Шииты и сунниты в чем разница простым языком

В чем разница между суннитами и шиитами. Могут ли они молиться вместе?

1580681185 1jpg

Но в чем же разница между двумя этими версиями мусульманской веры? Насколько она глубока?

Рассказываю кратко и по существу.

Во-первых я хотел бы дать каждому термину лингвистическое определение. Сунниты: от «Сунна», что означает путь или метод. Итак, суннит-это тот, кто следует сунне пророка Мухаммеда.

Шииты: «группа людей, которые объединены для достижения определенных целей».

1580681186 2jpg

1580681188 3jpg

Шииты считают, что последний 11-й имам Хасан аль-Аскари умер в девятом веке. Хотя у него был сын, 12-й имам Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Махди, который, как полагают шииты, таинственно исчез, но вернется в последние дни мира, дабы вернуть людям справедливость.

1580681189 4jpg

Шииты считают, что Коран не сохранился целиком, потому что не находят в Священной книге аятов об имамах. Шииты полагают, что Коран был испорчен при переписывании.

Сунниты же верят, что Коран был сохранен в первозданном виде и в нем нет никаких скрытых смыслов.

1580681190 5jpg

Многие шииты верят, что давно умершие имамы и пророки могут слышать их молитвы, и эти святые могут совершать чудеса, помогать людям.

У шиитов имеется так называемый мут’а. Временный брак‎, заключаемый на определённый срок. Например, с целью удовольствия. У суннитов такой брак строго запрещен.

Порядок намаза также несколько отличается. Например, шииты считают, что совершать земной поклон надо на землю, глину или камни, так, как это делал Пророк. Так как ныне в квартирах или мечетях полы всегда покрыты паркетом, деревом, коврами, то шииты подкладывают под голову особый камень (турба), дабы их поклоны соответствовали изначальным «требованиям».

1580681192 6jpg

Свидетельство о вере в Аллаха и посланническую миссию пророка Мухаммеда у суннитов и шиитов немного различается.

Сунниты говорят: «свидетельствую, что нет иного Бога, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммед — посланник Аллаха».

Шииты добавляют: «свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и ещё свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха и Али — друг (вали) Аллаха».

1580681193 7jpg

Разумеется, это лишь краткий список из огромного числа теологических различий между суннитами и шиитами.

Но хочу сказать, что несмотря на такие различия ислам все равно един. Шииты и сунниты могут совершать намазы вместе. Кроме того, сунниты и шииты могут ходить совместно на хадж — паломничество в Мекку. В исламской истории не было чисто религиозных войн между суннитами и шиитами, подобных европейским конфликтам католиков и протестантов.

Источник

Чем отличаются сунниты от шиитов?

Востоковед-арабист Андрей Чупрыгин об истории ислама, религиозных разногласиях и положении шиизма и суннизма сегодня

Суть различий суннитов и шиитов в религиозных разногласиях. Раскол (схизма) в исламе начал вызревать сразу после смерти пророка Мухаммеда в 632 году нашей эры. Мухаммед был «харизматичным авторитетом», который, по словам Макса Вебера, «представляет собой хрупкую конструкцию, неспособную без изменений пережить своего носителя». Таким образом, когда после смерти Мухаммеда возник вопрос о выборе преемника, было ясно, что им должен стать некто, наиболее приближенный к сохранившемуся образу покойного лидера.

Если сам Мухаммед обладал некими исключительными чертами, то, может быть, нужно искать преемника в семье пророка, среди его потомков, унаследовавших его харизму, ум и способности? Или вся мудрость и весь опыт уже и так есть в Коране и тогда необходим человек, лучший среди равных в части познания божественного послания? В таком случае речь идет о свободном выборе преемника среди достойных. В результате те, кто считал необходимым семейную преемственность, стали шиитами, а те, кто считал правильным избирать лучшего среди равных, — суннитами.

Таким образом, можно смело утверждать, что первопричина раскола в исламе на шиизм и суннизм крылась в борьбе за власть в рамках «предвыборной кампании». Основная интрига развернулась вокруг двух главных кандидатур: Абу Бакра ас-Сиддика, тестя Мухаммеда, и Али ибн Абу Талиба* — кузена и зятя Мухаммеда, женатого на любимой дочери пророка Фатиме.

