- Классификация грузовых шин.
- Комментарии 49
- Батон на ведущую ось
- Комментарии 40
- Грузовые шины, классификация
- Отличие грузовых шин от легковых
- Признаки, по которым классифицируют грузовую резину
- Тип грузового транспортного средства
- Грузовые шины для рулевой оси
- Шины для ведущей оси
- Универсальные грузовые шины
- По типу эксплуатации
- По рисунку протектора
- Диагональные и радиальные грузовые шины
- Типоразмер
- Индексы нагрузки и скорости
- Итоги
- Маркировка грузовых шин
- Доер с голубятни, Лабус в колейке и Зомби на Скамейке. Что это значит? Разбираем жаргон дальнобойщиков 16:16, 23 апреля 2021 Версия для печати
- 1. Техника
- Названия грузовых авто
- Названия прочих ТС
- 2. Дорожная полиция
- 3. Дорожная обстановка
- 4. Быт
- 5. Классификация груза и его перевозчиков
- 6. Документация, её оформление
- 7. Внештатные, аварийные и рабочие ситуации
- 8. Местные обозначения
Классификация грузовых шин.
Информация для тех, кто хочет всё знать!
Ниже перечислены все классификации грузовой автошины:
-Рулевые или управляемые грузовые шины имеют особую конструкцию (наличие продольных канавок), позволяющую им обеспечивать четкие реакции на движения руля.
-Шины для грузовиков, устанавливаемые на ведущую ось, выполняют важную задачу: с их помощью машина начинает свое движение. Своевременная остановка грузовика также зависит от качественной тягово-сцепной работы этих покрышек.
-К шинам для полуприцепов и прицепов, как правило, не предъявляется особых требований. Основной их задачей является экономия топлива, достигаемая минимальным сопротивлением передвижению. Обратите внимание: подобные шины при всей их схожести с рулевыми грузовыми шинами не являются взаимозаменяемыми. Установка шин для прицепа на рулевое колесо может привести к возникновению опасных ситуаций на дороге.
-Грузовые шины универсального назначения предназначены для установки, как на ведущей, так и на рулевой оси автомобиля. Многие водители предпочитают в целях экономии купить грузовые шины подобного вида для эксплуатации на рулевой оси, а после определенного пробега переставить на второстепенные оси. Таким образом, можно существенно сэкономить на покупке «запасок». Грузовые шины устанавливаются и на транспортные автобусы. Здесь, как правило, используются универсальные или рулевые грузовые шины. А вот шины, предназначенные для ведущей оси, с крупными элементами протектора на транспортных автобусах не используются из-за того, что они производят слишком много шума.
Только при правильном выборе автошин, водители грузовых автомобилей, получат должный комфорт, улучшенную управляемость и экономию топлива!
Про легковые шины напишу чуть позже!Спасибо за внимание! Выбирайте «правильные» шины!=)
Ребят укатал я свои колёса и вот возник вопрос, что купить снова простые колесе на передок, или батоны? На одиночке говорят батоны вообще хорошо катаюсться, кто что видел слышал? И размер я правильно понимаю мне нужен 385 65 щас стоят 295 80.переживаю за колею и за зиму батон шире сопротивления по снегу больше, не есть хорошо.
Комментарии 49
Всем спасибо кто советовал, кто участвовал в нашей дискуссии поставил 315 на 80 на перед доволен)))
Запаски две возить придётся.
Когда работал на дафе, на нём стояли батоны. Когда приходила зима — хоть увольняйся с работы. В колее мотало сильно, хотя по переднему мосту претензий не было (всё было проверено).
Так что не зря с завода идут стандартные колёса.
Ну это вобще не вариант )))
Лучше стать те колеса, которые с завода стояли. Поставив батоны, сразу заметиш, насколько тяжелее будет руль крутиться. И это всё миф о том что на них главнее ход, ямок да меньше чувствуешь, но есть еще и кочки.
Если будешь брать диски под батоны бери ET135 (по-моему) они хорошо по клее идут как по рельсам, не швыряют
Да вроде решил перейти просто на 315 размер он по шире. Говорят много минусов у батонов.
у меня volvo fh косая раньше ездил на 315/70 поставил батоны, лично мне лучше на батонах, а там сам решай
если батоны, то только рулевые, а не прицепные.и высота профиля на 55
К батонам ещё надо диски ходят абсолютно одинаково что батоны что стандарт с батонами мягче но они убивают гур и руливые тяги имею опыт эксплуатации 42 ам
Принял к сведению спасибо
Уже вроде готов поставить простые))) единственно размер может не 295 а 315
На хэндай нд170 ставили вместо 295 315 водитель доволен по эксплуатации не скажу поставили в апреле этого года пока вроде все хорошо
Вот и мне сказали 315 будет по мягче, будем пробывать
Должно быть помягче, Удачи на дорогах
Не знаю, кому как, а мне на батонах больше нравится ездить.
