Шестопсалмие что это за псалмы

Содержание
  1. Тюльганское благочиние
  2. церковь-тюльган.рф
  3. Свежие записи
  4. Толкование Шестопсалмие
  5. Шестопсалмие важная часть Утрени
  6. Принцип подбора псалмов
  7. Какие псалмы входят в Шестопсалмие
  8. Толкование Шестопсалмие
  9. Псалом 3
  10. Псалом 37
  11. Псалом 62
  12. Псалом 87
  13. Псалом 102
  14. Псалом 142
  15. Видео: о Шестопсалмии
  16. Заключение
  17. 2 комментария
  18. Основные понятия о шестопсалмии: коротко и ёмко о главном
  19. Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
  20. Что такое Шестопсалмие
  21. Почему во время чтения Шестопсалмия не крестятся и не кланяются
  22. В чем сходство Шестопсалмия и Страшного суда?
  23. Духовный смысл шести псалмов
  24. Классификация
  25. По значению:
  26. По тональности:
  27. По содержанию:
  28. По времени суток:
  29. Толкование на Шестопсалмие
  30. Псалом 3
  31. Псалом 37
  32. Псалом 62
  33. Псалом 87
  34. Псалом 102
  35. Псалом 142
  36. Можно читать шестопсалмие дома?
  37. Текст на церковнославянском языке с ударениями
  38. Молитва
  39. Шестопсалмие: синодальный перевод на русский язык
  40. Молитва

Тюльганское благочиние

церковь-тюльган.рф

Свежие записи

Толкование Шестопсалмие

Нередко от православных можно услышать целый ряд вопросов, касающихся Шестопсалмия. Каков духовный смысл в шести псалмах?
Почему во время чтения Шестопсалмии не крестятся? Почему не кланяются? В чем сходство Шестопсалмия и Страшного суда? Почему выбраны только шесть псалмов? Почему они расположены именно так? Только толкование Шестопсалмие может дать понятные ответы на эти и другие вопосы.

Шестопсалмие важная часть Утрени

И вот наступило на вечернем богослужении время чтения шести псалмов. Для начала подчеркнём важность этой части Утрени. В чем это проявляется? Шестопсалмие читается на всех утренних богослужениях (повседневном, субботнем и воскресном), за исключением Светлой Пасхальной седмицы.

В момент произнесения псалмов в храме должна стоять полная тишина. Именно поэтому не рекомендуется креститься и класть поклоны, чтобы избежать даже малейшего шума. Вот что говорил по этому поводу Паисий Святогорец:

« шестопсалмие символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статьи мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия»

Шестопсалмие включает в себя шесть псалмов, 5 из которых (за исключением 87 псалма) написал пророк и царь Давид. В Церкви бытует мнение, что Страшный суд будет идти столько, сколько минут читается Шестопсалмие. На это время в храме гасятся все светильники и свечи, чтобы ничто не мешало сосредоточится на смысле псалмов. Каждый из верующих, во время чтения поучительных псалмов, должен думать о своей душе и Божием Суде над ней. Следует прислушаться к тому, что говорил об этом преп. Нектарий Оптинский:

«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва сына к Богу Отцу»

Теперь настало самое время обратиться к духовному смыслу псалмов.

Принцип подбора псалмов

Сначала рассмотрим те особенности выбора, которые сразу бросаются в глаза:

Какие псалмы входят в Шестопсалмие

Толкование Шестопсалмие прямо говорит о муках, страданиях праведника и упования его на Бога. Но почему отдали предпочтение именно этим песням? Ведь таким требованиям отвечают многие псалмы, поэтому вариантов «шестопсалмий» могло быть много. В данном случае ответ один: псалмы подбирались с ведома Духа Святого. Основная мысль Шестопсалмия — подготовка встречи со Христом. Причём это красивое, светлое чтение не подвластно времени, так как его главный символ — начало нового дня. С рассветом начинается новая праведная жизнь, которая полна любви, радости и добра ко Господу.

%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%81%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D0%B8%D0%B51 Толкование Шестопсалмие поможет познать смысл псалмов

Номера псалмов не столь важно знать каждому христианину. А вот их смысл важно понимать, потому что они представляют важную часть его духовной жизни:

Толкование Шестопсалмие

Многими сторонами своей жизни псалмопевец предстает перед нами не только как ветхозаветный праведник, но и как человек новый. Библейский царь Давид выступает как прообраз Христа. Именно поэтому Спаситель человечества происходит из рода Давида. И тогда становится ясно, почему Псалтырь вся целиком используется в богослужении Православной Церкви. Святитель Афанасий Великий писал:

«…книга псалмов как бы на картине представляет, как должна вести себя душа»

Тут можно только добавить — «душа-христианка».

