- Принцип действия
- История явления
- Вымысел или реальность?
- Поздние исследования
- Опоздание на 40 лет
- Запрет скрытой рекламы
- В кино
- В мультфильмах
- Похудеть и выучить язык
- Вся правда о 25 кадре и манипуляциях с сознанием
- Откуда взялась история про 25-й кадр
- Почему именно 25-й кадр?
- Почему же именно миф о 25-м кадре оказался таким живучим
- 25 кадр в России
- Итог
- 6 Кадров
- Смотреть что такое «6 Кадров» в других словарях:
- Что такое «частота кадров в секунду»? 24, 30 и 60 FPS
- 24 кадра в секунду
- Кто-то снимает быстрее?
- А что с кадрами в мультфильмах?
- Сколько кадров в видеоиграх?
Принцип действия
Ученые установили, что за одну секунду человек сознательно улавливает всего 24 кадра. Правда, есть определенные особенности, к примеру, данный параметр зависит от скорости движения изображений на экране и четкости картинки. Именно поэтому дополнительный кадр – двадцать пятый, который был показан в этот же промежуток времени, воспринимается исключительно человеческим подсознанием.
Так что же такое эффект 25 кадра? Это видеотехнология, используемая для того, чтобы на экран не поступало свечение от аппаратуры. Для создания данного эффекта используется два вида техники. Действие кинопроектора таково, что, после того как он выдает кадры, он закрывается шторкой или обтюратором. Именно в это мгновение на экран выводится 25-й кадр. Правда, для этого понадобится еще один проектор. Но как же увидеть 25-й кадр, например, в фильмах? Специалисты говорят: его изображение должно быть значительно светлее, чем остальные кадры, а длительность – значительно меньше. Иначе вся информация не будет уходить в подсознание, а всего лишь считается сознанием. То есть данный процесс весьма сложен в осуществлении. Именно по этой причине скептики отвергают существование этого феномена и какое-либо воздействие на человека.
Справедливости ради отметим, что на самом деле 25 кадр скрытым совсем не является: каждая картинка отмечается глазами наблюдателя. Однако он может сливаться с подобными из-за инертности зрения. Заметить лишний кадр несложно: к примеру, короткое слово, набранное крупным шрифтом, можно легко прочесть. Убедиться в этом просто: вы можете использовать для этого домашний компьютер и любую программу для монтажа. Изучение 25 кадра Американской Психологической Ассоциацией привело к тому, что психологический эффект от данного воздействия был официально опровергнут. Случилось это в 1958 году.
История явления
Впервые о таком явлении, как 25-й кадр, заговорил бизнесмен Джеймс Вайкери. Он провел эксперимент в одном из кинотеатров Соединенных Штатов Америки. На протяжении всего летнего сезона Джеймс, демонстрируя весьма популярную киноленту, вставлял между обычными кадрами изображения попкорна и колы. В некоторых источниках говорится, что это были фразы: «Вы голодны? Ешьте попкорн» или «Пейте кока-колу».
Свои выводы Вайкери предоставил общественности: он утверждал, что такой нестандартный маркетинговый ход сработал, а продажи напитка и кукурузы повысились в два раза! Сразу после этого бизнесмен запатентовал свои открытия и основал компанию, которая добавляла 25 кадр с рекламой различных товаров прямо в фильмы.
Разумеется, такое событие вызвало необычайный интерес, ведь речь шла о влиянии на подсознание человека и склонении его к приобретению определенных товаров. Неудивительно, что государственные чиновники и представители средств массовой информации потребовали от Джеймса проведения повторных экспериментов. Вайкери повторил свои исследования, но выяснилось, что та информация, которую он представлял прежде, оказалась «уткой»! То есть никто из людей, просмотревших фильм с двадцать пятым кадром, не поддавался пропаганде, а роста покупок не произошло.
Следует сказать, что на официальный запрос о предоставлении предыдущих данных и цифр Джеймс Вайкери ответил категорическим отказом. То есть, можно сказать, что вся суть 25 кадра – это явление, вызванное искусственно и имеющее определенную задачу. Какую? Элементарно: создание бизнеса и зарабатывание денег на продаже данной услуги.