Мелкие ямки, в которые узкая резина влетает, батон проглатывает не замечая.
На обочину съезжаю с любым тоннажем, не опасаясь, что передней осью провалюсь в рыхлую почву.
В колее конечно бросает сильнее, но не смертельно. Я привык и меня это не напрягает)))
Мои 5 коп. Сзади, что угодно (ну почти)… Перед всю жизнь мишка 315. Ленивец- донашивает это все.
Что то мой ленивец не хочет ездить на обносках, хлопают на раз колеса и все
У меня на всех машинах батоны стояли. Не парься. А с дороги на любых сойти можно. Удачи. 😉
Хз.на вольве батоны стоят.доволен.
Вот и я хочу быть довольным ))))
Вот я и говорю сколько людей столько и мнений))))докатать мне её не проблема натлентяй кидай и езди дальше, я щас и хочу с предка новые на лентяй закатить а на передок что нибудь поставить, на лентяе всегда катал бу шку дак вся на раз перехлопала))))
Батоны рулят!ставь даже не думая!
Hа моей скании широкая резина на переду стояла изначально с завода — другой размерности невижу, хотя на предыдущих машинах была стандартная, сам склоняюсь больше к широкой=БЕЗОПАСНЕЙ.
одиночка ведь, правильно понял? смысл на одиночку ставить батоны, на чем их потом докатывать? я недавно на своей снял рулевые йокогама и поставил их на среднюю ось полуприцепа после 130000 км пробега с еще неплохим протектором, в дальнейшем не буду доводить до 130, 70-80000 км и на прицеп, и будет соотв-но на руле всегда отличная резина без риска для взрыва, и на прицепе с хорошим протектором, который можно доводить вплоть до взрыва))) шутка конечно😊. если только для вида поставить батоны. а каой размер ведущих колес?
Размер 295 на 80 и у меня есть лентяй на нем можно докатать
Ставь узкие, чтоб зимой когда буксуешь не приходилось и под передом копать.315/80 или 295/80
Тоже в замешательстве! Как куда съезжаю где посырей так передок проваливаеться
По калие плохо а так мягче, но зимой с калие я бы не ставил
Я снял батоны и поставил 315/80
У меня со средним подвесным мостом, поэтому зимой ездит только прямо на батонах, на узких немного лучше. Да и мне показалось, что мягче стало проходить стыки, трещины и ямы. Единственное, в некоторые ямки на батонах только краем колёса влетаешь, то на узких влетаешь полностью. Жестче/мягче может в самой резине дело: снял триангл, поставил маршал.
Доброй ночи.А что значит батоны?
Колесо шире чем простое типо как на прицепе ))))
Батон на ведущую ось
Вот хотел поделиться соображением и услышать Ваше мнение.
Катаюсь на 3 осном тягаче 6-4, бортовые редуктора. Таскаю Тонар.
Закралась мысль после катания по гравийкам, стройкам, труднодоступным карьерам. Мысль такая вкатить на среднюю ось батон с карьерным рисунком, на диске с нулевым вылетом. Даже есть донор для тест драйва.
В результате хочу получить.
1. Экономия на резине, вместо 4 колёс 2 цена одинаковая.
2. Проходимость, буксует у меня в основном средняя ось.
Комментарии 40
315/80 22.5 нагрузка от 3,5 до 4т на колесо в спарке получаем от7 до 8т
385/65 22.5 нагрузка 4,5т на колесо
Как то так…
Это понятно, в курсе. 7+4.5= 11.5 × 2 = 23т нагрузка на задок.
По паспорту нагрузка на седло 15 — 18 т.
Итог тягач 23т прицеп 9 +9 +9 =27 сумма 50 т. Максимальная нагрузка по колёсам.
4.5 т это максимальная нагрузка на батон при максимальной скорости 110 км.час. Едеш медленнее — везёш меньше и наоборот.
Бред сивой кобылы… Для карьерника.
все есть в природе)А какие диски под них надо?
www.tssz.ru/495_45_R22.5_ts.html
Круто но не про нас, это для гонок.
Я и говорю для гонок:)
Нет сзади спарка стандартная, а на средней стандартные батон 385-65.
а на задней оси хочешь оставить спарки?! если да — то не вздумай, высота и размерность разная, на асфальте на каком то мосту резину сожрёт за 100 км, а вообще это увеличенная нагрузка на редуктора!