Сейчас сложно рассуждать на тему, почему сахаба — компаньоны пророка, его ближайший круг последователей — остановили выбор на Абу Бакре. Оба кандидата были людьми известными и пользовались популярностью. Скорее всего, сыграла роль разница в возрасте: Абу Бакр был значительно старше Али, что автоматически ставило его в разряд более мудрых. Возможно, сахаба не выбрали Али именно потому, что он был членом семьи. Выйдя замуж за Мухаммеда, Аиша, дочь Абу Бакра, вошла в семью пророка, тогда как Мухаммед не считался, в соответствии с традицией, вошедшим в семью Абу Бакра. В завещаниях пророка много внимания уделяется равенству всех мусульман, и, возможно, именно поэтому его ближайший круг не захотел создавать прецедент «семейной исключительности». Так или иначе, Абу Бакр был избран, став первым халифом и положив, сам того не желая, начало расколу внутри ислама.

За назначением халифа последовала череда событий сугубо светского, гражданского характера, которые и привели в результате к противоречиям доктринального толка, проявляющимся сегодня достаточно остро: сразу после смерти Мухаммеда его дочь Фатима, она же супруга проигравшего кандидата Али, предъявила, как мы сказали бы сегодня, гражданский иск о праве вступления в наследство в отношении оазиса Фадак, принадлежавшего Мухаммеду. Абу Бакр, обладавший правом вынесения судебных решений, в иске отказал, заявив, что «посланник Бога не мог иметь собственности», так что и наследовать нечего. Это решение сильно не понравилось «протошиитам», став еще одним аргументом, доказывающим, что Али был бы лучшим кандидатом — уже тогда ходили слухи, что Мухаммед перед смертью подарил оазис Фатиме. Следующим событием стала так называемая проповедь Фатимы в мечети пророка, где, по преданию, Фатима прилюдно раскритиковала власть Абу Бакра как нелегитимную. С этого момента ведется отсчет процесса перехода раскола из сферы гражданской в сферу религиозную, в результате которого в исламе образовались два основных соперничающих течения: шииты (Shi’at Ali — партия Али) и сунниты (Ahl Sunna — люди Cунны).

Принципиальное разногласие, как мы говорили выше, сводилось к позиции по вопросу о том, кто может и должен руководить исламской уммой (сообществом): прямой потомок Мухаммеда по линии Али и Фатимы, на чем настаивают шииты, или человек, выбранный из наиболее достойных среди равных себе мусульман, как утверждают сунниты. При этом, будучи правоверными мусульманами, и те и другие приводят в доказательство убедительные выдержки из священных текстов (часто одни и те же, но в разной трактовке) в доказательство своей правоты и неправоты оппонента.

Есть также и противоречия, касающиеся роли имамата: шииты считают имама духовным лидером и руководителем общины одновременно, тогда как для суннитов имам — это прежде всего настоятель мечети. Хотя в этом вопросе не все однозначно, границы понятий во многом размыты. Например, большинство суннитов, так же как и шииты, верят в приход Махди, который есть не кто иной, как скрывшийся в 260 году хиджры двенадцатый имам. И те и другие отсылают нас к пророчеству о двенадцати правильных имамах, но только шииты ставят этот хадис во главу учения о властном наследовании (отсюда и название основного крыла шиитов — двунадесятники).

Остальные противоречия относятся к сфере юриспруденции, толкования Корана, интерпретации Cунны пророка. Шииты, например, не согласны с суннитской практикой развода, а сунниты, наоборот, возражают против практики «временных браков» у шиитов. Шииты, в отличие от суннитов, почитают высказывания имамов наравне с пророчествами Cунны.

Все эти различия не имеют принципиального характера в духовной сфере. И те и другие не перестают чтить Коран и Cунну в качестве источников веры и ревностно хранят принцип единобожия. На протяжении тысячелетия существования двух основных соперничающих течений в исламе разногласия между шиитами и суннитами периодически переносились из области духовной в область политическую, то есть назад к истокам, приводя к конфликтам различной степени интенсивности, однако, за исключением некоторых трагических событий, никогда не носили затяжного и особо кровавого характера. Здесь, конечно, лидером стал XXI век, вызвавший к жизни, очевидно, самый жестокий и бескомпромиссный конфликт между шиитскими и суннитскими общинами за всю историю существования ислама.

