Шифр фрейлин. Часть 3
Сегодня мы поговорим о совсем небольшом элементе фрейлинского костюма российского двора. Стоит отметить, что фрейлинам императрицы по указу Николая I помимо бархатного платья красного цвета полагалось еще носить на левой стороне корсажа возле сердца отличительный знак — шифр. Он не сразу возник в таком виде. Об этом подробнее ниже.
Фрейлины как таковые появились при дворе во времена Петра I. И вначале им полагалось носить миниатюрное изображение императрицы, при которой они состояли, с короной и бантом из голубой Андреевской ленты. Их именовали портретными дамами. Такая традиция осталась у статс-дам.
Портретная дама при императрице Екатерине I — фрейлина Варвара Алексеевна Черкасская (Шереметьева)
А это уже фрейлина с портретом Екатерины II — Наталья Михайловна Белосельская (Строганова)
Именно при Екатерине II и появились первые шифры — бриллиантовый вензель с инициалом имени императрицы, увенчанный короной и прикрепленный к голубому банту. По сути это была дамская брошь, имеющая значение ордена, как у мужчин, у них были порядковые номера. Это было весьма почетно.
На фото можно заметить, что в разное время шифры даже у одной императрицы имели немного разную форму. Это связано с тем, что обычно их изготовляли придворные ювелиры каждый раз на заказ.
Здесь мы уже видим что-то переходное — и портрет императрицы, и шифр одновременно.
Екатерина Николаевна Зиновьева (Орлова).
И вот уже просто шифры.
Елизавета Петровна Бутурлина (Дивова)
Аграфена Александровна Бибикова (Рибопьер)
Софья Владимировна Орлова (Панина)
Прасковья Николаевна Репнина (Голицына)
Наталья Александровна Суворова (Зубова)
Мария Васильевна Шкурина
Это уже не парадный портрет, и Мария даже не в светской одежде, а в монашеском облачении. Дело в том, что фрейлинами при дворе становились молоденькие девушки преимущественно из знатных семей и состояли в этом придворном чине до замужества. После чего автоматически переставали ими быть — бархатное красное платье им носить было уже не положено и обязанности фрейлин (в том числе и дежурства при императрице) отменялись. Но шифр сохранялся с ними до конца жизни. Его можно было носить, как и прежде.
Мария Федеровна (жена Павла I) и фрейлинский шифр с ее инициалами
Екатерина Алексеевна Васильева (Долгорукова)
Татьяна Васильевна Васильчикова (Голицына)
Фрейлинский шифр Александры Федоровны (жены Николая I)
Мария Сергеевна Сумарокова (Голицына)
Татьяна Александровна Рибопьер (Юсупова)
Анна Михайловна Бороздина (Раевская)
София Васильевна Орлова-Денисова
Анна Давыдовна Абамелек (Баратынская)
Александра Павловна Александрова (Львова)
Мария Петровна Кикина (Волконская)
Екатерина Павловна Кожина (Казначеева)
Каролина Густавовна Штакельберг (Саца)
Иногда во фрейлины жаловали малолетних девочек из знатных семей, которые остались без родителей.
Елизавета Григорьевна и Софья Дмитриевна Волконские
Фрейлинский шифр Марии Федоровны (жены Александра III)
А вот и ее несколько фрейлин.
Мария Михайловна Волконская
Мария Сергеевна Щербатова, Софья Ивановна Всеволожская (Граббе)
Елизавета Николаевна Оболенская, Евгения Владимировна Фредерикс (Воейкова)
Мария Александровна Шаховская (Келлер), Анна Борисовна Щербатова (Голицына)
ДВОЙНЫЕ шифры.
Елизавета Алексеевна (жена Александра I) и ее свекровь Мария Федоровна (вдова Павла I), и их фрейлинский шифр
Стоит сказать, что раньше было принято отправлять после смерти правителя в монастырь его жену. Но после смерти Павла новый император Александр I испытывал чувство вины перед вдовствующей императрицей Марией Федоровной и во многом ей потворствовал. Ее жизнь мало чем отличалась от той, которую она вела до смерти своего супруга, и оставалась во многих моментах «хозяйкой в доме». К ней проявили уважение, когда на смену ее монограммы «М» пришла не «Е», а сдвоенный вензель «ЕМ». Причем монограмма вдовствующей императрицы занимала второе место.
Несколько портретов фрейлин со сдвоенным шифром.
