролями известен как на телевидении, так и в театре.

Инна Чурикова

Народная артистка СССР Инна Чурикова — лауреат многих советских и российских наград, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». В фильме она играет Прасковью Кроликову, приемную мать афериста Василия, оказавшуюся его родной тетей. На протяжении истории она раскрывает тайны происхождения всех четырех братьев.

Сергей Баталов

Сергей Баталов — заслуженный артист Российской Федерации, советский и российский актер. В фильме он играет незадачливого лейтенанта милиции, помощника Пискунова. Этот персонаж — один из самых комедийных в киноленте.

Леонид Куравлев

Заслуженный артист РСФСР Леонид Куравлев знаком зрителям по ролям в фильмах «Иван Васильевич меняет профессию», «Мимино» и др. В «Ширли-мырли» его персонаж — американский посол, который олицетворяет отношения России и США в постсоветское время.

Нонна Мордюкова

Заслуженная артистка СССР, обладательница многочисленных государственных наград. «Бриллиантовая рука», «Женитьба Бальзаминова» — наиболее запоминающиеся роли Нонны Мордюковой. В фильме она играет работницу ЗАГСа — веселую, но в то же время строгую женщину.

Олег Ефремов

Народный артист СССР, актер театра и кино. Из наиболее запоминающихся работ: «Три тополя на Плющихе», «Спасите утопающего», «Гори, гори, моя звезда». В фильме «Ширли-мырли» ему досталась второстепенная роль. Ефремов сыграл Николая Григорьевича, соседа Кроликовых.

Любовь Полищук

Актриса Любовь Полищук полюбилась зрителям благодаря комедийным и драматическим ролям во многих советских и российских фильмах. В картине она играет американку Дженнифер, жену посла США, богатую, утонченную леди, олицетворявшую процветающую Америку 90-х гг. прошлого века.

Олег Табаков

Российский и советский актер, кинорежиссер, обладатель государственных наград. В фильме играет алкоголика и хулигана Суходрищева. Его персонаж олицетворяет непростое постсоветское время, отчаяние и непонимание людей, как жить дальше. Роль пьяницы Суходрищева задумана Меньшовым как сатирическое, но безобидное высмеивание насущных проблем того времени.

Евгений Весник

Писатель, публицист, актер театра и кино. В фильме играет доктора, от которого сбежал аферист Кроликов, доставленный в больницу Пискуновым после того, как Василий якобы проглотил алмаз. Персонаж Весника иронически описывает период перестройки, когда советский народ старался бежать от проблем и непонимания.

Армен Джигарханян

Российский актер, театральный режиссер. В фильме играет одного из главных персонажей — «крестного отца», главаря мафии Козюльского. Его образ находил отражение в жизни России конца прошлого века. Мафия контролировала жизнь городов, отнимая авторитет у милиции.

Переворот власти держал в страхе людей, а бандиты стали престижной частью общества, пользующейся большим уважением.

Александр Ворошило

Советский актер и оперный певец, Народный артист РСФСР. В фильме сыграл поклонника дирижера Иннокентия Шниперсона.

Ролан Быков

Народный артист СССР, советский и российский актер, режиссер театра и кино. В фильме сыграл покупателя алмаза. Эта роль олицетворяет Россию как стремление достичь процветания общества, догнать западные страны в культурном и социальном плане.

Интересные факты

Режиссерская работа Владимира Меньшова принесла картине несколько наград:

Александр Федоров, российский кинокритик, описал картину как фильм с уникальным юмором, сатирически высмеивающим представителей социальных групп, иностранцев и пьяниц, проблемы постсоветского времени и жизнь в новой России.

Источник

Что на самом деле хотел сказать Владимир Меньшов фильмом «Ширли-Мырли»

Летом 2021 года Россия простилась с режиссером Владимиром Меньшовым. Его фильмы уже стали классикой. А «Москва слезам не верит» вообще удостоился «Оскара» в 1981 году.

Юрий Дудь снял документальный фильм о «Ширли-Мырли» в память о знаменитом режиссере. Естественно, одним из центральных звеньев фильма стало интервью с Валерием Гаркалиным. К моменту выхода фильма стало известно, что актер находится в больнице в тяжелом состоянии с коронавирусной инфекцией.

