- Умники и умницы
- Умные дети — счастливые родители
- Э. Шим. Чем пахнет весна
- Ответы к стр. 60
- Эдуард Шим Чем пахнет весна
- Пахнет весной! Чем пахнет весна?
- Когда кажется, что «пахнет весной», чем пахнет на самом деле
- Чем пахнет весна. Эдуард Шим
- Волосы пахнут весною — слушать онлайн, текст песни, видео
- «Счастье» Олег Винник
- Эдуард Шим — Весна: Сказка
- Шим «Весна»
- Рассказ про весну для учащихся начальной школы
- Эдуард Шим «Весна»
- Тема урока «С. Маршак «Весенняя песенка», Э. Шим «Чем пахнет весна»
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
Э. Шим. Чем пахнет весна
Весна, весна красная…
Ответы к стр. 60
Эдуард Шим
Чем пахнет весна
Мама сказала:
— Скоро запахнет весной.
Я спросил:
— Мама, а чем пахнет весна?
Мама говорит:
— Сам узнаешь.
Вот стало ярко светить солнце. С крыш, с прозрачных сосулек падают капли. Они сверкают на солнце.
Я говорю:
— Пахнет весной?
— Нет, — отвечает мама. — Весна только ещё улыбается. Рано!
Потом снег стал таять. Побежали ручьи. Вода в ручьях громко шумит. Воробьи чирикают. Девочки нашли сухую дорожку и прыгают через длинную верёвку. Они звонко смеются.
Я говорю:
— Пахнет весной?
— Heт отвечает мама. — Весна только голос подаёт. Рано!
Наконец растаял снег. Стало тепло. Мы нашли в лесу первые подснежники.
Мама понюхала их и говорит:
— Вот теперь пахнет настоящей весной.
Я поставил первые весенние цветочки в маленькую вазочку.
+ рассказ сказку стихотворение.
2. Дополни предложения словами из текста.
Ярко светит солнце — это весна только ещё улыбается.
Побежали ручьи — это весна только голос подаёт.
Расцвели подснежники — это пахнет настоящей весной.
Пахнет весной! Чем пахнет весна?
Пахнет весной! Чем пахнет весна?
Все самое интересное по поводу запаха весны:
Уже с середины февраля при оттепелях в воздухе ощущается окрыляющий запах перемен. И тогда мы говорим, что «пахнет весной».
Но что это за аромат, откуда он берется, из чего состоит? Об этом нам рассказывает Матвей Юдов, специалист по душистым веществам, ученый – химик.
Когда кажется, что «пахнет весной», чем пахнет на самом деле
«Аромат весны» — технически это не что иное, как органические летучие вещества на молекулярной основе.
Нам кажется, что запахло все вокруг, в том числе вроде бы минеральные или неорганические материи: стекло, дверная ручка сахар или бетон. Однако это пахнут не они, а органические микропримеси, а мы к ним очень восприимчивы.
К таким веществам, например, можно отнести геосмин – для нас он становится уловимым при концентрации 0,000000000005% в воздухе и 0,00000001% в воде. Удивительный показатель, не правда ли?!
Этому аромату даже дали название — а это случается нечасто — петрикор (от греческого petrichor — сила богов). Приняли этот термин в конце 19 – го века как определение аромата влажных почв, вызываемого, например, ливнем, именно этот запах несет в себе геосмин.
А накапливается он в почве в процессе жизнедеятельности грамма — положительных бактерий: стрептомицетов, цианобактерий, актиномицетов – то есть почвенных микроорганизмов.
Ученые полагают, что чувствительность к геосмину приобретена нами в процессе эволюции — для животных этот запах был своеобразным компасом: по нему они определяли нахождение источника воды или укрытия от наводнений или ливней.
Вот потому, в дни оттепелей, мы и улавливаем запах геосмина.
Желанный «весенний» запах может складывается и другими веществами, например, непредельными альдегидами и производными от них, которые мы воспринимаем как ароматы свежести.
