Шифр фрейлины что это

Шифр фрейлин. Часть 3

Сегодня мы поговорим о совсем небольшом элементе фрейлинского костюма российского двора. Стоит отметить, что фрейлинам императрицы по указу Николая I помимо бархатного платья красного цвета полагалось еще носить на левой стороне корсажа возле сердца отличительный знак — шифр. Он не сразу возник в таком виде. Об этом подробнее ниже.

Фрейлины как таковые появились при дворе во времена Петра I. И вначале им полагалось носить миниатюрное изображение императрицы, при которой они состояли, с короной и бантом из голубой Андреевской ленты. Их именовали портретными дамами. Такая традиция осталась у статс-дам.

Портретная дама при императрице Екатерине I — фрейлина Варвара Алексеевна Черкасская (Шереметьева)

no avatar

А это уже фрейлина с портретом Екатерины II — Наталья Михайловна Белосельская (Строганова)

no avatar

Именно при Екатерине II и появились первые шифры — бриллиантовый вензель с инициалом имени императрицы, увенчанный короной и прикрепленный к голубому банту. По сути это была дамская брошь, имеющая значение ордена, как у мужчин, у них были порядковые номера. Это было весьма почетно.

no avatar

На фото можно заметить, что в разное время шифры даже у одной императрицы имели немного разную форму. Это связано с тем, что обычно их изготовляли придворные ювелиры каждый раз на заказ.

Здесь мы уже видим что-то переходное — и портрет императрицы, и шифр одновременно.

Екатерина Николаевна Зиновьева (Орлова).

no avatar

И вот уже просто шифры.

Елизавета Петровна Бутурлина (Дивова)

no avatar

Аграфена Александровна Бибикова (Рибопьер)

no avatar

Софья Владимировна Орлова (Панина)

no avatar

Прасковья Николаевна Репнина (Голицына)

no avatar

Наталья Александровна Суворова (Зубова)

no avatar

Мария Васильевна Шкурина

Это уже не парадный портрет, и Мария даже не в светской одежде, а в монашеском облачении. Дело в том, что фрейлинами при дворе становились молоденькие девушки преимущественно из знатных семей и состояли в этом придворном чине до замужества. После чего автоматически переставали ими быть — бархатное красное платье им носить было уже не положено и обязанности фрейлин (в том числе и дежурства при императрице) отменялись. Но шифр сохранялся с ними до конца жизни. Его можно было носить, как и прежде.

no avatar

Мария Федеровна (жена Павла I) и фрейлинский шифр с ее инициалами

no avatar

Екатерина Алексеевна Васильева (Долгорукова)

no avatar

Татьяна Васильевна Васильчикова (Голицына)

no avatar

Фрейлинский шифр Александры Федоровны (жены Николая I)

no avatar

Мария Сергеевна Сумарокова (Голицына)

no avatar

Татьяна Александровна Рибопьер (Юсупова)

no avatar

Анна Михайловна Бороздина (Раевская)

no avatar

София Васильевна Орлова-Денисова

no avatar

Анна Давыдовна Абамелек (Баратынская)

no avatar

Александра Павловна Александрова (Львова)

no avatar

Мария Петровна Кикина (Волконская)

no avatar

Екатерина Павловна Кожина (Казначеева)

no avatar

Каролина Густавовна Штакельберг (Саца)

no avatar

Иногда во фрейлины жаловали малолетних девочек из знатных семей, которые остались без родителей.

Елизавета Григорьевна и Софья Дмитриевна Волконские

no avatar

Фрейлинский шифр Марии Федоровны (жены Александра III)

no avatar

А вот и ее несколько фрейлин.

Мария Михайловна Волконская

no avatar

Мария Сергеевна Щербатова, Софья Ивановна Всеволожская (Граббе)

no avatar

Елизавета Николаевна Оболенская, Евгения Владимировна Фредерикс (Воейкова)

no avatar

Мария Александровна Шаховская (Келлер), Анна Борисовна Щербатова (Голицына)

no avatar

ДВОЙНЫЕ шифры.

Елизавета Алексеевна (жена Александра I) и ее свекровь Мария Федоровна (вдова Павла I), и их фрейлинский шифр

no avatar

Стоит сказать, что раньше было принято отправлять после смерти правителя в монастырь его жену. Но после смерти Павла новый император Александр I испытывал чувство вины перед вдовствующей императрицей Марией Федоровной и во многом ей потворствовал. Ее жизнь мало чем отличалась от той, которую она вела до смерти своего супруга, и оставалась во многих моментах «хозяйкой в доме». К ней проявили уважение, когда на смену ее монограммы «М» пришла не «Е», а сдвоенный вензель «ЕМ». Причем монограмма вдовствующей императрицы занимала второе место.

Несколько портретов фрейлин со сдвоенным шифром.