Вымысел или реальность?
Что же скрывается за данным явлением? Реальность это или вымысел? Существует ли реклама с двадцать пятым кадром? Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы собрали известные факты. К примеру, Содружество американских психологов провело собственное исследование. В результате наблюдения за людьми специалисты сделали выводы: на вопрос о том, как влияет 25-й кадр на человека, можно ответить одним словом – никак. Официальное опровержение данного феномена вышло в 1958 году. Исследованиями занимались не только психологи. Студент из Нью-Йорка по фамилии Роджерс, исследуя двадцать пятый кадр, направился в тот кинотеатр, где по утверждениям Вайкери проходил эксперимент. Парня ждали невероятные открытия: директор заявил, что в стенах этого кинотеатра никогда не проводилось никаких исследований. А после того как студент увидел площадь кинозалов и количество сеансов, он понял: заявленное Джеймсом Вайкери число испытуемых просто не поместилось бы за один сезон в небольшом кинотеатре. Кстати, спустя 5 лет бизнесмен признался, что никаких исследований не проводил, а все данные попросту сфабриковал.
Поздние исследования
Это довольно странно, но, несмотря на неутешительные результаты исследований, интерес к этому феномену так и не угас. Исследования продолжаются даже сегодня.
К примеру, ученые из Нидерландов подтверждают воздействие двадцать пятого кадра на человеческое подсознание. Правда, для этого скрытую рекламу необходимо оформлять в виде прыгающих буквенных или цифровых значений. К тому же ученые определили, что время воздействия данного кадра должно быть не 1/25 секунды, а немного дольше.
Результаты данного исследования нидерландских специалистов были опубликованы в популярном научном журнале Journal of Experimental Social Psychology. Изучением необычного эффекта занималась и компания BBC. Их результаты говорят: особых различий между группой, которая получала сублиминальную рекламу, и теми, кто такой рекламы не видел, нет.
Опоздание на 40 лет
Двадцать пятый кадр заинтересовал россиян с опозданием практически в четыре десятка лет. Усилиями желтой прессы интерес к этому феномену появился лишь в девяностые годы прошлого столетия. Именно тогда в газетах появились статьи о том, что население зомбируют, разумеется, с помощью этого необычного кадра. Кстати, тогда же распространение получили видеокассеты для изучения различных языков, лечение заболеваний с помощью 25 кадра. Следует отметить, что население страны оказалось невероятно доверчивым, мало у кого возникали сомнения в том, что данное явление может помочь.
Запрет скрытой рекламы
Законодательство России и Украины запрещает использование скрытой рекламы, воздействующей на подсознание человека. В Российской Федерации это регламентируется пунктом 9 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»:
Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
Кстати, специалисты Всероссийского научно-исследовательского института телевидения и радио сумели разработать уникальный прибор, который позволяет выявить в телесигнале любую постороннюю и несанкционированную информацию, в том числе и двадцать пятый кадр.
В кино
Отдельного внимания заслуживает использование 25-го кадра в кино. Пожалуй, один из самых ярких примеров – лента под названием «Бойцовский клуб». В сюжете фильма неоднократно упоминается использование данного явления: Тайлер Дерден во время работы в кинотеатре вставлял в кинокадры с изображением мужского достоинства. Это вызывало у публики смущение – конечно же, на уровне подсознания. Такой же кадр, кстати, вставлен в конце фильма. А в начале картины можно обнаружить вставки двадцать пятого кадра с изображением Тайлера Дердена.
Зрители сериала «Коломбо» тоже хорошо знакомы с данным эффектом. В одном из эпизодов убийца применяет 25-й кадр, для того чтобы заставить свою жертву оказаться в нужном ему месте. А лейтенант Коломбо, изучив эту технику, в свою очередь, применил ее на подозреваемом.
