Мат.часть Слики и полуслики
Самое первое – это резина для сухого покрытия. Точнее слики и нарезные слики (полуслики).
Главное отличие от гражданской резины заключается в том, что резина подвержена быстрому износу и на ограниченное количество циклов нагрева и охлаждения. Так как сликов обычно хватает на одну гонку и может квалификацию, то ограниченное количество циклов нагрева не критично для данного типа резины, её все равно хватает на день 🙂
Резина рассчитана на сухой асфальт, отличается между собой твёрдостью. Есть насколько разновидностей сликов: мягкие – для более прохладного асфальта, средние (и так понятно) и жёсткие. Также по жесткости можно отбирать резину в зависимости от стиля управления. Если агрессивная манера езды, то смело ставится компаунд жестче и наоборот.
Также иногда принято на передние колеса ставить на одну единицу жесткости мягче. Заднее колесо, например среднее, значит переднее должно быть мягкое.
Теперь отличие слика от полуслика. Полуслик имеет точно такие же характеристики, как и слик, но имеет нарезку в основном по центру резины. По бокам – тот же слик. В процессе эксплуатации нарезка показывает пилоту, где предел, то есть резина начинает плыть, в отличии от слика, который держит до последнего, а потом резко срывается. Поэтому часто по регламенту запрещено использовать полный слик в классах любителей.
Шины с протектором Слики и Полуслики
Что такое слики и полуслики?
Слово slick в переводе с английского означает «гладкий», и это самый очевидный признак сликов — полное отсутствие какого-либо протектора или выступов. То есть, поверхность сликов абсолютно гладкая. Бытует мнение, что это и есть главное отличие сликов от других шин, но это не совсем так. В первую очередь, слики характеризуются малой жёсткостью резины (параметр treadwear). Если у гражданских шин она не опускается ниже 200 единиц, то у сликов treadwear — в районе 80 единиц.
Благодаря такой мягкости слики словно расползаются, увеличивая пятно контакта, и как следствие — значительно повышая коэффициент сцепления с дорожным полотном. Отсюда и требование к отсутствию протектора — настолько мягкая шина с канавками на большой скорости в считанные минуты разлеталась бы на куски из-за неравномерности давления и износа. Впрочем, и гладкая поверхность не сильно повышает долговечность, обычный ресурс для сликов — несколько сотен километров пробега.
Полуслики — более компромиссный вариант с повышенной жёсткостью (до 150 единиц) и простым протекторным рисунком, как правило, в центральной части. Наличие протектора позволяет полусликам держать мокрую дорогу, в отличие от чистых сликов. Да и долговечность полусликов значительно выше. Поэтому они куда шире применяются и в полупрофессиональном спорте, и на дорогах общего пользования особо спортивными автолюбителями.
Где они применяются?
Сфера применения сликов это сугубо профессиональный спорт на специально оборудованных трассах с участием обученных, опытных пилотов: Формула-1 (откуда слики и пришли), дрэг-рейсинг, и так далее. На это есть ряд причин. Во-первых, слики довольно дороги, а их срок службы до смешного мал. Во-вторых, в торможении они не особо эффективны ввиду своей мягкости. В-третьих, при дожде их надо срочно менять на шины с протектором. Наконец, слики очень коварны с точки зрения управляемости.
Обычные шины по мере роста скорости понемногу начинают «сдавать» — сцепление с дорогой постепенно снижается, что заставляет водителя невольно осаживать себя. Слики ведут себя не так. Они до последнего цепко держат дорогу, давая водителю полный контроль. Но стоит только пересечь некоторый предел, как слики сразу и полностью теряют контакт, и пускают автомобиль в совершенно неконтролируемый занос. Даже для опытных профессионалов это очень опасно.
Словом, ставить слики для езды в городе — такое же безумие, что и покупать танк для поездок на рыбалку. В отличие от них, полуслики более «приземлённые» в плане долговечности и погодных условий. На них можно ездить и в дождь — с большой осторожностью, конечно. Но стоит помнить, что полуслики это всё же спортивные, профессиональные шины. Использование их на общих дорогах как минимум неоправданно из-за низкого ресурса.
Профессиональные гонщики, имеющие опыт использования полусликов на обычных дорогах, отмечают их «развращающее» влияние на психику. Повышенная цепкость полусликов понемногу провоцирует ехать всё быстрее и быстрее — например, входить в поворот не на 50 км/ч, а на 80 км/ч. Так что лучше оставить полуслики и их более радикальных лысых собратьев тем, для кого они были созданы — профессиональным гонщикам на специальных трассах.