Размер 315-80 и 385/65 Одинаковый, по поводу сожрёт, катал 11″-r20 и 315-80R 22.5 на разных осях весь сезон с перегрузом и ничего не жрёт, если подвеска исправна и не гонять как многие любят.
Редуктора вполне живые.
межмостовые диффы любят резину одинаковой размерности )
Как шиномонтажное с опытом в 6 лет, скажу следующее:
1.Каждое колесо имеет свою максимально допустимую нагрузку.
2.Нету в природе «ведущих батонов», ни 385, ни 415, ни 465.
3.Посмотри на свою левую, а потом на правую спарку-где самый большой износ протектора? Дай отгадаю- слева и справа внутреннее плечо внутреннего колеса ближе к краю со стороны редуктора.
4.Не мешай машине ехать!
Как инженеры придумали-рассчитали, так оно должно и быть!
5.Хочешь геммора?-покрути по 10 гаек на каждом колесе сначала влево, потом вправо, потом повтори, и про домкрат с откатниками не забудь, а то еще недай бог что приключиться?
6.Если выглядит круто-не значит что оно «работает»четко, я всякие чудеса видал, и такие тоже, и меня просили продать им 4колеса с доставкой, потому-как разрывало эту конструкцию вхлам.
3.Посмотри на свою левую, а потом на правую спарку-где самый большой износ протектора? Дай отгадаю- слева и справа внутреннее плечо внутреннего колеса ближе к краю со стороны редуктора.
я думал тока у меня так)))))
Как шиномонтажное с опытом в 6 лет, скажу следующее:
1.Каждое колесо имеет свою максимально допустимую нагрузку.
2.Нету в природе «ведущих батонов», ни 385, ни 415, ни 465.
3.Посмотри на свою левую, а потом на правую спарку-где самый большой износ протектора? Дай отгадаю- слева и справа внутреннее плечо внутреннего колеса ближе к краю со стороны редуктора.
4.Не мешай машине ехать!
Как инженеры придумали-рассчитали, так оно должно и быть!
5.Хочешь геммора?-покрути по 10 гаек на каждом колесе сначала влево, потом вправо, потом повтори, и про домкрат с откатниками не забудь, а то еще недай бог что приключиться?
6.Если выглядит круто-не значит что оно «работает»четко, я всякие чудеса видал, и такие тоже, и меня просили продать им 4колеса с доставкой, потому-как разрывало эту конструкцию вхлам.
Даже скажу почему, внутренний скат изнашивается быстрее.
Потому что, абсолютной ровной дороги нет и внутреннее коолесо едет по внутреннему холму колеи, а внешние колёса висят в воздухе. Вот я и хочу поставить батон, он как раз будет ехаать по калейке.
Что рвать должно? Непонятно, У нас полно одноосников на которых запаска напредусмотрена, в случае взрыва или прокола, вместо спарки ставят запаску с тонара»батон» и ездят. Я как то наблюдал одного он неделю так проездил до выходных.
Грузовые шины, классификация
Грузовые шины в процессе эксплуатации принимают на себя повышенную нагрузку и часто вынуждены служить в экстремальных условиях. При выборе резины для грузовиков важно внимательно подходить к процессу, знать главные критерии и классификацию специальных покрышек, а также понимать их отличия от шин для легковых автомобилей.
Отличие грузовых шин от легковых
Выделяется несколько параметров, по которым шины для грузовых автомобилей отличаются от резины для легковых машин. К основным стоит отнести:
Это лишь небольшой список отличий, характерных для грузовых шин, но они в полной мере передают особенности таких изделий и повышенные требования к составу резины, из которой они изготовлены.
Признаки, по которым классифицируют грузовую резину
При выборе изделия необходимо учитывать ряд признаков, используемых для классификации таких шин. Ниже рассмотрим основные моменты.
Тип грузового транспортного средства
Резина для грузовиков условно делится по типу автомобиля. Шины бывают:
Грузовые шины для рулевой оси
Резина имеет маркировку S(Steer) и специальный рисунок, обеспечивающий прямолинейное движение, отличается мягкостью и небольшим количеством элементов протектора для снижения шума. Устанавливается на рулевое ось и принимает на себя большую часть нагрузки.
Такие покрышки часто называют управляемыми, ведь они реагируют на команды и должны обеспечивать комфортность движения. На зимней резине предусмотрено множество ламелей, улучшающих тормозные параметры на льду или снегу.
Шины для ведущей оси
Имеют маркировку D(Drive). Берут на себя большие нагрузки, поэтому в составе шин имеются компоненты для улучшения износостойкости. Дополнительно усиливается боковая часть для повышения грузоподъемности.