Ну конечно же свой замечательный вклад вносит и пробуждающаяся природа – она «изливает» в воздух растительные душистые вещества из разряда терпеновых.
Чем пахнет весна. Эдуард Шим
Мой отец уехал работать в колхоз.мама сказала:
-Когда запахнет весной,мы тоже поедем.
А я и не знаю,чем пахнет весна.Не запомнил с прошлого года.
Вот стало солнышко пригревать,сосульки плачут на крышах.Небо высокое и голубое.
-Нет,-отвечает мама.-Весна только еще улыбнулась.Рано!
Вот уже снег сделался грязным,забулькали ручьи на дорогах.Воробьи трещат целыми днями.Откроем форточку-на улице шум весенний.
-Нет,-отвечает мама.-Весна еще только голос подает.Рано!
Наконец растаял в городе почти весь снег.Уже тепло.На перекрестке весенними цветами торгуют.
Мама купила букетик подснежников.Они синенькие такие,на коротких ножках.Их не среза’ли даже,а выдергивали из земли прямо с луковицами и корешками.
Мама понюхала подснежники и говорит:
-Вот теперь настоящей весной запахло…Пора ехать!
Я тоже понюхал.Оказалось,пахнут подснежники совсем не цветами.И не зеленой травой да листьями.
Обыкновенной землей пахнет весна.
Волосы пахнут весною — слушать онлайн, текст песни, видео
«Счастье» Олег Винник
Счастье бывает разное,
Кто-то столетие празднует.
Кто-то летает под грозами,
Кого-то не видно за розами.
Счастье сверкает машинами,
Банкнотами, VIP-винами,
Счастье свое в лицо я знаю,
А мне хорошо с тобою,
Волосы пахнут весною.
Нежную и родную,
Обниму и зацелую.
А большего мне и не надо,
Только бы ты была рядом.
Сердце любовь наполняет,
Счастья много не бывает.
Счастье бывает разное,
Кто-то блистает алмазами,
Кто-то дом строит с беседками,
Кого-то не видно за детками.
Счастье плывет белой яхтою,
Тает во рту сладкой ватою,
Счастье свое в лицо я знаю,
Имя твое называю.
Эдуард Шим — Весна: Сказка
Светлые капли вызванивают, струйки плещутся, волны струнами рокочут… Всё громче, всё радостней музыка!
Это я, Весна, еду нынче по лесу.
У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!
Летите, мои серебряные кони, — эгей, эгей!
Впереди лежит земля пустынная, заснувшая мёртвым сном. Кто её разбудит, кто к жизни вызовет?
Я, Весна, это сделаю.
У меня полные пригоршни живой воды. Я спрысну землю этой водою, и тотчас всё кругом станет оживать.
Глядите — я махнула рукой, и —
просыпаются реки…
вот они подымаются, взбухают…
ломают зелёные льды над собой!
Глядите, я взмахнула ещё и —
пробуждаются деревья и кусты…
распрямляются ветки…
почки клейкие разворачивают!
Глядите — в третий раз я махнула рукой, и —
всякая мелкая живность засновала…
птицы с далёкого юга летят…
звери из тёмных нор выбираются!
Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу-тороплюсь и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придётся.
Я ждать не могу, мне большой путь предстоит. С южного края земли до северного, до самых студёных морей должна я промчаться на резвых своих конях.
А тут ещё Мороз упрямится, по ночам исподтишка на моих коней ледяную узду накидывает. Охота ему задержать меня, остановить, живую воду превратить в мёртвую.
Но я не уступлю ему.
Поутру разгорячит моих коней солнышко, рванутся они снова в путь — и порушат все ледяные преграды.
И опять светлые капли вызванивают, опять струйки плещутся, опять рокочут… Поёт живая вода, и земля просыпается к новой жизни!
Шим «Весна»
Рассказ про весну для учащихся начальной школы
Эдуард Шим «Весна»
Светлые капли вызванивают, струйки плещутся, волны струнами рокочут. Всё громче, всё радостнее музыка!