В мультфильмах
Частота кадров 25 в секунду стала предметом обсуждений детских психологов, а неравнодушные люди даже создали видеоролик, в котором объясняют влияние данного эффекта на детей. Особо сильно достается тем мультфильмам, которые производит «Дисней», к примеру «Шреку». Однако специалисты, которые изучают этот мультфильм, говорят о том, что, скорее всего, здесь речь идет о подмене понятий. Хотя воздействие 25 кадра на детскую психику до конца не изучено, а потому психологи рекомендуют внимательнее подбирать мультфильмы для детей.
Похудеть и выучить язык
В своих отзывах о 25 кадре люди нередко говорят о том, что с его помощью можно выучить иностранные языки и даже сбросить лишние килограммы! Разумеется, никакого реального воздействия доказано не было, ведь подсознание у каждого человека срабатывает индивидуально.
Как же действует методика похудения с помощью 25 кадра? Если верить создателям данных программ, один курс, длящийся месяц, включает в себя просмотр видеоролика с картинками и голосом. Его необходимо просматривать ежедневно не менее 30 минут, а перед сном повторять все фразы из ролика. Удивительно, но пышные дамы охотно верят таким методикам. Впрочем, столь легкий путь вряд ли даст ожидаемый результат.
Вся правда о 25 кадре и манипуляциях с сознанием
25-й кадр — таинственная конспирологическая теория о магическом эффекте дополнительного “рекламного” кадра в видеоряде.
Даже далекий от кино и видеорекламы человек что-то слышал о методике 25-го кадра. Мол, человеческий глаз способен воспринимать только 24 кадра в секунду. Если добавить в видео 25-й кадр и “зашить” в него тайное сообщение, то оно отпечатается в подсознании человека.
Таким образом можно манипулировать людьми и незаметно подсовывать транслировать им в голову то, что нужно манипулятору, какие товары покупать, кого поддерживать на выборах, куда пойти сегодня вечером.
А теперь любопытный факт. Прямо сейчас вы сидите за монитором, экран которого обновляется с частотой 75 кадров в секунду или больше.
Не спешите надевать шапочку из фольги. Давайте рассмотрим, как это работает на самом деле с позиции профессионалов видеопроизводства.
Откуда взялась история про 25-й кадр
Утку о чудодейственном эффекте 25-го кадра запустил рекламщик Джеймс Вайкери (James Vicary). В 1957 году он испытывал свою теорию подсознательных сообщений в одном из кинотеатров Нью-Джерси.
В обычный проходной триллер “Пикник” вставили 25-й кадр с сообщением “Голодны? Ешьте попкорн. Пейте Кока-Колу”. Слова появлялись на экране всего на 1/300 секунды с частотой раз в пять секунд. Глаз зрителя просто не мог их заметить.
Однако Вайкери поспешил отчитаться, что в залах, где транслировали 25-й кадр, продажи попкорна выросли на 57%, а колы — на 18%.
Затем Вайкери запатентовал свое изобретение, открыл собственное агентство и стал грести деньги за чудо-технологию с продвинутых бизнесменов (ничего не напоминает?).
И все бы кончилось хорошо, но историю раздула американская пресса. Ведь, если при помощи 25-кадра можно внушать людям мысль “иди и купи”, значит, можно запрограммировать их на “иди и убей”. Газеты пестрели заголовками про тайные методы зомбирования людей, которые применяют гигантские корпорации, рекламные компании и спецслужбы.
Дошло до того, что в историю вмешалось ЦРУ, а американские и британские власти официально запретили встраивать 25-й кадр в фильмы. Высокопоставленные лица вплоть до конгрессменов и академиков требовали от Вайкери снова продемонстрировать эксперимент и зафиксировать результаты, но гений маркетинга под разными предлогами отказывался.
Мистификация окончательно вскрылась, когда Вайкери вызвался повторить трюк с 25-м кадром в эфире телешоу. В трансляцию вставили призыв “позвони сейчас”, который повторили более 350 раз, но никакого увеличения звонков не последовало.
Позже эксперименты с 25-м кадром проводили несколько групп ученых. Эффект не подтвердился. А в 1958 году Американская Психологическая Ассоциация (АПА) опровергла психологическое воздействие “технологии” двадцать пятого кадра.