При изготовлении делается упор на легкость старта и снижение тормозного пути. Протектор шины выделяется более крупными ламелями в большом количестве, имеющими углубление разной формы. Такая особенность обеспечивает устойчивость и вездеходность.
Универсальные грузовые шины
Обозначаются буквой U(Universal), встречаются редко и могут устанавливаться на ведущую, рулевую или иные оси. Многие предпочитают купить грузовые шины такого типа для экономии, чтобы избежать финансовых расходов на приобретение двух и более комплектов резины.
Таким же методом решается вопрос с запасными колесами. Но характеристики универсальной резины хуже, снижается уровень комфорта и безопасности. Тем не менее, такие шины часто ставятся на автобусы для перевозки пассажиров.
По типу эксплуатации
При выборе резины для грузовых автомобилей необходимо учитывать особенности эксплуатации, а именно возможность применения шин в конкретных условиях. Условно изделия делятся на несколько категорий (по типу транспорта):
По рисунку протектора
При выборе грузовых шин на 22.5 дюйма или иного размера необходимо учитывать особенности протектора. От этого параметра зависят эксплуатационные параметры изделия и условия, в которых может применяться шина. Условно рисунок может быть следующих видов:
Диагональные и радиальные грузовые шины
При выборе покрышек для грузовых автомобилей необходимо обращать внимание на конструктивные особенности каркаса. С этой позиции выделяется два типа конструкции:
Диагональные шин более популярны, благодаря стойкости к повреждениям, меньшей цене, возможности установки на спецтехнику. Такие покрышки не используются на легковых автомобилях. Из минусов — большая жесткость., неравномерность износа и меньший комфорт в процессе эксплуатации.
Типоразмер
При выборе покрышки для грузовика нужно смотреть не только на цену, но и на размер изделия. Этот параметр указывается на боковой части с помощью стандартных обозначений. По ним легко определить диаметр, высоту / ширину профиля, назначение и другие особенности шины.
Для примера рассмотрим классический для грузовых машин размер —385/70 R22.5. По этой записи можно сделать вывод, что шина имеет 22,5 дюйма диаметр, ширину профиля в 385 мм и высоту — 70 мм. Символ R обозначает радиальность конструкции.
Дополнительно к этим цифрам указывается посадочный параметр в дюймах и индекс нагрузки. Последний указываются в виде двух цифр, к примеру, 140/142 применительно для спаренных осей. Также указывается буква с индексом скорости. Подробнее на этом вопросе мы остановимся ниже.
Диагональные шины не имеют специальной маркировки или между шириной / высотой профильной части ставится знак тире. Что касается полнопрофильной резины, ее легко распознать по надписи «00». Это свидетельствует о 100-процентном отношении высоты к ширине.
Индексы нагрузки и скорости
При покупке грузовых шин обратите внимание на индекс нагрузки. По этому показателю можно определить верхний порог веса, устанавливаемый заводом-изготовителем для резины. Его нужно сопоставлять с паспортными данными грузоподъемности транспорта и допустимого веса на колесо оси. Для определения правильного индекса можно использовать таблицы. В них доступно только два поля — само значение и вес, который для него характерен.
Применительно к грузовым машинам нужно знать, что колеса могут иметь две шины. В таком случае нужно выбирать покрышки с возможностью такого применения. Распознать подходящую модель можно по указанию двух цифр индекса нагрузки, указанных через слеш (как в рассмотренном выше примере).
Если на грузовике имеется ось со спаренными колесами, нагрузка считается для шести, а не четырех шин. В таблицах чаще всего приведены данные для индексов от 50 (соответствует 190 кг) до 169 (5,8 тонн).
Для нашего примера «140/142» можно говорить, что покрышки выдерживают вес при одном колесе 2,5 тонны, а при двух — 2,65. Как видно, допустимая нагрузка при использовании спаренной версии увеличивается не в два раза, как думают многие, а всего на 5-7%.
Индекс скорости — параметр, который отображает максимальную скорость, заявленную производителем для выбранной резины. Он обозначается в виде латинской буквы.
Как правило, на грузовиках устанавливаются шины типа «М», что ограничивает скорость до 130 км/ч. Возможны и другие варианты: L(до 120 км/ч), N(до 140 км/ч). При эксплуатации важно не только не превышать максимальный параметр, но и придерживаться скорости на 10-20% меньше разрешенной.
Итоги
Выбор резины для грузовиков требует особого внимания и учета ряда особенностей, указанных в статье. При этом примите ко вниманию, что цена грузовых шин зависит от многих аспектов: производителя, размера, состава резина, типа и т. д. Что касается ресурса, он зависит не только от качества шин, но и соблюдении правил хранения и эксплуатации.