Таким образом, премьера фильма о «Ширли-Мырли» приобрела дополнительный смысл, как поддержка Валерия Гаркалина в этот непростой период.

Фильм-фарс Владимира Меньшова буквально напичкан знаковыми актерами российского кино. Помимо Гаркалина, в фильме снялись Олег Табаков, Любовь Полищук, Нонна Мордюкова, Леонид Куравлев, Александр Панкратов-Черный, Вера Алентова, Инна Чурикова, и проч.

Юлия Меньшова, дочь режиссера, объясняет это тем, что в то время было мало предложений для съемок, а Владимир-Меньшов – это своего рода гарант качества. Поэтому актеры согласились на съемки. А со стороны Меньшова это был тоже своего рода тактический ход.

Фильм-фарс, состоящий из сцен, наполненных абсурдом и хаосом, начинался с титров со знаковыми именами под эгидой «Мосфильма». Это усиливало контраст. В этом тоже особенность 90-х годов – контраст пафоса, важности и абсурда, откровенной чуши.

Вообще, фильм «Ширли-Мырли» наполнен сатирой на время, на проблемы общества, на все то, что характеризовало время «перестройки».

Владимир Меньшов, по признанию его дочери, это время не любил, но отдавал ему должное, как необходимому переходному этапу и признавался, что в другое время он не смог бы снять такой фильм.

90-е годы — это время свободы, с которой еще не понятно, что нужно делать. Время потока иностранных товаров, валюты, элементов культуры и менталитета, с которыми еще тоже не ясно, что делать. Это вырвавшееся на свободу от цензуры телевидение. Это юмор, лишенный оков политики. Это время надежды на будущее.

Кризис власти, кризис правоохранительных органов, кризис вкусов и мировоззрения – обо всем это комедия «Ширли-Мырли». Это своего рода отражение философии того времени.

Фильм поэтому получился на стыке жанров, как сказал Гаркалин, трагедии и комедии.

Но критики фильм не оценили. Юлия Меньшова призналась, что ее отец очень остро реагировал на оценку его фильма. Хотя Юлия и сама не поклонница этого фильма, как ни странно.

А Валерий Гаркалин рассказал, как на одном фестивале деятели искусства хохотали до слез при показе фильма, а после финальных титров, когда включили свет, они приняли серьезные выражения лиц. Многие назвали фильм пошлым и бессмысленным.

Фильм не имел успеха после премьеры, но переоценивался со временем. Игорь Угольников, сыгравший милиционера Жана-Поля Пискунова, рассказал, как после премьеры фильма одна актриса, его подруга, была неприятно удивлена его участием в этом фарсе.

Фильм Владимира Меньшова, «парад фриков», фарс, «похабщина», «буффонада» сейчас все чаще переоценивается и зрителем, и критиками. И воспринимается уже как остро социальная сатира и тщательно созданное зеркало современности.

Актеры и создатели фильма сильно изменились. Кого-то нет в живых, остальные изрядно постарели. Но при воспоминании о съемках этого фильма у всех одинаково горят глаза.

Сейчас этот фильм – воспоминание о временах, когда была надежда на победу светлого. И свобода быть собой.

Источник

Смысл фильма Ширли-мырли 1995

Фильмы Владимира отличаются редкой глубиной и любовью и России. Фильм «Ширли-мырли» отличается от прежних работ режиссёра, и зрители не сразу поняли создателя картины. Но любовь к родной стране показана и в этой комедии.

О чём фильм Ширли-мырли

Действие фильма происходит в России. Талантливый вор-редицивист Василий Кроликов украл огромный алмаз, названный «Спаситель России». Благодаря способности перевоплотиться в кого угодно, похититель сделал это тонко и с юмором. Теперь за алмазом, а значит, и за Кроликовым охотятся и милиция, и мафия.

Василий скрывается в квартире своей матери, которая раньше работала проводницей поезда «Москва-Херсон». У неё дома Кроликов узнаёт тайну своего рождения — у него есть брат-близнец, а настоящий отец их — еврей по национальности.