В конце концов журналисты приперли Вайкери к стенке. В одном из интервью, он признался, что выдумал всю эту историю чтобы прославиться и заработать. В дальнейшем маркетолог-шарлатан пропал из поля зрения медиа, но миф живет и по сей день.
Почему именно 25-й кадр?
В 50-е года индустрия кино действительно пришла к тому, что оптимальная скорость показа фильма — 24 кадра в секунду. Частично это связано с особенностями человеческого восприятия, а еще вмешалась банальная экономика.
Знаете ли вы, что такое инерция зрения? Именно на ней завязана вся магия кино. Когда вы смотрите фильм в кинотеатре, проектору нужно время, чтобы протянуть пленку и вывести на экран следующий кадр. На это мгновение объектив проектора полностью закрывается и зритель сидит в полной темноте. Но он этого даже не ощущает, потому что в его восприятии все еще застыла картинка из предыдущего кадра.
На самом деле слайд-шоу превращается в анимацию (оживает) уже при частоте 18 кадров в секунду. Именно с этой скоростью крутили фильмы на заре звукового кино.
Однако инерция зрения у всех разная, поэтому при 18 кадрах в секунду изображение “прыгало” и дергалось, а у зрителей через какое-то время начинали болеть глаза. Тогда киношники и пришли к золотому стандарту 24 кадра в секунду. Это скорости хватало, чтобы изображение было достаточно плавным, а еще она была оптимальной, чтобы пары катушек 35-миллиметровой пленки хватало на весь сеанс.
Современные же блокбастеры с супер-четким качеством изображения крутят на скорости 48 кадров в секунду. Каждый оригинальный кадр транслируют дважды, чтобы свести мерцание к минимуму.
Геймеры вовсе стремятся выжать из видеокарты до 60 FPS (frames per second), чтобы добиться ультра-реалистичной графики. И заметьте, никто не распространяет мифов о 61-м кадре, зомбирующем людей.
Почему же именно миф о 25-м кадре оказался таким живучим
Люди по-прежнему хотят волшебную таблетку.
После того как из мистификации Вайкери раздули историю глобального масштаба, на прилавки магазинов хлынули кассеты с эффектом 25-кадра, которые легко помогут бросить курить, избавиться от лишнего веса, выучить испанский, привлечь покупателей и черт знает что еще, при помощи пресловутого гипнотического эффекта.
В эпоху интернета по той же схеме наивным людям впаривают “продающие видео”, денежное мышление, автоворонки и передовые онлайн-сервисы. В общем волшебные инструменты, которые не предполагают долгой методичной и системной работы. А люди с удовольствием ведутся. Несложно обмануть того, кто и сам рад обмануться.
25 кадр в России
Как это обычно бывает, в Россию все приходит с запозданием, поэтому великий миф 25 кадра активно тиражировался желтой прессой, начиная с 90-х годов. Миф получил серьезное распространение. Через некоторое время был принят Федеральный Закон “О рекламе” 38-ФЗ от 13.03.2006, пункт 9. Ст. 5, запрещающий скрытую рекламу в любом виде, который гласит:
“Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.”
Итог
В заключение остается сказать, что в арсенале деятелей кино и видеорекламы действительно есть целый ряд трюков для привлечения и удержанию внимания зрителя. Но связаны они не с мифическим зомбированием, а с мастерской работой с камерой, звуком и монтажом + точным попаданием в “боль” зрителя.
Если не сработало, тогда просто переходи на наш сайт, чтобы заказать видео или почитать другие интересные статьи в блоге.