Маркировка грузовых шин
Доер с голубятни, Лабус в колейке и Зомби на Скамейке. Что это значит? Разбираем жаргон дальнобойщиков 16:16, 23 апреля 2021 Версия для печати
Сленг российских дальнобойщиков берёт своё начало в шофёрском жаргоне, так как обычные водители появились в нашей стране раньше, чем их коллеги, перевозящие грузы на дальние расстояния.
Сегодня он развивается, обогащается новыми интересными словечками и вызывает неподдельный интерес у обывателей, которым дорожная романтика знакома только по сериалам, книгам, песням и прочим произведениям масс-культа. Особенно поспособствовал популяризации этого жаргона выход сериала «Дальнобойщики».
Начнём с того, что сам термин «дальнобойщик» жаргонный, он происходит от двух слов – «дальний» и «бой». Согласно легенде, в старину называли стрелка артиллерии, вооружённого орудием дальнего боя, однако в современных словарях подтверждения этому нет. Также известно, что с какого-то времени дальнобойщиками стали называть бегунов на длинные дистанции.
В том, что у профессиональных водителей есть свой сленг, нет ничего неприличного. Жаргон помогает им быстрее понимать друг друга, ведь время на дороге может стоить не только денег, но и жизней. Он оживляет речь во время обсуждения привычных вещей, явлений и процессов, ставших для них повседневной рутиной.
Чтобы разобраться в основных жаргонизмах, звучащих из раций дальнобойщиков во время их разговоров, проще всего поделить их на большие категории:
1. Техника
Естественно, самый крупный пласт сленга дальнобойщиков – это слова, обозначающие названия и модели ТС, их тех. особенности, отдельные механизмы и детали.
Названия грузовых авто
АФГАНЕЦ – КАМАЗ 6Х6 на обычных колесах с 2-скатной ошиновкой задних колёс.
БОШКА — бескапотный седельный тягач без полуприцепа, например, МАЗ 500.
БОРОДА, БОРОДАЧ – DAF 95 XF. Его радиатор напоминает аккуратную бородку.
БУЛЬБОТРОТТЕРЫ – 5-е поколение МАЗ.
ВОРОВАЙКА – японский 5-тонник (или более) с кран-балкой. Название пришло с Дальнего Востока.
ВРЕМЯНКИ — старые модели SISU.
ГОРБАТЫЙ – КАМАЗовский самосвал с задним вывалом.
ГОЛОВА, ГОЛОВАСТИК – см. «Бошка».
ЕВРИК, ЕВРОСУПЕР – см. «Бульботроттер».
ЖЁЛТОРОТИК – магистральный тягач КАМАЗ с фирменной жёлтой кабиной.
ЗУБРЁНЫШ – низкорамный МАЗ.
КАЗЕЛЬ – ГАЗель. Здесь подчёркивается родственная связь с «Козлом», т.е. внедорожником ГАЗ-69.
КАКТУС – Mercedes-Benz Actros.
КАМАЗЁНЫШ – «Кондёр» с низкой рамой.
КОСОРЫЛЫЕ – последняя серия Volvo FM/FH.
КУБИК – INTERNATIONAL 9800 (бескапотный).
КАСАТКА – Scania 114 с низкой кабиной.
КЕПКА — Volvo с низкой кабиной, козырьком и обтекателем.
КОСОРЫЛАЯ — Volvo FM/FH последней серии.
ЛОБАСТЫЕ – Scania LTL 4-го поколения с высокой кабиной.
ЛЮДОЕД — International 9700/9800.
МЕШОК – тентованные грузовик или прицеп.
НАСЛЕДНИК ЧИНГИСХАНА – КАМАЗ.
ОГРЫЗОК – тягач без прицепа.
ПАРОВОЗ – автопоезд общей длиной 24 м с одним или двумя прицепами.
ПОНИ — Scania Griffin, Volvo FM.
ПАЛАТКА – фура с тентом.
ПОДЪ*БОЧНАЯ ГАЗЕЛЬ – ГАЗель, у которой за водительским сиденьем 4 места для пассажиров.
ПОЛБАТОНА – УАЗ-39094. Прозвище происходит от народного названия УАЗ 2206 – «Буханка» и внешних данных УАЗа 39094, который выглядит как половина от «Буханки».
РАСКЛАДУШКА – автовоз с турелью.
САМУРАЙ – японский грузовик с «правым» рулём.
САЙГАК – КАМАЗ «Торос».
СПЕРМАТОЗОИД – ГАЗель с кузовом или тентом.
СТРАУС — Iveco Stralis.
СМЕРТЬ БЫЧКА – см. «КАМАЗёныш».
СУПЕР – МАЗы 3-го и 4-го поколений.