Это я, Весна, еду нынче по лесу.
У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!
Летите, мои серебряные кони, — эгей, эгей! Впереди лежит земля пустынная, заснувшая мёртвым сном. Кто её разбудит, кто к жизни вызовет?
Я, Весна, это сделаю.
У меня полные пригоршни живой воды. Я спрысну землю этой водою, и тотчас всё кругом станет оживать.
Глядите — я махнула рукой, и — просыпаются реки. Вот они подымаются, взбухают. ломают зелёные льды над собой! Глядите — я взмахнула ещё, и — всякая мелкая живность засновала. птицы с далёкого юга летят. звери из тёмных нор выбираются! Пошевеливайся, лесной народ, будет вам спать! Сама я спешу-тороплюся и другим на месте лежать не велю. Поспешайте, а то догонит буйный разлив, окружит, кой-кому поплавать придётся.
Я ждать не могу, мне большой путь предстоит. С южного края земли до северного, до самых студёных морей должна я промчаться на резвых своих конях.
А тут ещё Мороз упрямится, по ночам исподтишка на моих коней ледяную узду накидывает. Охота ему задержать меня, остановить, живую воду превратить в мёртвую.
Но я не уступлю ему.
Поутру разгорячит моих коней солнышко, рванутся они снова в путь — и порушат они все ледяные преграды.
И опять светлые капли вызванивают, опять струйки плещут, опять рокочут. Поёт живая вода, и земля просыпается к новой жизни!
Тема урока «С. Маршак «Весенняя песенка», Э. Шим «Чем пахнет весна»
Урок: литературное чтение
Цели урока: познакомить детей с новыми произведениями о весне С. Маршака и Э. Шима, продолжить работу по формированию интереса к чтению и развитию читательских умений и навыков; развивать информационные и коммуникативные компетенции, воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: доска, компьютер, раздаточный материал, тесты, иллюстрации весенних пейзажей, музыка «Времена года».
-Здравствуйте, дети. Давайте поприветствуем друг друга, улыбнитесь. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для нашей работы.
-Чтение по ролям сказки Н. Сладкова «Снег и ветер»
III. Актуализация знаний и практических умений, подготовка к восприятию нового материала. Определение темы и целей урока.
— Отгадайте загадку и тогда вы узнаете, кто пришёл к нам в гости на урок.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
— Посмотрите на наш весенний вернисаж. К нам в гости пожаловала весна. А как ещё её можно назвать? (Красавица весна, Весна-красна, Волшебница весна, Весна-художник)
— А как вы думаете, почему именно весна пришла к нам на урок литературного чтения? (Потому что мы изучаем произведения о весне.)
— О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
— А давайте вспомним, какие произведения мы уже изучили?
1) Рассказ А. Чехова «Весной»; 2) Сказка Г. Скребицкого «Весна-художник»;3)Стихотворения А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…».
Весна красная Рассказ Г. Скребицкого «Весна-художник»
— Какие цвета в природе весной мы наблюдаем?
(Самые приметные цвета весной – ярко-голубой и зелёный.)
— Какие звуки в природе весной мы наблюдаем?
(Пение птиц, журчание ручейков, жужжание насекомых.)
— Все эти звуки создают особую музыку весны. И эти звуки подслушал поэт и написал свою «Весеннюю песенку».
Но прежде, чем приступить к изучению этого произведения, хочу сказать несколько слов о самом поэте. в воронежской губернии 22.11.1887года в семье заводского техника, талантливого изобретателя. Сам он впоследствии стал не только известным и талантливым поэтом, но и драматургом, переводчиком, литературным критиком. Первая детская книга называлась «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году. Подробнее с его творчеством мы познакомимся позже. А сейчас послушайте его произведение.
-Что за произведение вы прослушали? О чем оно? Назовите его.(Маршака «Весенняя песенка» о весне.)