В современном мире шииты составляют примерно 11% мусульманского населения мира. Страны, в которых шииты составляют большинство: Иран — 93,4%, Азербайджан — 70%, Ирак — 62%. Крупные общины шиитов находятся в Кувейте (30%), Ливане (34%), Йемене (40%). Страной, претендующей на лидерство в шиитском мире, является, конечно же, Иран. После революции 1979 года, когда к власти в Иране пришло радикальное шиитское духовенство, Иран начал активно создавать так называемый шиитский пояс Иран — Сирия — Ливан (Хезболла), вызвав обострение конфликтной ситуации с Саудовской Аравией, которая сочла действия Ирана угрозой своим интересам в регионе. В основе столкновения ИРИ и КСА лежат сугубо экономические соображения. Однако обе стороны с самого начала разыгрывали карту шиито-суннитских противоречий в качестве мощного мобилизационного инструмента.

Последние несколько столетий шииты и сунниты жили в относительном спокойствии. Однако в конце XX столетия ситуация, к сожалению, изменилась, и теперь мы имеем эскалирующий конфликт, перешедший в резкую религиозно-племенную форму. Как мы уже обсудили выше, принципиальных непримиримых разногласий на самом деле между шиитами и суннитами нет. Свидетельством тому является в том числе и то, что на протяжении столетий в местах совместного проживания шииты и сунниты часто посещали и посещают одни и те же мечети, а исторический опыт показывает, что, как только наблюдается начало шиито-суннитского конфликта в том или ином месте, тут же можно найти в непосредственной близости того, кто этот конфликт инспирировал отнюдь не в религиозных целях.

Андрей Чупрыгин, старший преподаватель Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Источник

В чем разница между суннитами и шиитами

История показывает, что любая религия, даже если она едина в начале, рано или поздно расколется на два и более течения (в которых, в свою очередь будут свои подтечения). Так произошло с христианством, расколовшимся на католичество и православие. То же произошло и в исламе.

Шииты

Разделение ислама произошло сразу после смерти пророка Мухаммеда. Причиной раскола стало не столько разделение в религиозных догматах, сколько политика. Встал вопрос о том, кто должен унаследовать политическую и духовную власть в халифате. Одни поддерживали кандидатуру Али ибн Абу, который являлся двоюродным братом и одновременно зятем Мухаммеда. Кроме кровного родства с Пророком его последователи, которые стали именовать себя шиитами, ссылались на слова самого Мухаммеда, который несколько раз упоминал, что видит именно Али своим преемником.

Сунниты

Но большинство видели в качестве халифа Абу Бакра, который был его помощником. Что интересно, Абу Бакр формально тоже являлся родственником Мухаммеда, так как был отцом его жены Айши. Они стали именоваться «сунниты«.

Через 24 года после смерти Мухаммеда его двоюродный брат Али все-таки стал халифом, однако продержался у власти недолго, и в 661 году был убит в результате покушения. С тех пор почитается в шиитском исламе наравне с пророком Мухаммедом.

Соотношение Исламских течений

На данный момент сунниты в исламе составляют абсолютное большинство — их 85 — 90 %. Сунниты и шииты солидарны в главных постулатах ислама — роль Мухаммеда как пророка, почитание Корана и т.д. Но в чем отличия между двумя этими направлениями?

Источник

Сунниты и шииты

88ad5251b0fee4f888297e61fafca4c3

Различные течения в мусульманской религии начали формироваться во времена правления Омейядов, и это разделение получило продолжение и в годы правления Аббасидов на почве того, что начались массовые переводы учеными трудов античных и иранских ученых на арабский язык, после чего данные труды стали интерпретировать с точки зрения ислама.

В мусульманских странах все еще сильны были противоречия между людьми на этноконфессиональной основе, хотя исламская религия во многом способствовала сплочению людей на религиозной почве. Эти противоречия стали причиной появления различных течений, в основе которых лежат разногласия в вопросах правоприменения, поэтому разница между шиитами и суннитами обусловлена именно частью подобных противоречий.

Сунниты

Название исламского течения суннитов полностью звучит как «Ахлю Сунна валь-Джамаат». Суннитское течение в исламе считают самым крупным. Сунниты или Люди Сунны признают, что законными преемниками Пророка Мухаммеда ﷺ являлись праведные халифы, то есть первые четыре исламских халифа: Абу Бакр, Умар, Усман и Али.