По ошибке вместо Кроликова арестовали его брата, известного дирижёра Иннокентия Шниперсона. И Василию пришлось заменить брата-близнеца на его собственной свадьбе с американкой Кэрол Абзац. Много забавных ситуаций происходит во время фильма. И везде не обходится без весёлого Кроликова и его интеллигентного брата. Неожиданно выясняется, что братьев-близнецов трое. Третий — цыган Роман Алмазов. Братья находят общий язык.

Сотрудник милиции Жан-Поль Николаевич Пискунов находит алмаз «Спаситель России» в кадке с капустой. И все в огромном самолете летят отдыхать на Канарские острова на 3 года. А стюард самолёта — ещё один близнец, Патрик Кроликоу. Самолёт пролетает над бескрайними просторами, и снизу пассажирам машут братья-близнецы Кроликова всех возможных наций России, Японии и США.

Смысл названия

Название фильма на самом деле означает ерунду и чушь. Она прекрасно показывает всю непростую ситуацию в стране после перестройки.

В чем смысл фильма Ширли-мырли

Яркая, искромётная буффонада комедии идеально отображает состояние России после перестройки. Создателю фильма Владимиру Меньшову удалось показать всё то, что замечал каждый житель страны, но боялся сказать даже самому себе.

Жизнь как зеркало

Фильм насыщен событиями. Всё происходит быстро, нет порядка, стройности. И это любопытное построение сюжета отражает реальность тех лет.

В стране действительно всё было сумбурно. Народ, не привыкший к новой реальности, не понимающий, что происходит, переживал весь хаос, творившийся после перестройки. Создатели фильма вынесли ситуацию на суд зрителя, придали ей лёгкости и комичности.

Новые порядки

В фильме просматривается акцент на печальный порядок в те времена. Милиция потеряла свой авторитет, и на смену стражам порядка, до этого пользующимся уважением, пришли бандиты, или так называемая мафия. Создатели фильма намеренно подчеркнули этот печальный факт. Мафия вдруг стала престижной в России.

Эта прослойка общества перетянула на себя обязанность милиции — защищать.

Все люди-братья

Основной идеей, которую хотел показать режиссёр в своей комедии, стали отношения между разными национальностями.

Он хотел показать всю важность понимания других наций, уважения к их обычаям и порядкам, их менталитету. Задумка создателю картины удалась, каждый задумался о том, сколько вокруг людей всех возможных наций, и у каждого свои мысли и чувства.

Русская мечта

«Спаситель России» прекрасно отражает все состояние страны тех времён. Многие жили небогато, не знали, чем заняться в новых условиях. И тонкая сцена фильма, когда все летят на Канарские острова на три года показывает мечты людей — избавиться от беспорядка и чувства неопределённости, и улететь на райские острова, к красивой и спокойной жизни.

Американская мечта

С юмором показаны и отношения России и США тех времён. Помощь вроде бы все видели, но не было чувства, что относится Америка к нашей стране как к равной. Грустно всем от сцен в фильме, где Америка преподносится как высшее государство, где царит порядок и благосостояние.

Но создатели не собирались идеализировать Америку, они показали не только её недостатки, но и патриотизм русского народа.

Музыка перемен

Подчёркивает большие перемены в жизни страны после перестройки и музыка в фильме. На концерте, где Василий Кроликов вынужден был заменить своего брата, дирижёра Иннокентия Шниперсона, классический концерт превратился в весёлое представление с чисто русскими, давно забытыми мелодиями.

И серьёзно настроенный на строгую классическую музыку зал подхватил родные мотивы и развеселился.

Смысл финала

В конце фильма все улетают на Канарские острова. Все страсти утихли, все выглядят спокойными и умиротворёнными.

И в этом кроется особый пророческий смысл. Создатели фильма пытаются донести до зрителя чёткое осознание того, что хаос непременно закончится. Впереди людей ждёт спокойная жизнь. Бескрайние просторы, которые видят все из самолёта, подчёркивают общую картину умиротворения.