Мария Трофимовна Баранова (Пашкова)

no avatar

Наталья Федоровна Буксгевден (Унгерн-Штернберг)

no avatar

Елизавета Николаевна Головина (Потоцкая)

no avatar

Наталья Викторовна Кочубей (Строгонова)

no avatar

Авдотья Ивановна Кушелева (Молчанова)

no avatar

Екатерина Алексеевна Разумовская (Уварова)

no avatar

Александра Федоровна (жена Николая I) и ее свекровь Мария Федоровна (вдова Павла I), и их фрейлинский шифр

no avatar

После смерти Александра I, на престол вошел его брат Николай I. В то время Мария Федоровна была еще жива. И, чтобы не задевать ее чувств повторили то же самое — разработали шифр с инициалами вдовствующей императрицы Марии и ее невестки Александры — «АМ». Традиция сдвоенных шифров была заложена окончательно. Только после смерти Марии Федоровны Александра получила возможность заказывать у придворных ювелиров свой вензель «А». О нем мы говорили выше.

Это фрейлины того периода.
Софья Сергеевна Хованская (Кокошкина)

no avatar

Софья Евграфовна Комаровская (Комовская)

no avatar

Фрейлинский шифр императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны

no avatar

Ко времени правления Марии Федоровны (жены Александра III), традиция относиться с должным уважением к вдовствующей императрицы не только сложилась окончательно, но и приобрела большой размах. Например, на торжественных церемониях, новый император вел под руку вдовствующую императрицу, а его супруга (действующая императрица) шествовала позади них.

Отпускать власть из своих рук Мария Федоровна не хотела (это была еще достаточно молодая женщина по нашим меркам — овдовела она в 47 лет), это выражалось даже в том, что в сдвоенном вензеле «МА» первый инициал принадлежал уже ей, а не ее невестке Александре.

Видимо этот момент сильно задел Александру Федоровну, отношения у которой не заладились со свекровью. И традицию вручения фрейлинских шифров действующая императрица отказалась продолжать (вместо нее это делать пришлось вдовствующей императрице Марии Федоровне). Это негативно отразилось на репутации Александры, итак достаточно холодной, сдержанной и высокомерной, как многие ее считали. Правда была и еще одна причина, по которой императорская семья чуждалась общения со своим двором — болезнь цесаревича Алексея. Не много, не мало это было настоящей государственной тайной, поэтому круг общения последней императрицы был весьма ограничен.

До нас дошло большое количество фотографий фрейлин в парадных платьях конца царствования династии Романовых.

Екатерина Павловна Кожина

no avatar

Мария Николаевна Игнатьева

no avatar

Екатерина Александровна Голицина (Волкова), Ольга Николаевна Звегинцова (Гендрикова)

no avatar

Екатерина Сергеевна Хвостова, Наталья Алексеевна Челищева (Приклонская)

Источник

Шифры институток. Часть 4

Кроме фрейлин шифры могли носить и выпускницы сначала Смольного, а затем и еще нескольких институтов благородных девиц, которые были открыты вслед за первым.

no avatar

Институтки (так их называли) в отличии от фрейлин, которым даровался шифр больше за принадлежность к знатному дворянскому роду (так сказать, за заслуги прадедов), получали шифры от императорских особ за отличную учебу. Он был похож на фрейлинский с небольшими отличиями: он также носился как и фрейлинский на левом плече, но только на белом, а не голубом банте, он так же как и фрейлинский представлял собой монограмму, увенчанную короной, но только был скромнее из-за отсутствия бриллиантов. Кроме того монограмма у фрейлин обозначала инициалы правящей императрицы (или совместные инициалы правящей и вдовствующей императрицы), а институтский шифр мог обозначать иногда инициалы основательницы института. Но об этом позже.

Отличительной особенностью институтского шифра является то, что менялось количество золототканых полос на ленте банта. Рассмотрим это на примере шифра смолянок, один из которых вы можете увидеть чуть выше на первом фото. Вензель на «белой ленте о трех полосах» — это награда первого класса, вензель второго класса на ленте «о двух золотых полосах» и третьего класса лента с одной золотой полосой. Это давало представление об успеваемости выпускниц (были ли они хорошистками или круглыми отличницами). Своего род красный диплом царского образца. Цвет банта так же был весьма информативен и давал понимание о том, какой именно институт закончила выпускница.

На снимке ниже можно увидеть несколько выпускниц с разными лентами шифра (разное количество полос на банте).

no avatar

Вот два портрета одной воспитанницы Смольного института (самый первый выпуск) — Екатерины Ивановны Нелидовой. Она выпустилась из Смольного в 1776 году.

no avatar

Вы можете заметить, что цвет банта и сам шифр (с бриллиантами и без) отличается на обоих портретах. Часто некоторые шиферницы становились фрейлинами императрицы. Так произошло и с Нелидовой, она после окончания института была пожалована во фрейлины двора цесаревича Павла Петровича и его жены Натальи Алексеевны, а после смерти Натальи стала фрейлиной второй жены Павла — Марии Федоровны. На правом фото портрет Екатерины с фрейлинской голубой лентой, но с шифром в виде монограммы не «М» (правящей императрицы), а «Е» в честь основательницы Смольного Екатерины II.