Псалом 3

Праведник, которого гонят враги — это не только бегающий от Авессалома-сына, отец-Давид. Аналог — душа христианина, страдающая от нападения бесов со всех сторон. «Окрест» святые отцы толковали как выражение бесовских козней:

Вражьи силы всеми способами стараются оторвать Христианина от Бога. Они внушают, что ему не спастись в Бозе его. Но христианская душа отважно отбивает нападения бесов молитвой к Богу:

Ты же, Господи, заступник мой ecu, слава моя и возносяй главу мою (ст. 4).

Праведник просит Христа о помощи и сразу получает ответ.

Псалом 37

Страдания псалмопевца Давида, красочно изображённые в этом псалме, сравнимы со страданиями Самого Христа. Как царь Давид знал о заговоре, который готовили против него, так и Иисус знал о предательстве Иуды, отступлении учеников, предстоящих крестных муках. Оба испытывали физические и нравственные страдания.

Главное в этом псалме то, что несмотря на усиливающийся натиск врагов, клеветы, сплетен праведник не ищет оправдания. Он признает свои грехи и раскаивается в них перед Богом. Покаянная молитва — вот та жертва, которая угодна Господу нашему Иисусу Христу.

Псалом 62

Эта песня содержит упоминание иудейской пустыни. Именно в ней спасался псалмопевец Давид, когда его преследовал грозный враг. Им был, по мнению многих толкователей, царь Саул, который опасался за свой трон. Пустыня символизирует крайнюю нужду и опустошение. В ней 40 дней был Моисей. В пустыню на 40 дней уходил Христос, а затем искушался диаволом. Но если испытуемый находится под покровительством Бога, то вера его укрепляется. Господь даёт силы, чтобы справиться со всеми трудностями.

Пустыня — это место, где легче каяться. В покаянных песках происходит очищение души, если осознается своя греховность.
Но можно сказать и так: душа без Бога — это тоже пустыня. Пустые пески, которые ночью остывают, а днем раскаляются от солнца. Здесь нет воды и пищи. Только полностью опустошив свою душу, можно открыть сердце для проникновения Божьих слов. С этого момента душа будет жаждать Бога и просить у Него милости. Псалмопевец внушает: милость Господа выше жизни человека.

Псалом 87

Толкование Шестопсалмие считает эту песнь самой печальной. Чем сильнее певец молится, тем больше ухудшается его душевное состояние. Но он осознаёт свою отверженность и бедственное положение. Самое печальное то, что отчаяние наступило от осознания покинутости всеми: как людьми так и Богом. Это состояние можно сравнить со страданиями умирающего человека. Понятно, что этот псалом писался во время сильной скорби и уныния.

Это состояние было настолько критическим, что псалмопевец просит Бога не об избавлении от врагов или дарований духовных радостей. Нет! Он просит Бога лишь не отвращать лица Своего от него. Опасность, угрожающая жизни, создаёт образы смерти и погребения. В этот момент молитва становится криком о помощи. Одновременно приходит желание смирения пред Господом, чтобы он не отвратил лица Своего. Именно так молил Христос Отца Своего во время мучений.

Псалом 102

Эта песня наполнена словами Радости и благодатью Божией. Праведник услышан, помощь от Бога пришла! Страдания очистили душу. И она, умудрённая духовным опытом, обретает второе дыхание. Душа начинает хвалить Творца, взлетая в Небеса, как молодой орёл. Псалмопевец понимает, что дни людей скоротечны и торопится воздать Господу должное. Благодарственный гимн потоками исторгается из свободного сердца.

Святые отцы, делая толкование Шестопсалмие этого псалма подчёркивают, что любовь Бога бесконечно терпелива. А Его милость выше любого земного суда. Также св. отцы в стихах псалма видят указание на будущее воскресение мертвых. В песне слышится призыв славить Господа не к людям, но ко всем тварям на земле. Мессианская тема псалма постепенно вводит верующих в Новый Завет.