Внизу, среди лесов и юрт, глухих деревень и шумных городов счастливцев, улетающих на острова мечты, приветствуют люди разных национальностей. И все они похожи на Василия Кроликова. Эта сцена подчеркивает основную идею фильма о том, что все люди-братья. Кроме основной мысли о братстве народов режиссёр хочет сказать, что мечты должны сбываться, даже такие безумные, как путешествие на Канарские острова на три года.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 2.3 / 5. Количество оценок: 3

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

История фильма – 123. Ширли-мырли

Курьезы «Ширли-Мырли»

Shirley Myrley 1

Когда говорят о работах Владимира Меньшова, конечно же, в первую очередь упоминают легендарные «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби». После их съемок пауза в режиссерской карьере Меньшова затянулась на 10 лет, а потом на экраны вышел его новый фильм – комедия «Ширли-Мырли», которая вызвала очень неоднозначную реакцию критиков и зрителей…

В режиссерском багаже Владимира Меньшова – всего 5 полнометражных художественных фильмов. После съемок каждого из них он не спешил приступать к новой работе, долгое время занимался поиском, перечитывал сотни сценариев, романов и пьес – до тех пор, пока не находил достойный материал. После фильмов «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби» это сделать было особенно сложно – горизонт ожидания публики был завышен, режиссеру культовых фильмов, завоевавших всенародную любовь, уже не простили бы проходных работ.

После фильма «Любовь и голуби» пауза в его режиссерской деятельности затянулась на 10 лет. Подходящих сценариев он не находил и вновь приступать к съемкам не планировал, но однажды сценаристы Виталий Москаленко и Андрей Самсонов попросили его подредактировать комедию о трех братьях-близнецах, потерявшихся еще в детстве и попадающих в абсурдные ситуации. Меньшов согласился прочитать сценарий и дать пару советов. Неожиданно для самого себя режиссер втянулся в работу и увлекся сюжетом, который, на его взгляд, был совершенно в духе времени.

Это была середина 1990-х гг., период безвременья в кинематографе, когда герои советских фильмов остались в далеком прошлом, а им на смену новые герои еще не пришли. Кино тогда практически не снималось, поиски новых путей затянулись, а на экранах, как и в жизни, царил разгул криминальных сил. Впрочем, и в такой реальности Меньшов видел свои плюсы – тогда у него наконец появилась полная свобода действий, чего не было ни до, ни после этого. Режиссер говорил: «Вот когда я делал «Ширли-Мырли», я был ну просто сам себе предоставлен. Я мог что хочешь вставить туда, в эту картину, и никто бы меня не схватил за руку. Уже в «Зависти богов» давление чуть-чуть ощущалось. Сейчас еще больше усилилось давление продюсеров… Я ценю 90-е именно за полную свободу. В 2000-х годах нас стали потихонечку зажимать. Сейчас, когда показывают по телевизору «Ширли-мырли», я ахаю. Вся картина «запикана». Ее испохабили этим».

Выбор жанра комедии-фарса в таких условиях был довольно неожиданным. Фильм стал отражением противоречивого времени середины 1990-х гг., обстановки всеобщей потерянности в только что распавшейся стране, где каждый хотел кого-то обмануть, провернуть свои «ширли-мырли». Никто из создателей фильма не объяснял этого странного названия, оно произошло от незамысловатой бессмысленной песенки, которую напевал герой Валерия Гаркалина. По словам Меньшова, это был абсурдно, но такой абсурд тогда и царил вокруг. В Америке этот фильм был показан под названием «Ну и бардак!»

Всех троих братьев-близнецов сыграл один актер – Валерий Гаркалин. Изначально на эту роль претендовали Никита Михалков и Александр Абдулов. У первого были удачные пробы, но Меньшов не решился его утвердить из-за большой занятости Михалкова в других проектах, а второй помимо той же проблемы, был известен своей недисциплинированностью. Главную роль Меньшов предлагал даже Олегу Табакову, предупредив его, что тот должен к съемкам сбросить 20 кг, на что получил резонный ответ: «Не заигрывайся! Тут и так есть материал для меня». В итоге он сыграл пьянчугу Суходрищева.

Режиссер пошел на риск: вместо звезд первой величины он утвердил на главную роль малоизвестного театрального актера Валерия Гаркалина. Правда, в своем выборе он долго сомневался. При первой встрече Меньшов сказал актеру: «Конечно, если б был жив Андрей Миронов или был бы помоложе Евгений Леонов, то я бы вас не пригласил, потому что они – готовые исполнители для этой роли». До этого зрители могли увидеть Гаркалина только в двух фильмах, а настоящая слава пришла к нему только после «Ширли-мырли». Именно поэтому Владимира Меньшова нередко называли крестным отцом Валерия Гаркалина в кино.