СНИКЕРС – угловатый пожарный ЗИЛ.
ТОСКА ПО VOLVO – см. «Бульботроттер», «Еврик», «Евросупер».
ТЕЛЕВИЗОР – второе прозвище «Аквариума», происходит по той же причине.
ТИТАНИК – КАМАЗ с большой фурой.
УЛЫБКА – Renault Premium.
ХМУРЫЙ ФЁДОР — Scania 4-ой серии Top-Line с козырьком.
ЧУМАЗИК, ЧУМАЗЫЙ – МАЗ.
ШВЕДСКИЙ МАЗ – Volvo серии F. Этому прозвищу грузовик обязан простотой своей конструкции и отсутствием навороченной электроники.
ШАЛАШ – ГАЗель с тентом.
Названия прочих ТС
АНГЛИЧАНКА – европейское праворульное авто.
КЛОУН – ТС с обилием наклеек и прочих украшений, лампочек на кабине или кузове.
МАЛЕНЬКАЯ, МАЛЕНЬКИЙ – легковое авто.
МИКРОБЫ – микроавтобусы и грузовики меньше «Смерти бычка».
НЕДОПРИВОД – автомобиль с неполным приводом.
НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА – см. «Клоун».
ПОДГОТОВЛЕННЫЙ – ТС, подготовленное за счёт доп. оборудования к езде по бездорожью.
ЧЛЕНОВОЗ – правительственный лимузин. Это прозвище появилось ещё в советские времена.
* Здесь намеренно нет слов типа «Мерин», «Мотик», «Табуретка» и пр., т.к. сегодня они понятны даже пешеходам.
Техника, механизмы, оснащение:
АЛКАШ – часть пневматической тормозной системы, предотвращающая замерзание.
БАБОЧКА – фургон с поднимающимися стенами.
БАТОН — шина для односкатных колёс (385/65 R 22,5).
ГИТАРА – переключатель режима фар (ближнего/дальнего света) под колонкой руля.
ГРУШИ – соединительные головки «Перекидок» (см. ниже).
ГОЛОДНЫЙ ГЛАЗ – индикатор топлива.
КАМЕНЕЦ – двигатель Cummins.
КУРЯТНИК — надстройка над кабиной, оборудованная спальником.
КОЛДУН – распределитель давления тормозной жидкости между задним и передним контуром.
ЛОПАТА — подъёмная аппарель для погрузочно-разгрузочных работ.
МЯСОРУБКА — ручка стеклоподъемника.
ЛЕНИВЕЦ — поддерживающий мост.
М*ДЯ – шины Goodrich Mud Terrain.
ПОПУГАЙ – кабина небольшого размера с надстройкой, у которой откидывается полка.
ПРЫЩИКИ – жёлтые лампочки повторителей поворотов, установленные с боков кабины.
ПЕРЕКИДКА – соединительные шланги или кабели с тягача на прицеп или с полуприцепа на прицеп.
ПАРАШЮТ – тормозной кран для остановки прицепа.
ПЕТУШКИ – 3 огонька у кабины автопоезда.
ПЛЕМЯННИК – прицеп за полуприцепом, он же тандем.
ПОРОСЁНОК – межосевой дифференциал КАМАЗа.
ПОЛОВИК – брызговик, так как у гружёного ТС он может тащиться по земле.
ПРЕДАТЕЛЬ – оранжевый маячок на крыше ТС, везущего негабарит.
РАСПАШОНКА – прицеп-шторник или прицеп с боковыми воротами.
РОГАТЫЙ, РОГАЛИК – машина с длинной антенной рации.
РОГА – габаритные огни на резиновых кронштейнах в задних нижних углах кузова, прицепа.
СТУКАЧ – измеритель расхода топлива.
СКВОРЕЧНИК – короткая кабина с надстройкой и люком, ведущим к верхней полке.
ТЕРМОС – термоизолированный кузов.
ТЁЩА – длинномерный многоосный прицеп.
ТРЮМО – надпись с подсветкой над лобовым стеклом.
ТАБУРЕТКА – погрузчик с П-образной стрелой.
ХВОСТ – прицеп, полуприцеп, в т.ч. «Племянник».
ШАЙБА – диск у тахографа.
ШМАРА – субстанция в отстойнике.
2. Дорожная полиция
Естественно, в жаргоне дальнобоев есть группа слов и фраз, посвящённых представителям дорожной инспекции и результатам взаимодействия с ними. Хоть она не такая большая, как остальные, но ёмкая и, безусловно, важная.
ГОЛУБЯТНЯ – пост ДПС.