Сунниты или Люди Сунны признают Священную Книгу Аллаха Коран и наравне с ним Сунну Пророка Мухаммада ﷺ – многочисленные хадисы или предания о жизни и деятельности Пророка Мухаммада ﷺ, о его разъяснениях Корана и учениях, которые он доносил своим сподвижникам. Существует большое количество сборников хадисов, два из которых в мусульманском мире признаны самыми авторитетными источниками: сборник Муслима и сборник Аль-Бухари.

Для суннитов характерна приверженность ценностям ислама, которые зафиксированы в Священном Предании, а также тому, что именно мусульманской общине принадлежит руководящая роль в решении важных вопросов и проблем, возникающих в жизни мусульманина.

Суннитами признаются основные правовые религиозные школы или мазхабы – ханбалитский, шафиитский, маликитский и ханафитский. Остальные суннитские мазхабы в современном исламе в силу утраты преемственности считаются прекратившими свое существование. Между собой четыре суннитских мазхаба признают правомерность остальных, и мусульманин может следовать тому мазхабу, позиция которого для него является наиболее приемлемой: мусульманин не обязан следовать какому-то определенному мазхабу, а следование определенному мазхабу фанатично является порицаемым.

Течения суннитского ислама

Наряду с религиозно-правовыми школами в исламе различают также исламские течения, которых насчитывается несколько десятков. Расхождения между этими течениями заключаются в ряде религиозных вопросов.

Суфизм

Одно из течений суннитского ислама, суть которого заключается в том, что в центре этого учения находятся призыв к тому, чтобы человек очистил для Всевышнего Аллаха свое сердце. Суфизм основывается на концепции, которая предписывает человеку стремиться достичь связи с Аллахом. По суфизму, это достижимо посредством тарикатов и орденов, сформированных и возглавляемых лидерами, которые представляют собой духовных преемников учителей древности.

В традиционной религии ислам суфизм доминирует в ряде стран, но существуют и страны, где отношение к суфизму остается неоднозначным, поскольку оппоненты этого течения говорят о том, что суфизм искажает ислам в определенных вопросах посредством традиций индуизма и христианства. По мнению оппонентов суфизма, некоторые практики суфизма вступают в противоречие с исламом – чрезмерное почитание почивших предков, возведение покойникам мавзолеев, экстатические пляски представителей суфизма. Критике подвергается и основополагающая концепция суфизма, суть которой сводится к тому, что суфий растворяется в Боге.

Большое количество людей в мире причисляют себя к суфизму, применяя те практики, которые приведены выше. А поскольку в своей практике они используют и те методы, которые вызывают критику, отклоняясь от ислама истинного, критика переходит и на весь суфизм, хотя различия между суфийскими организациями, орденами и тарикатами могут быть весьма существенными.

Салафия

Салафия – это еще одно исламское религиозное течение или направление, и его название в переводе с арабского языка на русский означает «предки» или «предшественники». В этом исламском течении нашли точку соприкосновения многие мусульманские деятели, которые придерживались того варианта веры, который преобладал во времена первой мусульманской религиозной общины, и на разных исторических этапах развития ислама призывали к этому своих последователей.

Салафия предполагает, что ориентироваться мусульмане должны на праведных мусульман, которые стояли у истоков ислама, а все то, что впоследствии было введено в ислам, салафиты считают ересью (бида). По мнению салафитов, бида:

К числу известных салафитов относят таких ученых-богословов ислама, как Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, Ибн Таймийа, а также других богословов. В литературе Запада для обозначения салафии и ее идеологии используются преимущественно такие термины, как «фундаментализм», «возрожденчество» и «традиционализм».

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб считал, что настоящий ислам исповедовали первые три поколения мусульман, которые являлись последователями Пророка Мухаммада ﷺ. Это объясняло то, что Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб был противником нововведений, вошедших в более поздние исторические периоды в мусульманскую религию.

Салафиты, а именно последователи Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба оказали серьезное влияние на то, как закончилась освободительная война против Турции на территории нынешней Саудовской Аравии. Движение салафитов было признано основателем Саудовской Аравии принцем, а в последствии первым королем саудитов Абдуль-Азизом ибн Саудом.