Гладкая шина, или слик. Что это?
Слики (от англ. slick — гладкий) — разновидность спортивных шин, отличительная черта которых — полностью гладкий протектор (без рисунка). Первые слики были разработаны компанией M&H Tires еще в начале 1950-х годов и использовались на драг-рейсинге.
В основном применяются на профессиональных гоночных сериях (Formula, DTM), чемпионатах с высоким уровнем подготовки, таких как Unlim, Super-Race и др.
Такие шины используются только на сухом покрытии и обеспечивают максимально возможное сцепление с асфальтовым полотном за счёт отсутствия желобков протектора и специальной двухслойной технологии изготовления боковых стенок, позволяющей им сминаться при старте. Это значительно увеличивает пятно контакта: увеличивается трение с трассой — увеличивается качество сцепления разогретой резины с дорогой.
На влажной трассе классические слики не рекомендуются к использованию, так как попросту проскальзывают — нечем зацепиться за асфальт и появляется эффект аквапланирования. По этой же причине они не разрешены к использованию на дорогах общего пользования в отличие от полусликов, имеющих небольшой рисунок протектора. У нас на сайте, Вы можете воспользоваться сервисом подбора полусликов для своего авто по размерам, производителю и типу протектора.
Но производители гоночных шин в отдельную категорию выделили дождевые гоночные покрышки. У Michelin дождевые шины имеют обозначение “P” в своем названии.
Также из-за отсутствия рисунка на протекторе слики меньше деформируются под нагрузкой, что позволяет использовать в шинах более мягкую резину, а значит она меньше деформируется и перегревается и не вздувается. У сликов уровень износа можно определить по небольшим специальным отверстиям в протекторе, а у полусликов, как и у гражданских шин — по глубине немногочисленных канавок.
Есть несколько разновидностей сликов: мягкие – для более прохладного и гладкого асфальта, средние и жёсткие. Также по жесткости можно отбирать резину в зависимости от стиля управления. Если агрессивная манера езды, то смело ставится компаунд жестче и наоборот.
Обозначения размеров и характеристик гоночных шин могут отличаться от обозначения гражданских.
Например, компаний Michelin использует такое обозначение: 27/65-18 S9L RFID
27 — ширина протектора в см (не общая ширина!)
65 — полный внешний диаметр покрышки в см
18 — внутренний диаметр в дюймах
S — тип “слик” (Р — дождевая шина)
9 — жесткость (SOFT — 7; MEDIUM — 8; HARD — 9)
L, M — поколение
RFID — наличие чипа в боковине шины, который позволяет проверять состояние шин в режиме реального времени на старте (на скорости до 60 км/ч).
У Pirelli используется другая система обозначений, а также цветовое обозначение:
Тип протектора:
D — dry (для эксплуатации только на сухих дорожных покрытиях)
W — wet (для эксплуатации на мокром покрытии)
Обозначение состава резиновой смеси:
H — HARD — твердый
M — MEDIUM — средний
S — SOFT — мягкий
SS — SUPERSOFT — сверхмягкий
Слики? что это? как подобрать спортивную резину.
Всем здравствуйте, с поиском колес к сезону понял что в интернете нет статей о подборах и рекомендациям по выбору и поиску сликов, поэтому решил написать статью о сликах.
Слики: если в общем, то это резина с мягким составом резины, цель которой хорошее сцепление с дорогой, основное использование драг рэйсинг.
Не претендую на эксперное мнение, рекоменации ниже будет из личного опыта и опыта людей с кем знаком. Думаю статья будет полезна прежде всего для начинающих.
Начну с того что определюсь, в чем приемущество сликов? все статьи что я прочитал пишет: для реализации мощности, конечно это правильно можно собрать мотор на 1000-1500 сил и потом проехать на квоторе время как едет машина 600-700 сил просто с хорошей реализацией, но давайте вернемся к реалиям… слики дают СТАБИЛЬНОСТЬ!