Мария Трофимовна Баранова (Пашкова)
Наталья Федоровна Буксгевден (Унгерн-Штернберг)
Елизавета Николаевна Головина (Потоцкая)
Наталья Викторовна Кочубей (Строгонова)
Авдотья Ивановна Кушелева (Молчанова)
Екатерина Алексеевна Разумовская (Уварова)
Александра Федоровна (жена Николая I) и ее свекровь Мария Федоровна (вдова Павла I), и их фрейлинский шифр
После смерти Александра I, на престол вошел его брат Николай I. В то время Мария Федоровна была еще жива. И, чтобы не задевать ее чувств повторили то же самое — разработали шифр с инициалами вдовствующей императрицы Марии и ее невестки Александры — «АМ». Традиция сдвоенных шифров была заложена окончательно. Только после смерти Марии Федоровны Александра получила возможность заказывать у придворных ювелиров свой вензель «А». О нем мы говорили выше.
Это фрейлины того периода.
Софья Сергеевна Хованская (Кокошкина)
Софья Евграфовна Комаровская (Комовская)
Фрейлинский шифр императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны
Ко времени правления Марии Федоровны (жены Александра III), традиция относиться с должным уважением к вдовствующей императрицы не только сложилась окончательно, но и приобрела большой размах. Например, на торжественных церемониях, новый император вел под руку вдовствующую императрицу, а его супруга (действующая императрица) шествовала позади них.
Отпускать власть из своих рук Мария Федоровна не хотела (это была еще достаточно молодая женщина по нашим меркам — овдовела она в 47 лет), это выражалось даже в том, что в сдвоенном вензеле «МА» первый инициал принадлежал уже ей, а не ее невестке Александре.
Видимо этот момент сильно задел Александру Федоровну, отношения у которой не заладились со свекровью. И традицию вручения фрейлинских шифров действующая императрица отказалась продолжать (вместо нее это делать пришлось вдовствующей императрице Марии Федоровне). Это негативно отразилось на репутации Александры, итак достаточно холодной, сдержанной и высокомерной, как многие ее считали. Правда была и еще одна причина, по которой императорская семья чуждалась общения со своим двором — болезнь цесаревича Алексея. Не много, не мало это было настоящей государственной тайной, поэтому круг общения последней императрицы был весьма ограничен.
До нас дошло большое количество фотографий фрейлин в парадных платьях конца царствования династии Романовых.
Екатерина Павловна Кожина
Мария Николаевна Игнатьева
Екатерина Александровна Голицина (Волкова), Ольга Николаевна Звегинцова (Гендрикова)
Екатерина Сергеевна Хвостова, Наталья Алексеевна Челищева (Приклонская)
Шифры институток. Часть 4
Кроме фрейлин шифры могли носить и выпускницы сначала Смольного, а затем и еще нескольких институтов благородных девиц, которые были открыты вслед за первым.
Институтки (так их называли) в отличии от фрейлин, которым даровался шифр больше за принадлежность к знатному дворянскому роду (так сказать, за заслуги прадедов), получали шифры от императорских особ за отличную учебу. Он был похож на фрейлинский с небольшими отличиями: он также носился как и фрейлинский на левом плече, но только на белом, а не голубом банте, он так же как и фрейлинский представлял собой монограмму, увенчанную короной, но только был скромнее из-за отсутствия бриллиантов. Кроме того монограмма у фрейлин обозначала инициалы правящей императрицы (или совместные инициалы правящей и вдовствующей императрицы), а институтский шифр мог обозначать иногда инициалы основательницы института. Но об этом позже.
Отличительной особенностью институтского шифра является то, что менялось количество золототканых полос на ленте банта. Рассмотрим это на примере шифра смолянок, один из которых вы можете увидеть чуть выше на первом фото. Вензель на «белой ленте о трех полосах» — это награда первого класса, вензель второго класса на ленте «о двух золотых полосах» и третьего класса лента с одной золотой полосой. Это давало представление об успеваемости выпускниц (были ли они хорошистками или круглыми отличницами). Своего род красный диплом царского образца. Цвет банта так же был весьма информативен и давал понимание о том, какой именно институт закончила выпускница.
На снимке ниже можно увидеть несколько выпускниц с разными лентами шифра (разное количество полос на банте).
Вот два портрета одной воспитанницы Смольного института (самый первый выпуск) — Екатерины Ивановны Нелидовой. Она выпустилась из Смольного в 1776 году.