Шииты

Название второй по величине в исламе ветви, шиизма, в переводе с арабского языка означает «партия» «приверженцы». Она сформировалась в результате того, что спустя некоторое время после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ отделилась группа мусульман, считавших, что в мусульманской общине власть должна принадлежать потомкам Фатимы и Али, то есть дочери Пророка Мухаммада ﷺ и двоюродного брата Пророка Мухаммеда ﷺ.

Шииты, в отличие от мусульман суннитов, придерживаются мнения, что право на имамат, то есть верховное руководство общиной, должно принадлежать только потомку из рода Али по божественному установлению. Сначала шииты были не столько религиозной, сколько политической партией, но позднее они стали самостоятельным религиозно-правовым течением – это произошло уже во время жизни и деятельности Джафара ас-Садыка, шестого имама.

Шиитов традиционно подразделяют на умеренных и крайних шиитов, к которым относятся шииты-двунадесятники или шииты-имамиты, алавиты, исмаилиты и прочие.

Шииты-двунадесятники

Шиитов-двунадесятников также называют иснаашаритами или имамитами, и эта группа преобладает в шиитском исламе. Преимущественно шииты-двунадесятники распространены в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне, Ливане и некоторых других странах. Шииты-двунадесятники в большей свой части придерживаются джафаритского мазхаба.

Исмаилиты

Исмаилиты разделились на две группы в девятом веке. Для фатимидских исмаилитов характерно признание скрытых имамов, а для карамитов было характерно мнение, что имамов должно быть семь. Ветвь карамитов прекратила свое существование в конце одиннадцатого – начале двенадцатого веков.

Фатимиды раскололись после смерти ал-Мустанасира, фатимидского халифа, в 1094 году на восточных исмаилитов или низаритов, которые поддерживали приход к власти Низара, старшего сына Мустанасира, и на мусталитов, которые признавали имамом только аль-Мустали, фатимидского халифа. Из низаритских сект самую большую известность получили хашшашины или ассасины. Друзы и карматы также являются ответвлениями исмаилитов.

Зейдиты

Зейдиты относятся к ветви умеренных шиитов и распространены преимущественно в Йемене на северо-востоке страны, а нуктавиты, одна из ветвей зейдитов, получили распространение в Иране. По идеологическим воззрениям зейдиты ближе всего к суннитам из всех шиитских групп, хотя в последнее время наблюдается принятие многими зейдитами убеждений шиитов-имамитов.

Гулат

Группа исламских шиитских сект объединена названием «Гулат», что в переводе с арабского языка означает «чрезмерствующие». Представители этих групп верят в обладание шиитскими имамами, являющимися потомками Пророка Мухаммада ﷺ и Али, качествами божественности. К группе сект «Гулат» относятся:

Сунниты и шииты в России

9e82599f3fd5d635aa3eaee0aff07476Возможно вам будет интересно почитать являются ли татары шиитами или суннитами?

Ханафитами являются осетины-мусульмане, частично ингуши, шапсуги и абазины, адыгейцы и черкесы, карачаевцы и балкарцы, кабардинцы и ногайцы, казахи и башкиры, а также татары, примерно третья часть всех азербайджанцев и среднеазиатские народы.

Шафиитами являются в большей части своей чеченцы, ингуши и все дагестанские народы, кроме ногайцев и татов. Шиитами-джафаритами являются большинство азербайджанцев в России, что составляет три процента всех российских мусульман.

Чем отличаются мусульмане сунниты от шиитов?

2a104432910c6b3b6126994764086a61

Между основными направлениями и течениями ислама, между шиитами и суннитами существует множество различий. Отличаться будут как сунниты и шииты между собой, так и последователи суннизма и шиизма различного толка. Сунниты и шииты сходны в том, что они поклоняются Всевышнему Аллаху и чтут Священную Книгу Аллаха Коран.

Различие между суннитами и шиитами существует в следующих вопросах:

В вопросе передачи власти или имамата, халифата отличие суннитов от шиитов заключается в следующем:

Между мусульманами-суннитами и шиитами также есть расхождение в праздниках и траурных днях в исламе:

В вопросе сборников хадисов между шиитами и суннитами существует расхождение в следующем:

В вопросе временного брака (мута) между шиитами и суннитами существует расхождение в следующем:

В вопросе юридических школ между шиитами и суннитами существует расхождение в следующем:

В вопросе непогрешимости имамов между шиитами и суннитами существует расхождение в следующем:

В вопросе мест зиярата (паломничества) между шиитами и суннитами существует расхождение в следующем:

В вопросе сокрытия веры (такия) между шиитами и суннитами существует разногласие в следующем:

Отличия суннитов от шиитов можно проследить и в том, как совершают религиозные обряды и намаз мусульмане сунниты и шииты:

Между суннитами и шиитами существует разница в произнесении слов азана: сунниты произносят призыв к молитве так, как это делали мусульмане при жизни пророка Мухаммада ﷺ, шииты же в азане добавляют фразу «Свидетельствую, что Али – приближенный Аллаха».