Псалом 142

Ликование в предыдущем псалме сменяется горестью. Только что праведник хвалил Бога и радовался жизни, и вдруг снова подвергся нападению врагов. Снова душа испытывает смущение. Но ведь давно замечено, что наша жизнь состоит из чёрных и белых полос. Расслабляться нельзя. Как только наступает успокоение, сразу налетают бесы и страсти. Но в псалме перед нами предстаёт не новичок, а закалённый в боях воин. Он не только зрит опасности и коварство врагов, но и научен опытом борьбы с ними. Поэтому в этот раз праведник молит Бога об указании правильного пути в жизни. Просит научить себя творить Волю Господню.

В 142 псалме Давид обращается к Богу за помощью, милостью и защитой. Хотя он уже опытный боец, всё равно не надеется на свои силы. Он уповает на помощь со стороны, на помощь Спасителя. Для этого он в минуту опасности молитвенно поклоняется Богу и отдает всего себя под Его покровительство. Это ценный дар — научиться отдавать себя в Божье ведение. И ни на минуту не сомневаться в положительном исходе.

Праведник уверен, что только Благой Дух Святой выводит грешников на путь истинный. Признавая себя рабом Спасителя, передавая Ему под контроль всю жизнь — только так можно достичь победы. Подчеркнем, победы — не взирая на надломы, соблазны и падения души! Только этот путь сильной и мужественной души, приведёт ее к Богу.

Видео: о Шестопсалмии

Заключение

Шесть псалмов — это шесть ступеней лестницы, которые ведут к духовной победе. Молитвенный настрой, содержание псалмов, их однородность и внутренняя динамика — всё это создаёт мостик перехода от Вечерни к Утрени. От ветхозаветных времен к настоящему бытию, от библейских историй к Новому Завету. Толкование Шестопсалмие однозначно утверждает: путь к Богу не может быть лёгким. Чтобы на него ступить нужна крепкая вера, сильная воля, мужественная душа. Вот тогда и может наступить момент истинной свободы во Христе.

2 комментария

Благодарю за статью.

Шестопсалмие. Шесть псалмов. Не случайно взяты именно эти псалмы, в них особо звучат слова души одинокой, оставленной, забытой… Это не значит, что человек где-то в тюрьме сидит в одиночной камере, но состоянии души именно такое, когда она одна в беде, томлении, страхе и мраке, и всеми забытая, оставленная она обращается к Тому, Кто слышит, видит и может ей помочь.

Особенные молитвы. Особая беседа с Богом. Шестопсалмие – это псалмы написанные до пришествия Спасителя – Христа. Это молитва, беседа души ожидающая исполнение пророчеств о Нем, что придет Он – Христос и спасет от гнета, и свободит от рабства. Чего ожидать в нынешнее время живущему человеку? Христос родился, распялся, умер и воскрес. Для чего теперь нужны эти молитвы? Кто-то скажет, для второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, для Страшного Суда. Но, когда придет Судия и наступит Суд, тогда вряд ли будет время для молитвы и псалмов. Ибо наступит иное время с иными словами.

Так для чего нужны эти псалмы? Дело не в псалмах, как таковых. Не в цифрах под которыми они находятся. А дело только в словах, в той беседе между душой человека, который находится в отчаянном положении, но не отчаивается, а предает себя в руки Божии, в Его промысел о нем и в Его волю. Как начинается беседа? Она начинается со слов: “Господи, что так умножились враги мои! Многие восстают на меня. Многие скажут душе моей: “Нет спасения ему: в Боге его”…” Но так ли скажет современный человек живущий в современном мире, где технологии, научные достижения заняли твердую позицию: пологаться на них? Когда нет ничего, когда нет надежды на человека и дела рук его, тогда поднимается иная вера, иная надежда, на Того, Кто может не просто повлиять на ситуацию, а полностью изменить её.

Какая беседа проистекает из верующей души с полной упования на Господа Бога своего и неложной надеждой! Все печали, страхи, сомнения она рассказывает Ему – своему Богу и Творцу. “Защитник мой, Спаситель мой, на Него уповает сердце мое, возрадуется язык мой…” Рассказывает так просто, искренно, по-детски всё, что её печалит, тревожит. Воздает хвалу Господу Богу просит наставить, вразумить и избавить из руки врагов стужающих (угнетающих) душу его.