Вы можете заметить, что цвет банта и сам шифр (с бриллиантами и без) отличается на обоих портретах. Часто некоторые шиферницы становились фрейлинами императрицы. Так произошло и с Нелидовой, она после окончания института была пожалована во фрейлины двора цесаревича Павла Петровича и его жены Натальи Алексеевны, а после смерти Натальи стала фрейлиной второй жены Павла — Марии Федоровны. На правом фото портрет Екатерины с фрейлинской голубой лентой, но с шифром в виде монограммы не «М» (правящей императрицы), а «Е» в честь основательницы Смольного Екатерины II.
На фото Нелидовой справа, мы видим, что шифр повязан на голубую ленту. Хотя по правилам если смолянка, имевшая шифр, жаловалась во фрейлины, то бант должен был быть двойным (из институтской белой ленты и голубой фрейлинской). Нелидова была институткой самого первого выпуска. Видимо это правило появилось позже.
Ниже два портрета одной шиферницы Екатерины Владимировны Родзянко (Квашниной-Самариной), где как раз и видны оба банта и оба вензеля: на нижнем институтском — «М» (инициалы Марии Федоровны), на верхнем фрейлинском — «ЕМ» (инициалы Елизаветы Алексеевны и её свекрови Марии Федоровны).
Точно кому принадлежит портрет ниже неизвестно. Художник Кронноветтер К. Но точно можно определить по шифрам на ее плече то, что незнакомка является фрейлиной и одновременно выпускницей Санкт-Петербургского Института для благородных девиц ордена Святой Екатерины (Екатерининский). Это можно определить по цветам на ленте.
Вот еще несколько портретов незнакомок с двойным шифром.
Здесь на институтском шифре буква «М» (инициалы Марии Федоровны, лента Екатерининского института), а на фрейлинском — «АМ» (инициалы опять же Марии Федоровны и ее невестки Александры Федоровны).
Ниже шифры с инициалами «М» и «ЕМ». То же самое, только здесь уже речь идет о другой невестке вдовствующей императрицы — о Елизавете Алексеевне. И институт уже Смольный, судя по цветам на ленте.
В некоторых институтах шиферницы имели особые привилегии, например, смолянки имели право на получении пожизненной пенсии. К шифрам прилагалось свидетельство о награждении.
Основательница первого (Смольного) института благородных девиц Екатерина Великая предписала, награждать всего 6 лучших воспитанниц на каждые 50 девушек. Исключение составил только первый выпуск — 8 шифров. Если в один выпуск было очень много претенденток на шифр, то саму награду получали только те выпускницы, у которых общий балл за два последних года учебы был выше. Остальным же выдавалось только свидетельство о том, что они имеют право на такой шифр.
Елизавета фон Пальменбах (Черкасова), также выпускница Смольного, в будущем станет его начальницей.
С 1797 года выпускницы Смольного перестали получать шифры с монограммой «Е» (основательницы института Екатерины II). Вместо них красовалась на банте буква «М». Связано это с тем, что после смерти Екатерины Великой возглавила Воспитательное Общество Мария Федоровна (жена Павла I, у которого, мягко говоря, не сложились отношения со своей матерью Екатериной II по вполне понятным причинам).
Через год в 1798 году открылся Екатерининский Институт благородных девиц в Петербурге по инициативе той же самой Марии Федоровны. Бант шифра этого учреждения из другой ленты — с красными линиями.
Ниже портрет шиферницы Екатерининского Института Шиповой Надежды Павловны с вензелем «М».
Незнакомка ниже — выпускница того же самого Екатерининского института благородных девиц с золотым шифром.
Просуществовал такой шифр до последнего выпуска институток, набранного при жизни Марии Федоровны, а уж затем был сменен на монограмму «А» в честь жены Николая I Александры Федоровны, миновав время жены Александра I Елизаветы Алексеевны. Видимо, это связано с тем, что Мария Федоровна очень умело играла на чувстве вины своего сына Александра I из-за причин смерти его отца Павла I, и ее роль вдовствующей императрицы была гораздо больше, чем роль действующей императрицы (ее невестки). А умерла мать в 1828 году, через два года после своей невестки.
Анна Давыдовна Абамелек-Баратынская или княжна Елена Михайловна Голицына
Какое-то время спустя другие институты также получили возможность вручать выпускницам за отличную учебу шифр имени Марии Федоровны с монограммой «МФ» на банте уже Александровской орденской ленты (красная муаровая лента). Привычная нам «Ф» в дореволюционное время представлялась в виде буквы «Фита».