Валерий Гаркалин должен был сыграть трех братьев-близнецов, а комбинированные съемки по тем временам были довольно сложной задачей – компьютерной графики тогда еще не было. Актер в разных частях кадра играл своих персонажей по отдельности, потом эти части склеивались. Там, где герои появлялись вместе, помогали дублеры.

Знаменитый комик 1990-х гг. Игорь Угольников тоже претендовал на главную роль, но в итоге сыграл следователя Пискунова. Все опасные трюки он выполнял самостоятельно – например, вылезал на капот машины на опасном повороте, а во время погони висел на крыше движущегося трамвая вниз головой, привязанный автомобильными тросами. В последний съемочный день Игорь Угольников и его партнер по съемкам Сергей Баталов решили воспользоваться служебным положением и, не снимая милицейской формы, отправились в ГАИ, чтобы восстановить права. Угольников со смехом вспоминал: «Мы ногой открыли дверь отделения. Милиционеры не обратили внимания на наши лица. Их больше взволновала форма моего героя. Ведь Пискунов тогда уже дослужился до маршала! В общем, они сразу же отбросили стулья и строевым шагом подошли ко мне. Быстро нарисовали права, и мы убежали».

Сразу 4 роли в этом фильме режиссер доверил сыграть своей жене, Вере Алентовой. Больше всего ей пришлась по душе роль белокурой американки, которая появляется в кадре в свадебном платье. В свое время у Алентовой и Меньшова не было возможности устроить настоящую свадьбу, и актриса несколько дней провела в свадебных салонах, примерив множество нарядов и не упустив возможности побыть шикарной невестой.

Владимир Меньшов собрал в своем фильме блестящий актерский состав, у него снялись 8 народных артистов! Правда, не все они были довольны результатами своей работы. Инна Чурикова признавалась, что поначалу жалела об этой работе, но спустя время все-таки отдала ей должное: однажды она сказала, что смотрела этот фильм несколько раз и пришла к выводу, что с годами играет в нем все лучше и лучше! Кинокритики разнесли фильм в пух и прах, некоторые из них обвинили режиссера в безвкусице и пошлости, картина не получила ни одной награды. Сам режиссер считал «Ширли-мырли» своей главной удачей как сценариста и не раз высказывал сожаления о том, что фильм до сих пор остается недооцененным.

Источник

Ширли-мырли

Из Википедии — свободной энциклопедии

274px Shirli mirli poster Жанр фарсовая комедия Режиссёр Владимир Меньшов Продюсер Владимир Досталь
Александр Литвинов Автор
сценария Владимир Меньшов
Виталий Москаленко
Андрей Самсонов В главных
ролях Валерий Гаркалин
Вера Алентова
Инна Чурикова
Игорь Угольников
Армен Джигарханян Оператор Вадим Алисов Композитор Тимур Коган Кинокомпания Киностудия «Мосфильм».
Киностудия «Жанр».
Роскомкино Длительность 136 минут Бюджет ₽3 400 000 Сборы $231 000 Страна 22px Flag of Russia.svg Россия Язык русский Год 1995 IMDb ID 0114429

«Ши́рли-мы́рли» — российская фарсовая кинокомедия, снятая в 1995 году режиссёром Владимиром Меньшовым на киностудии «Мосфильм». Является одним из образцов российского кино 1990-х годов. Название фильм получил по незамысловатой мелодии, напеваемой главным героем.

Фильм стал четвёртой режиссёрской работой Владимира Меньшова и первой с 1984 года, когда на экраны вышел его фильм «Любовь и голуби». «Ширли-мырли» также стал третьей значительной ролью Валерия Гаркалина в большом кино после главных ролей в фильме «Катала» и телесериале «Белые одежды». В 1995 году на фестивале «Киношок» в Анапе Валерий Гаркалин получил приз за лучшую мужскую роль в этом фильме.

Источник

Ошибки и заблуждения
Adblock
detector