Существует множество других вопросов, в которых имеют разногласия сунниты и шииты.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Кто такие сунниты и шииты

Мусульманская умма уже на протяжении 1400 лет разделена на множество различных течений и направлений. И это несмотря на то, что в Священном Коране Всевышний говорит нам:

«Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь» (3:103)

О разделении мусульманской общины предупреждал еще Пророк Мухаммад (с.г.в.), говоривший о том, что умму ждет деление на 73 течения.

В современном мусульманском мире можно выделить два наиболее крупных и влиятельных направления ислама, сформировавшихся после кончины Посланника Аллаха (с.г.в.) – сунниты и шииты.

История раскола

Смерть Пророка Мухаммада (с.г.в.) поставила перед мусульманской уммой вопрос о возможном его преемнике на должности правителя мусульманского государства, а также духовного лидера верующих. Большинство мусульман поддержали кандидатуру ближайшего сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.) – Абу Бакра ас-Сиддика (р.а.), который одним из первых принял ислам и являлся спутником Посланника Аллаха (с.г.в.) на протяжении всей его пророческой миссии. Кроме того, еще при жизни Мухаммада (с.г.в.) Абу Бакр заменял того в качестве имама на коллективных намазах, когда ему не здоровилось.

Однако небольшая часть верующих видела в качестве преемника Заключительного Пророка (с.г.в.) его зятя и двоюродного брата Али ибн Абу Талиба (р.а.). По их мнению, выросший в доме Пророка (с.г.в.) и являвшийся его родственником Али имеет больше прав стать их правителем, нежели Абу Бакр.

Впоследствии та часть верующих, которые выступили в поддержку Абу Бакра, стали именоваться суннитами, а те, кто поддержали Али – шиитами. Как известно, преемником Посланника Господа (с.г.в.) был выбран Абу Бакр, который стал первым в истории ислама праведным халифом.

Особенности суннизма

Сунниты (полное наименование – Ахлюс-сунна уаль-джама`а – «Люди сунны и согласия общины») – наиболее крупное и влиятельное течение в исламском мире. Термин происходит от арабского «сунна», обозначающего жизнеописание Пророка Мухаммада (с.г.в.), и означает следование пути Божьего Посланника (с.г.в.). То есть основными источниками знаний для мусульман-суннитов являются Коран и сунна.

В настоящее время сунниты составляют порядка 90% мусульман и проживают в большинстве стран мира.

В суннитском исламе выделяется множество различных богословско-правовых школ, крупнейшими из которых являются 4 мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. В целом, суннитские мазхабы не противоречат между собой, так как основоположники данных правовых школ жили примерно в одно время и являлись учениками и учителями друг друга, в связи с чем суннитские мазхабы, скорее, взаимодополняют друг друга.

В тех или иных вопросах между мазхабами имеются некоторые незначительные разногласия, которые связаны со спецификой каждой правовой школы. В частности, данные разногласия можно рассмотреть на примере дозволенности употребления в пищу мяса тех или иных животных с точки зрения различных суннитских правовых школ. Например, употребление в пищу конины, согласно ханафитскому мазхабу, относится к категории нежелательных действий (макрух), согласно маликитскому мазхабу – запретных деяний (харам), а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам данное мясо является дозволенным (халяль).

Особенности шиизма

Шиизм – исламское течение, в котором Али ибн Абу Талиб (р.а.) вместе с потомками признаются в качестве единственных законных преемников Посланника Аллаха Мухаммада (с.г.в.). Сам термин «шиит» происходит от арабского слова «ши`а» (переводится как «последователи»). Эта группа мусульман считает себя последователями имама Али (р.а.) и его праведных потомков.