приведу пример: существует мнение что граждынская резина (псевдослики) имеет хороший зацеп. Да на гражданской резине можно проехать хорошее время, есть серьезная резина типа toyo 888 или advan048, ну или бюджет вариант westlake sport rs, я много экспериментировал с резиной, многое пробовал… кое какие показывали хорошие времена, НО они не имели той стабильности которые нужны для соревнования… т.е вы можете при удачном старте и удачно выбронном бусте на старте, показать очень хорошее время, но это будет один старт из 10-ти, а все знают что в драге важна стабильность. Поэтому если вы не ограничиваетесь фотографиями с г-техов и рэйслоджиков, а любите реальные гонки с серьезными апонентами, то вам нужны слики.
Существует 4 брэнда которые завоевали драг индустрию Hoosier, Mickey Tompson, M&H и goodear (у последней размеры в основном под корчи и болиды…) Каких то однозначных приемуществ те или другие не имеют, схожие размеры, схожие линейки резины, состав конечно индивидуальный при чем составов резины у каждой фирмы порядка 10-ти.
Линейка сликов:
если сократить знакомство до минимума, то каждая из фирм имеет городские, полудраговые и драговые… есть там много вариаций, вплоть до мотоциклетных сликов, сликов по бетону, передние (Front) и т.д…в общес ассортимент обширный, думаю начинающим не стоит забивать голову.
выбор естественно за каждым свой, но подбирать в основном стоит исходя из мощности, покрытия и условий эксплуатаций…
Городские слики схожи с нашими повседневными, размерность указана таже, самые широкие что я встречал и использовал это 335 ширины, на них практически те же ощущения что и на городских, но колеса имеют очень мягкий состав их можно спустить до давления 1.0 и даже ниже и все будет ехать в разы лучше гражданки. на них можно спокойно добраться до какого то нелегала с гаража по дороге общего пользования, естественно использовать на треке, но т.к. не имеют водоотведения на них по дождю будет очень страшно, несколько раз добирался по дождю по городу, скажу вам что это очень опасно. Я бы эту резину посоветовал для нелегалов где использование других сликов опасно. Не гонитесь за шириной так как будет работать тот же эффект что и с широкой резиной зимой.
Сразу перепрыгну к драг линейке. Эта резина имеет однозначно уже другой состав нежели стрит, не имеет бокового корда и используют их все на давлении около 1 кг(+/- 0.5), естественно на драг сликах очень опасно ездить на не подготовленной трассе. ощущения для понимания — спустите колеса R15\16 до давления 0.8 и попробуйте проехать квотер, ощущения такие же… машину переставит с полосы на полосу и вы даже ни как это не исправите, на них надо тренироваться, а вообще к этой линейке лучше придти плавно и однозначно только на треке, так как не каждый старт заканчивается финишем.
размерность у таких колес указывается в дюймах 26/10 15 ну или 28/13.5 16, первая цифра высота в дюймах, 26 это примерно обычный размер колес, 28 на многие машины уже с трудом влезут в арку (в маркообразных приходится снимать обвесы, пороги и четко подбирать диски по выносу), 27 очень редкий размер. 29 высоту, 31,33 даже не рассматривайте, без вырезания крыльев они уже не залезут. Ширина тоже в дюймах, но тут есть ньюанс, он не всегда четко сопадает по цифрам, поэтому по каталогу стоит уточнить. У разных производителей один и тот же размер может иметь разброс ширины до 1 см. (сравнивал 26/10 15). Последняя цифра радиус, чем выше профиль резины(высота), тем сложнее будет управление, поэтому оптимально подбирать 16/17 радиус, но к сожалению производители почти всё загнали в 15-ый размер.
Есть промежуточная линейка у хузер quick time pro у МТ street, она имеет боковой корд, но из за мягкого состава резины эксплуатировать на дорогах тоже опасно, это скорее оптимальный вариант что бы потренироваться перед эксплуатацией драг слик. Они имеют размерность 17,16 (то есть с высотой профиля ниже) и потому использовать их проще и безопаснее на треке. Состав резины у них чуть проще, поэтому сцепление будет чуть хуже чем у драг линейки, но на них тоже можно показывать серьезные результаты.
Для начинающих советую использовать резину на высоком давлении 1.5-1.7, а далее по своим ощущениям спускать, исходя из своих страхов, зацепа, меняющейся температуры на улице ну и настроек авто (если что то меняете в процессе гонок). Учитывйте что каждая резина требует прогрева до белого дыма и давление в резине растет. перегрев сликов тоже опасен в плане управления, так как резина может «поплыть», поэтому лучше успользуйте помощника на прогревах иначе когда увидите этот дым вы, будет уже поздновато. Если резину жалко, ну или у вас резина держит и без прогрева, то можно использовать на холодную. Есть специальные термокожухи, прогревочные ролики, можете изучить этот вопрос более подробно.