Вот она душа-христианка. Прибывающая в мире, но живущая вне его. Все её помышление, её сердце она – в Боге, с Богом. Душа – странница, ищущая дорогу домой, жаждущая и алчущая Его правды, ожидающая и уповающая на Его милость, верующая на Его заступление и помощь. Как хорошо было бы эту беседу запечатлеть в сердце своем, и не прочитывать эти слова устами, но чтобы они шли из самой глубины сердца: от туда, из этой темницы, душа поднимает свой взор к Небу и доверчиво, искренно начинает свою беседу с Богом: “Господи, что ся умножиша стужaющии ми…”

Статья включает в себя основные понятия о шестопсалмии, коротко и емко о главном

Источник

Основные понятия о шестопсалмии: коротко и ёмко о главном

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

LcifXBbFaOk

Шестопсалмие – это молитвенное обращение к Богу. Оно состоит из шести избранных псалмов, взятых из Псалтири. Автором всех псалмов, кроме 87-го, является царь Давид.

Что такое Шестопсалмие

В древней Церкви во время всенощного бдения прочитывалась вся Псалтирь. Богослужебный круг полностью был сформирован в VII веке. Именно тогда были определены те псалмы, которые находятся в часослове и читаются в начале утрени. Шестопсалмие включает в себя четные и нечетные псалмы, последовательно выбранные из всей Псалтири:

Они символизируют собой прочтение всей Псалтири.

Как и когда Шестопсалмие читают в храме

Шестопсалмие – важнейшая часть суточного богослужебного круга, которая является связующим звеном между вечерей и утреней. Вечерня символизирует Ветхий Завет, а утреня – Новый Завет. Соответственно, шестопсалмие соединяет собой ветхозаветный и новозаветный период и символизирует пришествие в мир Спасителя.

Предваряет шестопсалмие пение ангельского песнопения, которое слышали пастухи в момент рождения Спасителя:

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех Благоволение».

Господь пришел в этот мир в ночи, поэтому эти псалмы читаются в полумраке. Остаются только зажженными свечи и лампады. При этом свечи символизируют собой ночные Вифлеемские звезды, а главная лампада соответственно напоминает о Вифлеемской путеводной звезде.

82633

Первые три псалма – это период всеобщего ожидания Спасителя. Выход священника на солею в конце третьего псалма – это рождение Иисуса Христа в ночи. Отсутствие света в храме означает также то, что Богочеловек еще не начал Свое мессианское служение, которое Он начнет после 30-ти лет.

Почему во время чтения Шестопсалмия не крестятся и не кланяются

Этот момент богослужения настолько важен, что в богослужебных текстах сохранились указания относительно того, как себя вести во время прочтения этих псалмов.

«Слава, и ныне; Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. Трижды, без поклонов».

В чем сходство Шестопсалмия и Страшного суда?

Святые отцы, в частности свв. Паисий Святогорец и Лев Оптинский, рекомендовали в это время вообще не креститься. Если рассматривать этот богослужебный момент, как напоминание о страшном суде, то в крестном знамении, по словам св. Паисия, уже нет необходимости.

Strashnyj sud

Фреска Страшного суда в Успенском соборе Владимира.

Потому что во время Второго Пришествия Христос уже придет не для того, чтобы смиренно распяться за наши грехи, а для того, чтобы судить нас.

— Геронда, а почему мы не садимся на шестопсалмии?

— Потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статии мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия.

Духовный смысл шести псалмов

Псалмопевец Давид писал свои духовные стихи на протяжении практически всей своей жизни. В них содержатся молитвенные обращения ко Всевышнему во время скорбей, бед, напастей, преследований, страданий. А некоторые из них выражают чувство покаяния и благодарности.

Псалмы выражают мысль о всеобщем ожидании Мессии. Они читаются со смирением и надеждой на то, что Спаситель придет спасти человечество от диавола и духовной смерти.

Классификация

Псалмы из Шестопсалмия можно условно поделить на следующие категории.

По значению:

По тональности:

Четные псалмы – печальные, а нечётные – исполнены надежды и радости. Эта удивительная особенность псалмов говорит об определенной закономерности. Она напоминает нам о непостоянстве в нашей жизни, где радости и горести, духовный рост и духовное падение сменяют друг друга. Все это дает надежду даже в тяжелые жизненные моменты помнить о том, что печаль непременно сменится радостью.

По содержанию:

Эти благодарственные стихи были написаны Давидом в престарелом возрасте, когда Господь помог ему избавиться от всех врагов.

По времени суток:

В шестопсалмии есть упоминание о ночной тьме и дневном свете. Как после ночи всегда наступает день, так после Ветхого Завета непременно наступит Новый. Другими словами, родившийся Иисус Христос выведет всех верующих в Него из тьмы греховной к Свету жизни.