Ниже смолянка с этой монограммой и сама монограмма, только без короны, которая должна венчать этот шифр.
Вот что такое шифр, и сколько информации в нем заключалось в совсем недавнее для нас время.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Лизочка, спасибо тебе за такое яркое праздничное поздравление :mms_smile: С днем рождения дорогая Н.
Дом Висенс: первый шедевр Гауди наконец открыт для публики! Знаковый архитектор ката.
Хуго ван дер Гус (Hugo van der Goes),1430/1440-1482гг.-один из наиболее важных фламандских живописце.
День рождения Шехтеля Москва, Ермолаевский пер., 28 строение 1. Особняк Ф.О. Шехт.
—Фотоальбом
—Музыка
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Фрейлинские шифры русских императриц
Фрейлинские шифры русских императриц
Фрейлинские шифры русских императриц
Фрейлинский шифр, фрейлинский вензель, фрейлинский знак, шифр с вензелем — при российском императорском дворе золотой, усыпанный бриллиантами знак отличия, который носили придворные дамы в должности фрейлин.
Представлял собой брошь в виде одного инициала (монограммы) императрицы; или же двух сплетенных инициалов императрицы и её свекрови — вдовствующей императрицы (такой знак назывался «двойной»). Фрейлины великих княгинь и княжон также имели свои вензеля. Композиция увенчивалась стилизованной императорской короной.
Их носили на банте цвета Андреевской голубой ленты, прикрепляя к платью на левой стороне корсажа.
«Быть пожалованной шифром» — означало получить придворное назначение на должность фрейлины.
Появление вензелей фрейлин некая «старушка X» в рассказах А.О.Смирновой-Россет связывает с царствованием Елизаветы Петровны: «Оказывается, что императрица Елизавета ввела шифры, раньше для военных, а потом отменила их и дала четырем своим фрейлинам».
Портрет Екатерины Великой. Художник А.В. Эриксен.
А.С.Пушкин приводит следующее предание об их изобретении: «При Елисавете было всего три фрейлины. При восшествии Екатерины сделали новых шесть. Она, не зная, как благодарить шестерых заговорщиков, возведших её на престол, заказала шесть вензелей. Но Никита Панин отсоветовал: „Это будет вывеска“. Императрица отменила свое намерение и отдала вензеля фрейлинам».
Неизвестный художник. Портрет графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской с фрейлинским шифром императрицы Екатерины Великой
В.Боровиковский. Портрет императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I
.
Вензель императрицы Марии Федоровны
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I. Художник Кристина Робертсон
Вензель императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны ( супруги и матери Александра I)
Стоимость вензеля в момент покупки могла составлять 500—900 рублей. На аукционе Christie’s в 2012 году стоимость такого вензеля была от 30 тыс. до 150 тыс. долларов.
Шифры изготовлялись по заказу Кабинета Его Императорского Величества и имели порядковые номера.
Художник В.Боровиковский. Портрет М. Орловой-Денисовой с фрейлинским шифром
Портрет императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Худ. Кристина Робертсон
Шифр императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I.
Получение фрейлинского шифра было зримым воплощением мечты. Когда 13 марта 1855 г. А.Ф.Тютчева получила свой фрейлинский шифр, она немедленно записала в дневнике: «Сегодня вечером, когда я пришла на вечер, императрица подала мне маленький футляр со своим шифром из бриллиантов, на который я имею право как фрейлина царствующей императрицы». Шифры могли вручаться и после обретения официального статуса фрейлины, шифр вручался лично императрицей, и происходило это в неофициальной обстановке.
Портрет императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Художник Ф.К. Винтерхальтер. 1857 год
Портрет императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III. Художник И.Крамской
Портрет императрицы Александры Федоровны, супруги Николая II
Двойной шифр императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны (матери и супруги Николая II)
Известно, что с 1894 по 1917 гг. изготовлено 447 двойных шифров (с вензелем вдовствующей императрицы Марии Федоровны и императрицы Александры Федоровны).
На сегодняшний день имеются сведения лишь о четырех из 447 подобных шифров:
Анны Вырубовой (1903),
Надежде Сергеевне Толстой (1902),
Анне Владимировне Остен-Сакен-Кобург (1896),
Ольге Александровне Нирот (1904).
Они находятся в финском музее г. Порвоо, в музее Натуральной истории г. Хьюстон