не гонитесь за шириной с запасом и высотой… должны понимать что с зацепом мы боремся первые 100 м, а остальные 302 машине еще приходится их потом тащить и сами понимаете что резина спущенная, высокая, широкая имеет потом серьезные потери… У хузиер есть таблица по мощности, советую ее хотя бы изучить до выбора.
Желательно подбирать ширину дисков по каталожным рекомендациям, они как правило (от и до) указаны к каждой резине.
Надеюсь информация кому то будет полезна, постарался коротко и в общих чертах описать что такое слики, что бы люди не боялись их использовать прежде всего из за отсутствия информации и страшилок.
в среднем цена одного колеса 300-350$. Не являюсь поставщиком, поэтому это не реклама и обращаться с покупкой лично ко мне не стоит. Спасибо.
Гладкие шины: краткая история
Компания Bridgestone в Формуле-1
Гладкие шины: краткая история
Гран-при Австралии откроет кампанию 2009 года с «супер-мягкими» и «средними» шинами, похожий выбор шин ожидается на третьем и четвертом этапе в Китае и Бахрейне. На Гран-при Малайзии и Испании будет использоваться мягкая и жесткая резина.
Кроме того, компания Bridgestone продолжит делать шины различных типов визуально различимыми, чтобы помочь СМИ и зрителям, но с возвращением сликов вынуждена отказаться от «белой полосы». Вместо этого Bridgestone поддержит кампанию ФИА ‘Make Cars Green’ и нанесет зеленые полосы на боковую поверхность более мягких шин, чтобы можно было отличить мягкие от жестких. Шины для мокрой погоды будут снабжены зеленой маркировкой по центральной канавке.
Компания Bridgestone в Формуле-1
• В 2007 году с уходом Michelin компания Bridgestone стала единственным поставщиком Формулы-1 и ввела четыре состава резины, два из которых доступны для каждой гонки.
• В 2008 Bridgestone стала официальным поставщиком шин для Чемпионата мира по Формуле-1 ФИА, подписав контракт, действующий до конца сезона-2010.
• Компания Bridgestone участвует в Формуле-1 с 1997 года; на сегодняшний день шины Bridgestone выиграли 9 чемпионатов пилотов и 9 кубков конструкторов.
• Несмотря на сравнительно короткую историю участия в Формуле-1, Bridgestone является вторым среди самых успешных производителей шин в истории этого вида спорта, одержав 139 побед за двенадцать сезонов.
• Шины Bridgestone для Формулы-1 производятся в Кодайра Сити Токио (Япония) и передаются в Лэнгли (Великобритания) для гонок в Европе и тестирования. Для гонок на других континентах (например, в Австралии, Малайзии, Бразилии и т.д.) шины направляются с завода прямо на трассу.
Bridgestone в Формуле-1 в датах:
Достижение на 2-м Гран-при в первом же сезоне участия:
1-е место: Гран-при Бразилии 1997, Оливье Пани, Прост Муген, третий на трассе в Интерлагос
Достижения 2-го сезона после вступления в 1997:
Поул-позишн 1: Гран-при Австралии 1998, Мика Хаккинен, West McLaren Mercedes
1-е место: Гран-при Австралии 1998, Мика Хаккинен, West McLaren Mercedes
1-е место в чемпионате пилотов: 1998, Мика Хаккинен, West McLaren Mercedes
1-е место в кубке конструкторов: 1998 West McLaren Mercedes
Информация о компании Bridgestone:
Корпорация Bridgestone имеет штаб-квартиру в Токио и является крупнейшим мировым производителем шин и других изделий из резины.
Шины составляют 80% из продаж продукции Bridgestone Group по всему миру.
Компания также производит промышленный каучук и химические товары, товары для спорта и другие разнообразные изделия.
Шины и прочие товары компании продаются в 150 странах мира.
Bridgestone продолжает использовать в обычных шинах знания, полученные при разработке гоночных шин, в тесном сотрудничестве с лучшими производителями автомобильной продукции, участвующими в автоспорте.
Информация предоставлена OgilvyPR