Толкование на Шестопсалмие

Эти избранные псалмы, в которых Сын воплощенный разговаривает с Отцом, заслуживают вдумчивого толкования. За ним мы обращаемся к святым отцам и учителям нашей Церкви.

psaltir

Псалом 3

Святитель Григорий говорит следующее:

«Третий псалом предвещает предстоящее тебе от врага искушение, так что тебя, помазанного уже на царство за веру и соцарствующего с истинным Помазанником, намеревается свергнуть с сего достоинства не кто-либо внешний, но тот, кто от тебя самого происходит.

Ибо не со стороны заимствованную имеет над нами силу неприятель, и не бываем мы свергнуты с своего достоинства кем другим, если сами при тяжких муках не соделаемся отцами злого порождении…“.

Псалом написан во время притеснений Давида Авессаломом. Если проводить параллель с нашей душой, то все мы, находясь в бедственном положении, можем уповать на милость Божию.

Псалом 37

37-й псалом занимает в шестопсалмии второе место.

Это самый эмоциональный псалом. Давид изнемогает от своих недугов. К тому времени его поразила страшная болезнь, которая вызывала нестерпимые муки. Псалмопевец понимает, что терпит заслуженное наказание от Бога. Он кричит от боли и взывает к Богу об избавлении от нее, потому что его тело покрыто гнойниками настолько глубоко, что поражены даже кости.

prorok david

Пророк Давид. 1727–1728. Москва.
96 × 40 см. Дерево, темпера. Из Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Исследователи придерживаются такого мнения, что это была какая-то неизвестная болезнь. Потому что, если бы царь был поражен проказой, то общественность об этом узнала и устроила бы мятеж. Скорее своего эта болезнь была связана с «чреслами», т.е. лишала способности Давида к чадородию.

Псалом 62

Просыпаясь рано утром душа Давида скорбит о том, что не может посещать богослужения в скинии, не может восхвалять Бога в Иерусалиме. Он жаждет вернуться из изгнания и воспеть Богу благодарственные мольбы.

Псалмопевец готов отдать все ради того, чтобы жить под милостью Господней.

Под милостию разумеются благодать Божия и Его благодеяния.

Псалом 87

Этот псалом отличается от других самой большой скорбью. Автором является Еман – современник Давида, его ближайший соратник, сопровождающий его везде.

Тяжелые строки псалма показывают, что Давид на грани отчаяния. Он изнемогает и сравнивает себя с человеком, находящимся при смерти.

Грехи псалмопевца настолько мерзки, что от него отвернулись все родственники и знакомые. Все презирают и ненавидят его.

«Око мое истомилось от горести»- глаза псалмопевца болят от слез и рыданий и устали высматривать спасение от Бога.

Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня?Пс.87:15.

«Почему Ты, Господи, не слышишь меня и не исполняешь моих просьб»,

Умоляя Господа, Давид вспоминает, что страдает «от юности» от Саула, а теперь от Авессалома. На этой грустной ноте заканчивается псалом.

Псалом 102

Главной темой 102 псалма является — промысл Божий в жизни человеческой. Это благодарственная песнь царя за все Его великие благодеяния.

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив»

«Ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его»

Милость Божия несоизмерима. Несмотря на страшное греховное падение, Бог прощает псалмопевца и подает Свои материальные и духовные блага. Он избавляет кающегося грешника от грехов, душевных терзаний, смерти духовной и физической.

Pokanie

Гнев Господень сменяется на милость. Как отец не может долго гневаться на своих детей, так «милует Господь боящихся Его».

Псалом 142

В жизни Давида бывают такие тяжелые минуты, когда он понимает, что враги могут довести до смерти. При этом псалмопевец молит Господа, чтобы Он не позволит этому случиться.

Псалмопевец просит указать ему истинный путь и научить исполнять святую волю Божию.

shestipsalm

Можно читать шестопсалмие дома?

Псалмы — молитвы, значит читать их дома можно. Вникая в суть каждого псалма шестопсалмия и понимая его глубокий смысл, мы вместе с псалмопевцем проживаем то состояние, в котором пребывал он. Здесь и покаяние, и рыдание о грехах, и боль утраты, и страдания от болезней, и упование на Бога, и благодарность за Его милость.