На фото Нелидовой справа, мы видим, что шифр повязан на голубую ленту. Хотя по правилам если смолянка, имевшая шифр, жаловалась во фрейлины, то бант должен был быть двойным (из институтской белой ленты и голубой фрейлинской). Нелидова была институткой самого первого выпуска. Видимо это правило появилось позже.

Ниже два портрета одной шиферницы Екатерины Владимировны Родзянко (Квашниной-Самариной), где как раз и видны оба банта и оба вензеля: на нижнем институтском — «М» (инициалы Марии Федоровны), на верхнем фрейлинском — «ЕМ» (инициалы Елизаветы Алексеевны и её свекрови Марии Федоровны).

no avatar

Точно кому принадлежит портрет ниже неизвестно. Художник Кронноветтер К. Но точно можно определить по шифрам на ее плече то, что незнакомка является фрейлиной и одновременно выпускницей Санкт-Петербургского Института для благородных девиц ордена Святой Екатерины (Екатерининский). Это можно определить по цветам на ленте.

no avatar

Вот еще несколько портретов незнакомок с двойным шифром.

Здесь на институтском шифре буква «М» (инициалы Марии Федоровны, лента Екатерининского института), а на фрейлинском — «АМ» (инициалы опять же Марии Федоровны и ее невестки Александры Федоровны).

no avatar

Ниже шифры с инициалами «М» и «ЕМ». То же самое, только здесь уже речь идет о другой невестке вдовствующей императрицы — о Елизавете Алексеевне. И институт уже Смольный, судя по цветам на ленте.

no avatar

В некоторых институтах шиферницы имели особые привилегии, например, смолянки имели право на получении пожизненной пенсии. К шифрам прилагалось свидетельство о награждении.

Основательница первого (Смольного) института благородных девиц Екатерина Великая предписала, награждать всего 6 лучших воспитанниц на каждые 50 девушек. Исключение составил только первый выпуск — 8 шифров. Если в один выпуск было очень много претенденток на шифр, то саму награду получали только те выпускницы, у которых общий балл за два последних года учебы был выше. Остальным же выдавалось только свидетельство о том, что они имеют право на такой шифр.

no avatar

Елизавета фон Пальменбах (Черкасова), также выпускница Смольного, в будущем станет его начальницей.

no avatar

С 1797 года выпускницы Смольного перестали получать шифры с монограммой «Е» (основательницы института Екатерины II). Вместо них красовалась на банте буква «М». Связано это с тем, что после смерти Екатерины Великой возглавила Воспитательное Общество Мария Федоровна (жена Павла I, у которого, мягко говоря, не сложились отношения со своей матерью Екатериной II по вполне понятным причинам).

Через год в 1798 году открылся Екатерининский Институт благородных девиц в Петербурге по инициативе той же самой Марии Федоровны. Бант шифра этого учреждения из другой ленты — с красными линиями.

Ниже портрет шиферницы Екатерининского Института Шиповой Надежды Павловны с вензелем «М».

no avatar

Незнакомка ниже — выпускница того же самого Екатерининского института благородных девиц с золотым шифром.

no avatar

Просуществовал такой шифр до последнего выпуска институток, набранного при жизни Марии Федоровны, а уж затем был сменен на монограмму «А» в честь жены Николая I Александры Федоровны, миновав время жены Александра I Елизаветы Алексеевны. Видимо, это связано с тем, что Мария Федоровна очень умело играла на чувстве вины своего сына Александра I из-за причин смерти его отца Павла I, и ее роль вдовствующей императрицы была гораздо больше, чем роль действующей императрицы (ее невестки). А умерла мать в 1828 году, через два года после своей невестки.

Анна Давыдовна Абамелек-Баратынская или княжна Елена Михайловна Голицына

no avatar

Какое-то время спустя другие институты также получили возможность вручать выпускницам за отличную учебу шифр имени Марии Федоровны с монограммой «МФ» на банте уже Александровской орденской ленты (красная муаровая лента). Привычная нам «Ф» в дореволюционное время представлялась в виде буквы «Фита».

no avatar

Ниже смолянка с этой монограммой и сама монограмма, только без короны, которая должна венчать этот шифр.

no avatar

no avatar

Вот что такое шифр, и сколько информации в нем заключалось в совсем недавнее для нас время.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Цитатник

Лизочка, спасибо тебе за такое яркое праздничное поздравление :mms_smile: С днем рождения дорогая Н.