6 Кадров
Смотреть что такое «6 Кадров» в других словарях:
КАДРОВ ТЕКУЧЕСТЬ — англ. fluctuation; нем. Fluktuation. Стихийный процесс прихода и ухода работников предприятия; измеряется отношением числа уволенных работников и служащих к общей численности работников предприятия за определенный период времени. Antinazi.… … Энциклопедия социологии
кадров в секунду — — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN frames per secondfps … Справочник технического переводчика
Кадров, Славомир — Славомир Ромуальд Кадров (польск. Sławomir Romuald Kadrow; род. 1956(1956), Влодава) современный польский археолог. Занимается изучением эпох неолита, энеолита и раннего бронзового века. Главный редактор археологического журнала… … Википедия
КАДРОВ ТЕКУЧЕСТЬ — англ. fluctuation; нем. Fluktuation. Стихийный процесс прихода и ухода работников предприятия; измеряется отношением числа уволенных работников и служащих к общей численности работников предприятия за определенный период времени … Толковый словарь по социологии
6 кадров — Заставка 6 кадров к рекламе СТС (с 20 декабря 2009 года) Жанр … Википедия
Институт управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь — Институт управленческих кадров (ИУК) Оригинальное название Інстытут кіруючых кадраў Международное название Managerial Personnel Institute Прежнее название … Википедия
ИНЖЕНЕР ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ — Должностные обязанности. Организует профессиональное обучение рабочих и руководящих работников и специалистов (подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров на производстве, в средних профессиональных учебных заведениях,… … Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Частота кадров — Кадровая частота количество кадров, которое видеосистема (компьютерная игра, телевизор, кадрах в секунду (англ. frames per second, fps). Иногда (редко) используется обратная величина интервал времени между кадрами (англ. frame delay),… … Википедия
Текучесть кадров — в управлении персоналом норма, показывающая, как часто работник приобретает и теряет работу. Проще говоря, она показывает, как долго работник находится на своей работе, ее еще называют «индексом крутящихся дверей». Текучесть кадров измеряется… … Википедия
Типы кадров — видеопотока способы кодирования и хранения информации об очередном кадре, отличающиеся друг от друга наличием или отсутствием зависимостей этого кадра от предыдущих и последующих. Обычно кадр разбивается на квадратные макроблоки, и тип… … Википедия
Президентская программа подготовки управленческих кадров — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (Президентская программа) программа государственного… … Википедия
Что такое «частота кадров в секунду»? 24, 30 и 60 FPS
Разбираемся, от чего зависит и на что влияет кадровая частота в играх, кино и мультипликации.
Кадровая частота (англ. frame rate) — это количество кадров, сменяющих друг друга за секунду. В кино, анимации или видеоиграх термин зачастую используют, чтобы пояснить, насколько изображение получилось «плавным». Единица измерения такой частоты тоже есть — это буквально кадры в секунду (англ. frame per second, или FPS). Чем их больше, тем «плавнее» изображение: если для фильмов норма — 24 кадра в секунду, то в разговорах про игры обычно упоминают цифры от 30 до 60.
Это, впрочем, не предельные значения. Так, в классических мультфильмах Уолта Диснея кадровая частота — 12 FPS, но картинка всё равно достаточно «плавная», чтобы не раздражать зрителей, — всё благодаря приёмам аниматоров. А вот профессиональный киберспортсмен, играя на самом современном компьютере, вполне может увидеть до 300 кадров в секунду. Рассказываем, откуда такой разброс и что в этом «фреймрейте» важного.
Сценарист и копирайтер. Утверждает, что видел все фильмы и прошёл все игры, но редакция отказывается ему верить.
24 кадра в секунду
24 FPS — стандарт в кинематографе. Показатель, наиболее комфортный для зрителя.
Впервые частоту киносъёмки осознанно выбрали пионеры кинематографа — братья Люмьер. Она тогда составляла 16 кадров в секунду. Это был строгий расчёт — расход 35-миллиметровой киноплёнки составлял ровно один фут (0,3048 метра) в секунду.
Во времена немого кинематографа скорость показа фильма нередко превышала частоту съёмки. Киномеханик, который вращал ручку проектора, подбирал темп в зависимости от настроения фильма и «темперамента» публики — от 18 до 30 кадров в секунду.