Татьяна Грецкая

Текст на церковнославянском языке с ударениями

Молитва

ШЕСТОПСАЛМИЕ
Начина́ем шестопса́лмие, со вся́ким молча́нием и умиле́нием слу́шающе: учине́нный же брат со благогове́нием и стра́хом Бо́жиим глаго́лет:

Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земли́ мир, в челове́цех благоволе́ние. (Трижды)
Го́споди, устне́ мои отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. (Дважды)

Псалом 3
Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми́? Мно́зи востаю́т на мя, мно́зи глаго́лют души́ мое́й: несть спасе́ния eму́ в Бо́зе eго́. Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, сла́ва моя́ и вознося́й главу́ мою́. Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́. Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя.

Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя. Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющия ми всу́е: зу́бы гре́шников сокруши́л еси́. Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние Твое́.

Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя.

Псалом 37
Го́споди, да не я́ростию Твое́ю обличи́ши мене́, ниже́ гне́вом Твои́м нака́жеши мене́. Яко стре́лы Твоя́ унзо́ша во мне, и утверди́л еси́ на мне ру́ку Твою́. Несть исцеле́ния в пло́ти мое́й от лица́ гне́ва Твоего́, несть ми́ра в косте́х мои́х от лица́ грех мои́х. Яко беззако́ния моя́ превзыдо́ша главу́ мою́, я́ко бре́мя тя́жкое отяготе́ша на мне. Возсмерде́ша и согни́ша ра́ны моя́ от лица́ безу́мия моего́. Пострада́х и сляко́хся до конца́, весь день се́туя хожда́х. Яко ля́двия моя́ напо́лнишася поруга́ний, и несть исцеле́ния в пло́ти мое́й. Озло́блен бых и смири́хся до зела́, рыка́х от воздыха́ния се́рдца моего́.

Го́споди, пред Тобо́ю все жела́ние мое́ и воздыха́ние мое́ от Тебе́ не утаи́ся. Се́рдце мое́ смяте́ся, оста́ви мя си́ла моя́, и свет о́чию мое́ю, и той несть со мно́ю. Дру́зи мои́ и и́скреннии мои́ пря́мо мне прибли́жишася и ста́ша, и бли́жнии мои́ отдале́че мене́ ста́ша и нужда́хуся и́щущии ду́шу мою́, и и́щущии зла́я мне глаго́лаху су́етная и льсти́вным весь день поуча́хуся. Аз же я́ко глух не слы́шах и я́ко нем не отверза́яй уст свои́х. И бых я́ко челове́к не слы́шай и не имы́й во усте́х свои́х обличе́ния. Яко на Тя, Го́споди, упова́х, Ты услы́шиши, Го́споди Бо́же мой.

Яко рех: да не когда́ пора́дуют ми ся врази́ мои́: и внегда́ подвижа́тися нога́м мои́м, на мя велере́чеваша. Яко аз на ра́ны гото́в, и боле́знь моя́ предо мно́ю есть вы́ну. Яко беззако́ние мое́ аз возвещу́ и попеку́ся о гресе́ мое́м. Врази́ же мои́ живу́т и укрепи́шася па́че мене́, и умно́жишася ненави́дящии мя без пра́вды. Воздаю́щии ми зла́я возблага́я оболга́ху мя, зане́ гоня́х благосты́ню. Не оста́ви мене́, Го́споди Бо́же мой, не отступи́ от мене́. Вонми́ в по́мощь мою́, Го́споди спасе́ния моего́.Не оста́ви мене́, Го́споди Бо́же мой, не отступи́ от мене́. Вонми́ в по́мощь мою́, Го́споди спасе́ния моего́.

Псалом 62
Бо́же, Бо́же мой, к Тебе́ у́тренюю, возжада́ Тебе́ душа́ моя́, коль мно́жицею Тебе́ плоть моя́, в земли́ пу́сте и непрохо́дне, и безво́дне. Та́ко во святе́м яви́хся Тебе́, ви́дети си́лу Твою́ и сла́ву Твою́. Яко лу́чши ми́лость Твоя́ па́че живо́т, устне́ мои́ похвали́те Тя. Та́ко благословлю́ Тя в животе́ мое́м, о и́мени Твое́м воздежу́ ру́це мои́. Яко от ту́ка и ма́сти да испо́лнится душа́ моя́, и устна́ма ра́дости восхва́лят Тя уста́ моя́.