ДОЕР, ДАЕР – инспектор ГИБДД на белорусский манер, где до 2015 г. дорожная полиция называлась ДАI. В России термины хорошо прижились благодаря ассоциациям со словами «дай» и «доить».
ДАИЛЬНИК – тоже пост ДПС, происхождение описано выше.
ДЫШАТЬ НА СТАКАН – пройти алкогольный тест.
КЛЕТКА или ТИГРЯТНИК – стоянка арестованных ТС.
МАШИНКА — экипаж ГИБДД, патрулирующий трассу и досматривающий автомобили.
МАШИНКА РАБОТАЕТ — предупреждение по рации о том, что на определённом участке пути работает «Машинка» (см. выше) или установлены камеры.
ПЕРЕДНИЧЕК, СЛЮНЯВЧИК – жилет сотрудника ДПС.
ПРОДАВЕЦ ПОЛОСАТЫХ ПАЛОЧЕК – снова инспектор ДПС.
ЦЕМЕНТОВОЗ – полицейский автомобиль, игра слов украинского и русского языка.
ЧИСТАЯ ДОРОЖКА – предупреждение по рации, означающее, что сотрудников ДПС вдруг не оказалось на излюбленном месте.
3. Дорожная обстановка
Здесь можно выделить термины, касающиеся непосредственно дорожной обстановки, классификации водителей, приёмов вождения и т.д.
БОТАНИК – дачник за рулём, коих по выходным и праздничным дням на дорогах возникает огромное количество.
ГАЗИРОВАТЬ — газовать, когда нужно делать внатяг.
ГЛУХОНЕМОЙ – водитель грузовика без рации.
ДОЛГОЖИТЕЛЬ – лихач, агрессивный водитель.
ЗАКРЫТЬ КАЛИТКУ — дальнобойщик выезжает на соседнюю полосу, позволяя водителю, которому нужно перестроиться, начать обгон.
ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ – тот, кто едет ночью без подсветки.
ЛЕПЕСТОК – подъём или спуск с поворотом на эстакадной развязке.
НАЧАЛЬНИК КОЛОННЫ или БРИГАДИР — водитель большого тихоходного или технически изношенного ТС, которое невозможно объехать на узкой дороге.
ОБОЧИНКА — какое-то препятствие, помеха у обочины.
ПАНИКЁР — любитель навести панику по рации. Начинающему дальнобойщику, чтобы узнать положение дел на трассе, лучше пообщаться сразу с несколькими коллегами, чтоб не попасть под влияние «Паникёра», для которого на дороге стабильно «всё плохо».
ПОДСНЕЖНИК – начинающий водитель, ездит только в хорошую погоду.
ПАСТУХ – дальнобойщик, дающий коллегам лишние советы по рации. Чаще всего эти рекомендации касаются вождения.
ПОСАДИТЬ – ТС выезжает впереди автопоезда, заставляя его шофёра снижать скорость.
РАЗБИТЬ ДОРОГУ – когда благодаря автомобильному движению разбивается лёд на дороге.
СТИРАЛЬНАЯ ДОСКА – неровное дорожное покрытие, дорога в ямах.
ТЕРРОРИСТ – дорожный рабочий.
ТЁЩИН ЯЗЫК – поворот дороги на 180*, например, в горах.
4. Быт
ВЕДРО НА КРЫШЕ — некоторые дальнобойщики используют кастрюли или старые вёдра, чтобы перехитрить систему «Платон», металлический кожух экранирует спутниковый сигнал.
ВОДОПОЙ — придорожный источник питьевой воды. Ближайшая к «Водопою» обочина почти всегда занята припаркованными хаотично грузовиками.
ДРОВА — топливо, талоны на топливо.
ЖЕНИТЬ – смешать бензин разных сортов.
КУРЯТНИК – место для сна в кабине.
ЛЕСОПИЛКА – место, где продают «Дрова» (см. выше).
МЫШКА – привлекательная особа женского пола.
НА ПОДСОСЕ – пожить бесплатно за счёт коллеги.
ПОСМОТРЕТЬ КОЛЁСА – пойти в туалет.
ЧЕКИСТ – продавец чеков со стоянок, гостиниц, кафе, чеков на ГСМ. С помощью его услуг шофёры, чьи расходы покрывает работодатель, пополняют свой карман.
5. Классификация груза и его перевозчиков
АРБУЗ-ТРАНС – КАМАЗ, загруженный до предела овощами, как правило, имеет номера 05-го региона.
БЕДУИН – легковой автомобиль с тюками крыше. Чаще всего в таком формате жители юга РФ везут фрукты и овощи со своих угодий на рынки центральных регионов.
БУТЕРБРОД – перегонщик, везущий в кузове одной перегоняемой машины другую.