Ситуация изменилась с появлением звукового кино. Поскольку разная скорость воспроизведения меняла частоту звука и голоса становились выше, американские кинокомпании задумались о стандарте фреймрейта. В 1926 году таким стандартом стал показатель в 24 FPS — создатели кино выбрали его как компромисс между «плавностью» картинки, расходом плёнки и возможностями техники. Как раз с этой частотой мы смотрим фильмы по сей день. Хотя исключения тоже бывают.
Кто-то снимает быстрее?
Современные режиссёры иногда проводят эксперименты с увеличением кадровой частоты, чтобы сделать изображение «плавнее» и тем самым усилить погружение. Один из самых известных примеров — «Хоббит» Питера Джексона, снятый с частотой 48 FPS.
Другой пример — фильм «Гемини» Энга Ли, снятый с частотой и вовсе 120 кадров в секунду.
Правда, чтобы увеличить в фильме кадровую частоту, вовсе не обязательно снимать его с высоким фреймрейтом — порой достаточно и современного телевизора с функцией «сглаживания движения» (англ. motion smoothing).
Дело в том, что частота обновления экрана у нынешних ТВ превышает общепринятую кадровую частоту кино — это может быть и 50 Гц против 24 FPS, и даже 120 Гц против тех же 24 кадров. Иногда это приводит к тому, что изображение начинает дёргаться и дрожать. Чтобы решить проблему, изобрели «сглаживание движения» — эта технология анализирует движение объектов и создаёт дополнительные кадры, будто бы заполняя ими «пустые» места.
Звучит здорово, однако на деле motion smoothing только портит изображение. Резкость картинки заметно увеличивается, порой возникают артефакты изображения, а естественная «смазанность» сцены, специально созданная режиссёром, становится едва заметной, сбивая фокус. И в результате возникает «эффект мыльной оперы».
По этой причине режиссёры и актёры выступают против технологии, называя её проклятием кинематографа. Хорошо, что пока это лишь опция, которую при желании можно просто отключить.
А что с кадрами в мультфильмах?
Сегодня во время съёмок кино оператор выставляет на камере нужную частоту. Всё сложнее, если речь идёт о мультипликации, ведь каждый кадр необходимо нарисовать вручную. По кадровой частоте анимация делится на несколько видов:
Чтобы снять 20 минут мультфильма в анимации вида 1s, необходимо нарисовать порядка 28 000 уникальных рисунков. Это весьма непростая задача, и потому мультипликаторы идут на всевозможные уловки, чтобы зритель не заметил недостающих кадров. Так, анимацию 1s чаще всего применяют только в активных сценах — например, если персонаж бежит.
Постепенно в создании анимации появились новые секреты. Первым работу мультипликаторов оптимизировал Уолт Дисней: ведущие художники сперва рисовали основные кадры (англ. keyframes), а после этого в дело вступали художники-фазовщики — они рисовали «промежуточные фазы движения»
(англ. in-between) и доводили анимацию до финального вида. Эти термины остаются актуальными для аниматоров и сегодня.
Для экономии кадров художники идут и на другие хитрости. Скажем, рисуют фон и на статичный рисунок накладывают прозрачные целлулоидные плёнки с подвижными элементами. А ещё аниматоры зацикливают кадры или же «раскладывают» персонажей и объекты в несколько слоёв — например, анимируют только губы на неподвижном лице.
В японской анимации — аниме — художники для упрощения своих задач зачастую пропускают промежуточные рисунки — фазовки. Из-за этого эмоции на лице персонажа меняются моментально.
В аниме также существует термин sakuga — это моменты, когда качество картинки возрастает и доходит до стандарта 1s. Приём используют для заставок, сюжетных поворотов или экшн-сцен.
Сколько кадров в видеоиграх?
Оптимальный фреймрейт в играх выше, чем в кино, — он начинается с 30 кадров в секунду. С точки зрения технологий кадровая частота в игровой индустрии работает иначе, нежели в кино, однако суть та же — чем больше FPS, тем лучше. Кроме того, именно счётчик FPS — главный показатель производительности той или иной игры.