Сейчас численность шиитов оценивается приблизительно в 10% от числа всех мусульман мира. Шиитские общины действуют в большинстве государств, а в ряде из них составляют абсолютное большинство. К таким странам относятся: Иран, Азербайджан, Бахрейн. Кроме того, довольно-таки крупные шиитские общины проживают на территории Ирака, Йемена, Кувейта, Ливана, Саудовской Аравии и Афганистана.

В рамках шиизма на сегодняшний день существует немало направлений, крупнейшими из которых являются: джафаризм, исмаилизм, алавизм и зейдизм. Отношения между их представителями не всегда можно назвать близкими, так как по некоторым вопросам они занимают противоположные позиции. Основным пунктом разногласий между шиитскими течениями является вопрос о признании тех или иных потомков Али ибн Абу Талиба (р.а.) непорочными имамами. В частности, джафариты (шииты-двунадесятники) признают 12 праведных имамов, заключительный среди которых – имам Мухаммад аль-Махди, согласно джафаритскому учению, в детстве ушел в «сокрытие». В будущем имам Махди должен будет выполнить роль Мессии. Исмаилиты, в свою очередь, признают лишь семь имамов, так как данная часть шиитов признает имамат первых шести имамов, как и джафариты, а седьмым имамом они признали старшего сына шестого имама Джафара ас-Садыка – имама Исмаила, который скончался раньше своего отца. Исмаилиты верят, что именно седьмой имам Исмаил ушел в сокрытие и именно он в будущем станет Мессией. Аналогичным образом дела обстоят и с зейдитами, которые признают лишь пять праведных имамов, заключительным из которых является Зейд ибн Али.

Основные различия между суннитами и шиитами

1. Принцип власти и преемственности

Сунниты считают, что правом быть правителем правоверных и их духовным наставником обладают мусульмане, обладающие необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманской среде. В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада (с.г.в.). В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов – Абу Бакра (р.а.), Умара (р.а.) и Усмана (р.а.), признаваемых, наряду с Али (р.а.), в суннитском мире. Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными.

2. Особая роль имама Али (р.а.)

Сунниты почитают Пророка Мухаммада (с.г.в.) как Посланника Всевышнего (с.г.в.), ниспосланного Господом в качестве милости для миров. Шииты же, наряду с Мухаммадом (с.г.в.), в одинаковой мере почитают и имама Али ибн Абу Талиба (р.а.). При произнесении азана – призыва на молитву – шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества.

3. Подход к рассмотрению сунны Пророка (с.г.в.)

Суннитами признаётся достоверность тех хадисов Пророка (с.г.в.), что содержатся в 6 сборниках: Бухари, Муслима, Тирмизи, Абу Дауда, Насаи, Ибн Маджи. Для шиитов таким бесспорным источником служат хадисы из так называемого «четверокнижия». То есть те хадисы, что были переданы представителями рода Пророка (с.г.в.). У суннитов критерием достоверности хадисов служит соответствие цепочки передатчиков требованиям честности и правдивости.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

мы всех вылечим у нас в Китае, приезжайте к нам. партия вас не обделит вниманием

Мир вам! Если Вы имеете ввиду мечеть, то иноверцам не возбраняется ее посещать. А намерение человека принять религию истинного Единобожия мы не можем не приветствовать:)

Islam Global, никогда не разделяйтесь! Все Шииты тоже верующие как и сунниты. Шииты и сунниты вместе делают намаз в Мекке, соблюдают пост Рамадан, праздновывают Курбан Байрам. Если шиит верит Аллаху и делает намаз, читает Коран-то он мусульманин. У суннитов и шиитов(не смотря на различия) только одна религия: это Ислам

Андрей, если признаешь единого Бога Алл ha и Иисуса считаешь посланником Алла ha и считаешь Мухаммада последним посланником Аллаha то ты выбрал правильный путь.

Рафаэль, здравствуйте откуда вы можете знать что человек будет вечно мучиться? По вашему мнению получается что Христианство это правильная религия а Ислам нет?

Adam Isaev никогда не разделяйтесь! Все Шииты тоже верующие как и сунниты. Шииты и сунниты вместе делают намаз в Мекке, соблюдают пост Рамадан, праздновывают Курбан Байрам. Если шиит верит Аллаху и делает намаз, читает Коран-то он мусульманин. У суннитов и шиитов(не смотря на различия) только одна религия: это Ислам.

Источник

Ошибки и заблуждения
Adblock
detector