БОЧКА – грузовик с цистерной.
БУРАТИНО-ТРАНС – грузовик, перевозящий пиломатериалы, или лесовоз.
ВОРОВАЙКА – «Буратино-транс», перевозящий ворованные деревья.
ЗУБОЧИСТКИ – брёвна, везущие «Буратино-транс» и «Воровайки».
КОНТРАБАС – груз, не соответствующий описанию в документах, или откровенная контрабанда.
КОРОЕДЫ – грузовики, перевозящие дрова.
СКЕЛЕТ – незагруженный прицеп или грузовик, перевозящий морские контейнеры.
СОБАКА – металлический короб для защиты пломбы, закрывающийся на замок.
СУНДУК – перевозимый в закрытом виде, будто гигантская посылка, морской контейнер.
ТЕРМОС – кузов с термоизоляцией.
ЦЫПЛЯТА – «Кактусы» оранжевого цвета, гружёные бананами.
ШАЙТАН-АРБА – см. «Арбуз-транс».
6. Документация, её оформление
ДОЗВОЛ – разрешение для выезда за рубеж.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ — при въезде из другой страны в РФ дальнобойщик готовит кипу бумаг для таможни, разбираясь с которыми, он выглядит как усердный студент.
НЫРЯТЬ В ЛУНКУ – оформлять документы в окне таможни.
ПРОЙТИ ПО ОКНУ – получить льготные условия прохождения таможни.
ПАПИРЕН – любая официальная бумага.
7. Внештатные, аварийные и рабочие ситуации
BACK IN USSR – депортация дальнобойщика, нарушившего закон.
БЫТЬ В КАНАЛЕ – ехать по назначенному маршруту.
ЁЛОЧКА — накопительная площадка у таможни или в зонах погрузки.
ЗАМЕС — группа грузовиков на таможне, которую запустили на площадку для оформления.
КОРОТКИЙ ПОВОДОК – грузовики следуют на минимальной дистанции друг от друга.
КОЛЕЙКА – очередь на границе, погрузке или обычная пробка. За некорректное поведение здесь могут наказать физической силой.
НОЖНИЦЫ – прицеп вынесло на встречку.
НЕСВЕЖИЙ СВЕТОФОР — автопоезды на скорости приближаются к перекрёстку со светофором, где вот-вот догорит зелёный сигнал. Дабы избежать резкого торможения или проезда под красный, идущий первым дальнобойщик докладывает коллегам по рации: «Несвежий светофор!»
ПРИЛИПНУТЬ – отстать от графика, сломаться.
ПОВЕЛО – первая стадия «Ножниц», но здесь ещё можно выровнять прицеп, прибавив скорости.
ПРОДВИЖКА – продвижение «Колейки».
ПРОСПЕКТ ПРОСВЕЩЕНИЯ – аппарат Рентгена для обыска ТС.
ПОПАСТЬ ПОД АВТОБУС – на границе оказаться в одной колонне с туристическими автобусами или ожидать прохождения таможни вместе с их пассажирами.
РЕКС – тип охранников, привыкших придираться и огрызаться, за что дальнобойщики дали им собачью кличку.
СЛОЖИТЬСЯ – аварийный случай: тягач и прицеп движутся «в разных направлениях».
СРАБОТАТЬ ВМЕСТЕ – выйти в эфир параллельно с коллегой, после чего остальные услышат только помехи.
8. Местные обозначения
Иронические названия населённых пунктов и тех, кого там можно встретить, также присутствуют в лексиконе дальнобойщиков.
0,5 (или ПОЛЛИТРА) и 1,5 (или ПОЛТОРАШКА) – КАМАЗы с дагестанскими (05-й регион) и Северо-Осетинскими (15-й регион) «Регистрами», как правило, эти грузовики подпадают под термины «Шайтан-арба» и «Арбуз-транс», а зачастую превращаются и в «Начальников колонн» (см. выше) в силу своей убитости.
КАМАЗ ДЛЯ НЕГРОВ – бескапотный грузовик на сленге русскоязычных водителей в США. Бытует мнение, что здесь на них ездят шофёры, которым не доверяют более престижную технику, например, Sterling и Peterbilt.
ЗОМБИ – питерские автовозы Scania на 10й трассе, водители которых, по словам коллег, редко спят и поэтому часто попадают в аварии.
КАЛИФОРНИЕЦ – ТС с украинскими «Регистрами», где есть буквы “КХ”.
КОНДОЖ*ПА – Кондопога, город в Карелии.
ЛАБУС – водитель из Прибалтики.
*Естественно, все представленные выше списки неполные, так как почти каждой категории жаргона дальнобойщиков можно посвятить отдельный большой словарь.