Частота в 60 FPS обеспечивает куда более «плавное» изображение. Впрочем, важнее стабильная производительность. Высокий фреймрейт, который время от времени неожиданно «падает» до 35–45 кадров, игрок воспринимает хуже, чем стабильные 30 FPS. Любой такой сбой воспринимается как лаг, ведь мозг игрока «настраивается» на определённую кадровую частоту.
Кадровая частота игры во многом зависит от того, на какой платформе она запущена. Так, на ПК единственное ограничение в большинстве случаев — мощность «железа», которое может быть очень разным. Зачастую это вызывает дополнительные проблемы при оптимизации игры: сделать так, чтобы она работала одинаково на всех компьютерах, попросту невозможно — комбинаций «железа» слишком много.
При создании версий для игровых приставок, где установлены фиксированные комплектующие, ситуация немного проще — оптимизировать игру приходится под тот или иной «стандарт» (в зависимости от конкретной приставки). В этом случае, правда, возникает другая проблема: нередко мощности устройства не хватает для частоты в 60 кадров, и тогда разработчики искусственно ограничивают фреймрейт на отметке в 30 FPS. Это компромисс — низко, зато стабильно.
Правда, с появлением консолей нового поколения — Xbox Series X и PlayStation 5 — многие компании и студии при разработке стали целиться именно в 60 FPS, поскольку «железо» позволяет. По крайней мере, пока. Если верить рекламе, новые консоли способны выдавать и 120 FPS, но это, конечно, касается относительно «лёгких» с точки зрения графики игр.
«Мы никогда не пытались ограничить разработчиков в том, чего они пытаются добиться на нашей платформе, будь то 60 FPS на Xbox 360 или 4K и 60 FPS на Xbox One X. Мы хотим дать им инструменты для того, чтобы они создавали свои игры на любой из наших платформ. В поколении Xbox One X мы уже достигли момента, когда игры выглядят потрясающе, но у нас есть простор для того, чтобы сделать их ещё лучше. Я хочу, чтобы игры ощущались столь же здорово, как и выглядят. Думая о будущем, мы хотели сосредоточиться не только на количестве пикселей, но и на ощущениях от игр, которые обеспечивает высокий фреймрейт».
Фил Спенсер, глава Xbox.
Интервью, 2020 год
Похожего мнения придерживаются и разработчики, которые сотрудничают с Sony.
«Разрешения 4K достаточнo, его хватит надолгo. Но мне хочется вместо того, чтобы оставаться на уровне 60 кадров в секунду, поднять частоту до 120 или даже 240 кадров в секунду. Я думаю, это то, что изменит игры».
Кадзунори Ямаути, руководитель разработки серии Gran Turismo.
Интервью, 2020 год
И если в одиночных играх кадровая частота играет роль важную, но всё-таки не принципиальную, то в киберспорте высокий показатель FPS — залог успеха.
И не только он: ещё при подборе техники для соревнований профессиональные игроки учитывают частоту обновления экрана монитора. От неё зависит, как часто и быстро обновляется изображение на дисплее каждую секунду. Так, при частоте 60 Гц кадр меняется каждые 16 миллисекунд, при 144 Гц — каждые 6 миллисекунд.
Когда монитор обновляется с такой скоростью, разница не видна глазу, всё дело в мелкой моторике. После нескольких лет тренировок киберспортсмен в той же Counter-Strike: Global Offensive использует лишние 10 миллисекунд для более точного наведения прицела. Для реализации своего потенциала профессиональным игрокам необходима техника с максимальными характеристиками, даже несмотря на то, что упомянутая Counter-Strike — не слишком требовательная к «железу» игра.
Ещё один пример — Call of Duty: Black Ops — Cold War. Компания NVIDIA, которая выпускает видеокарты, в 2019 году провела исследование «фликшотов» — этим термином обозначают ситуации, когда игрок в шутере очень резко целится во врага и метко стреляет. В случае с Black Ops частота обновления 360 Гц улучшает качество стрельбы на 4% — по сравнению с монитором на 240 Гц. И этот небольшой перевес может оказаться решающим во время соревнования.