-Почему это стихотворение? Докажите.(Записано куплетиками, четверостишиями, есть рифма: тот-лёд, поле-раскололи, быстрей-воробей, выше-крыше, днём-серебром, дорожки-серёжки.)
2)повторное чтение: хором, в парах, постановка логического ударения.
3) Выборочное чтение.
—Что изменилось в природе с приходом весны? Найдите ответ в тексте.
-Какие слова из песенки подходят к иллюстрации в учебнике?
-Послушайте музыкальные зарисовки из его альбома «Времена года»: какие из них подойдут к стихотворению?
— А чем пахнет весна? Какие запахи в природе весной мы чувствуем? (Запах свежести, запах цветов.)
— А давайте прочитаем произведение Э. Шима «Чем пахнет весна?» и посмотрим, как он ответил на этот вопрос. Обратите внимание на портрет писателя и послушайте.
1)Чтение произведения Э. Шима «Чем пахнет весна» сильными учениками.
2) Беседа после чтения. Выявление первичного восприятия.
— Кому понравилось это произведение?
— Какое чувство вызывает оно? (Радости, счастья)
— Когда пахнет весной? А когда весна только улыбается и подаёт голос? Прочитайте.
— Чем пахнет весна, по мнению автора?
— Как автор озаглавил своё произведение? («Чем пахнет весна»)
— Что написал автор сказку или рассказ? (Рассказ – это небольшое произведение. В нём автор рассказывает о событиях, которые бывают в жизни.)
— О чём это произведение? (О природе)
— Какая главная мысль рассказа? Что хотел рассказать вам Э. Шим? (О том, что настоящей весной пахнет тогда, когда появляются первые подснежники.)
Идёт Весна-Красна и одаривает нас первыми цветами. Самый храбрый из них – подснежник.
Послушайте об этом смелом цветке.
Простой цветок, но сколько он несёт
Добра и радости, и счастья человеку!( В. Иванов)
Ученик 2. Русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиту у солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
На поля дохнуло ветром вешним,
Ивы распушились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивлённо радуясь всему.
И в ответ с приветливой улыбкой
Солнце улыбается ему.
— Почему подснежник называют храбрым цветком?
— Какие вы ещё знаете первые весенние цветы (ещё их называют первоцветами)? (Ландыш, мать-и-мачеха, медуница, одуванчик и т. д.)
Подробнее с этими цветами мы познакомимся на уроках окружающего мира, а ещё можно почитать о них в энциклопедиях. Но хочу напомнить вам. Ребята, что подснежник занесён в Красную книгу, как и многие другие первоцветы. Не забывайте об этом, не рвите цветы, не топчите их, а наслаждайтесь красотой, просто созерцая их.
— Как вы думаете, на сколько частей можно поделить это произведение?
Задание. Прочитать текст. Поделить на части и озаглавить.
1. Разговор с мамой.
4. Первые подснежники.
— От чьего имени ведётся повествование? (От автора: мальчика.)
— Назовите вопросительные предложения.
— Назовите восклицательные предложения.
При чтении обратите внимание на вопросительные и восклицательные предложения. Физкультминутка
— Дедушка Ворон, сколько будет дважды два?
— А зачем тебе знать, рыжий ты хвост?
— Я два раза по два гриба нашла. Положила сушиться на пенёк. Хочу знать, какой будет запас.
Сказка «Белка и Ворон»
И вдруг возле поваленной берёзы вырос ещё один гриб – Опёнок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта – белобрысые кудельки в колечки завиваются.
Рассказ «Храбрый Опёнок»
— Существует множество пословиц о весне.
Как в марте зима не злится, снегогон, водолей, соковик.
Апрель – а весне покорится.
Апрель с водою – лето в гости ожидает.
Май леса наряжает – май с травою.
-По желанию выучить наизусть стихотворение с. Я.Маршака «Весенняя песенка»
Рефлексия. Давайте изобразим с вами солнышко нашего настроения. Если вы довольны своей работой на уроке, то прикрепим к солнышку яркий лучик, а если недовольны, то темный.