Дом Висенс: первый шедевр Гауди наконец открыт для публики! Знаковый архитектор ката.

Хуго ван дер Гус (Hugo van der Goes),1430/1440-1482гг.-один из наиболее важных фламандских живописце.

День рождения Шехтеля Москва, Ермолаевский пер., 28 строение 1. Особняк Ф.О. Шехт.

Фотоальбом

Музыка

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Фрейлинские шифры русских императриц

Фрейлинские шифры русских императриц

Фрейлинские шифры русских императриц

Фрейлинский шифр, фрейлинский вензель, фрейлинский знак, шифр с вензелем — при российском императорском дворе золотой, усыпанный бриллиантами знак отличия, который носили придворные дамы в должности фрейлин.

Представлял собой брошь в виде одного инициала (монограммы) императрицы; или же двух сплетенных инициалов императрицы и её свекрови — вдовствующей императрицы (такой знак назывался «двойной»). Фрейлины великих княгинь и княжон также имели свои вензеля. Композиция увенчивалась стилизованной императорской короной.

Их носили на банте цвета Андреевской голубой ленты, прикрепляя к платью на левой стороне корсажа.

«Быть пожалованной шифром» — означало получить придворное назначение на должность фрейлины.

Появление вензелей фрейлин некая «старушка X» в рассказах А.О.Смирновой-Россет связывает с царствованием Елизаветы Петровны: «Оказывается, что императрица Елизавета ввела шифры, раньше для военных, а потом отменила их и дала четырем своим фрейлинам».

128190964 1a vyeriksen

Портрет Екатерины Великой. Художник А.В. Эриксен.

128190965 2

А.С.Пушкин приводит следующее предание об их изобретении: «При Елисавете было всего три фрейлины. При восшествии Екатерины сделали новых шесть. Она, не зная, как благодарить шестерых заговорщиков, возведших её на престол, заказала шесть вензелей. Но Никита Панин отсоветовал: „Это будет вывеска“. Императрица отменила свое намерение и отдала вензеля фрейлинам».

128190966 3
Неизвестный художник. Портрет графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской с фрейлинским шифром императрицы Екатерины Великой

128190969 5a vborovikovskiy mariya fedorovna
В.Боровиковский. Портрет императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I
.
128190971 5amariya fedor zhena pavla

Вензель императрицы Марии Федоровны

128190972 5 bvborovikovskiy
Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I. Художник Кристина Робертсон

128190973 5

Вензель императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны ( супруги и матери Александра I)

128190974 6 eliz alekseev i mariya fed

Стоимость вензеля в момент покупки могла составлять 500—900 рублей. На аукционе Christie’s в 2012 году стоимость такого вензеля была от 30 тыс. до 150 тыс. долларов.

Шифры изготовлялись по заказу Кабинета Его Императорского Величества и имели порядковые номера.

128190975 8 borovikovsky88

Художник В.Боровиковский. Портрет М. Орловой-Денисовой с фрейлинским шифром

128190976 10 b
Портрет императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Худ. Кристина Робертсон

128190977 10 al fed nik 1

Шифр императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I.

128190978 11

Получение фрейлинского шифра было зримым воплощением мечты. Когда 13 марта 1855 г. А.Ф.Тютчева получила свой фрейлинский шифр, она немедленно записала в дневнике: «Сегодня вечером, когда я пришла на вечер, императрица подала мне маленький футляр со своим шифром из бриллиантов, на который я имею право как фрейлина царствующей императрицы». Шифры могли вручаться и после обретения официального статуса фрейлины, шифр вручался лично императрицей, и происходило это в неофициальной обстановке.

128190979 12a
Портрет императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Художник Ф.К. Винтерхальтер. 1857 год

128190980 13 marii aleks 18601864

128190982 15 a Kramskoy IN Portret imperatrizi Marii Fedorovni
Портрет императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III. Художник И.Крамской

128190984 16 marii fed al3

128190985 79047323 large Aleeksfedor
Портрет императрицы Александры Федоровны, супруги Николая II

128190986 al fed i mariya fed

Двойной шифр императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны (матери и супруги Николая II)

Известно, что с 1894 по 1917 гг. изготовлено 447 двойных шифров (с вензелем вдовствующей императрицы Марии Федоровны и императрицы Александры Федоровны).

На сегодняшний день имеются сведения лишь о четырех из 447 подобных шифров:

Анны Вырубовой (1903),

Надежде Сергеевне Толстой (1902),

Анне Владимировне Остен-Сакен-Кобург (1896),

Ольге Александровне Нирот (1904).

Они находятся в финском музее г. Порвоо, в музее Натуральной истории г. Хьюстон

Источник

Ошибки и заблуждения
Adblock
detector