Аще помина́х Тя на посте́ли мое́й, на у́тренних поуча́хся в Тя. Яко был еси́ Помо́щник мой, и в кро́ве крилу́ Твое́ю возра́дуюся. Прильпе́ душа́ моя́ по Тебе́, мене́ же прия́т десни́ца Твоя́. Ти́и же всу́е иска́ша ду́шу мою́, вни́дут в преиспо́дняя земли́, предадя́тся в ру́ки ору́жия, ча́сти ли́совом бу́дут. Царь же возвесели́тся о Бо́зе, похва́лится всяк клены́йся Им, я́ко загради́шася уста́ глаго́лющих непра́ведная.

На у́тренних поуча́хся в Тя. Яко был еси́ Помо́щник мой, и в кро́ве крилу́ Твое́ю возра́дуюся. Прильпе́ душа́ моя́ по Тебе́, мене́ же прия́т десни́ца Твоя́.

Сла́ва, и ны́не:
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды, без поклонов)
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва, и ны́не:

Псалом 87
Го́споди Бо́же спасе́ния моего́, во дни воззва́х, и в нощи́ пред Тобо́ю. Да вни́дет пред Тя моли́тва моя́: приклони́ у́хо Твое́ к моле́нию моему́, я́ко испо́лнися зол душа́ моя́, и живо́т мой аду прибли́жися. Привмене́н бых с низходя́щими в ров, бых я́ко челове́к без по́мощи, в ме́ртвых свобо́дь, я́ко я́звеннии спя́щии во гро́бе, и́хже не помяну́л еси́ ктому́, и ти́и от руки́ Твоея́ отринове́ни бы́ша.

Положи́ша мя в ро́ве преиспо́днем, в те́мных и се́ни сме́ртней. На мне утверди́ся я́рость Твоя́, и вся во́лны Твоя́ наве́л еси́ на мя. Уда́лил еси́ зна́емых мои́х от мене́, положи́ша мя ме́рзость себе́: пре́дан бых и не исхожда́х. О́чи мои́ изнемого́сте от нищеты́, воззва́х к Тебе́, Го́споди, весь день, возде́х к Тебе́ ру́це мои́. Еда́ ме́ртвыми твори́ши чудеса́? Или́ вра́чеве воскреся́т, и испове́дятся Тебе́? Еда́ пове́сть кто во гро́бе ми́лость Твою́, и и́стину Твою́ в поги́бели? Еда́ позна́на бу́дут во тьме чудеса́ Твоя́, и пра́вда Твоя́ в земли́ забве́нней?

И аз к Тебе́, Го́споди, воззва́х и у́тро моли́тва моя́ предвари́т Тя. Вску́ю, Го́споди, отре́еши ду́шу мою́, отвраща́еши лице́ Твое́ от мене́? Нищ есмь аз, и в труде́х от ю́ности моея́; возне́с же ся, смири́хся, и изнемого́х. На мне преидо́ша гне́ви Твои́, устраше́ния Твоя́ возмути́ша мя, обыдо́ша мя я́ко вода́, весь день одержа́ша мя вку́пе. Уда́лил еси́ от мене́ дру́га и и́скренняго, и зна́емых мои́х от страсте́й.
Го́споди Бо́же спасе́ния моего́, во дни воззва́х, и в нощи́ пред Тобо́ю. Да вни́дет пред Тя моли́тва моя́: приклони́ у́хо Твое́ к моле́нию моему́.

Псалом 102
Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и вся вну́тренняя моя́ и́мя свя́тое Его́. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, и не забыва́й всех воздая́ний Его́, очища́ющаго вся беззако́ния твоя́, исцеля́ющаго вся неду́ги твоя́, избавля́ющаго от истле́ния живо́т твой, венча́ющаго тя ми́лостию и щедро́тами, исполня́ющаго во благи́х жела́ние твое́: обнови́тся я́ко о́рля ю́ность твоя́. Творя́й ми́лостыни Госпо́дь, и судьбу́ всем оби́димым.

Сказа́ пути́ Своя́ Моисе́ови, сыново́м Изра́илевым хоте́ния Своя́: Щедр и Ми́лостив Госпо́дь, Долготерпели́в и Многоми́лостив. Не до конца́ прогне́вается, ниже́ во век вражду́ет, не по беззако́нием на́шим сотвори́л есть нам, ниже́ по грехо́м на́шим возда́л есть нам. Яко по высоте́ небе́сней от земли́, утверди́л есть Госпо́дь ми́лость Свою́ на боя́щихся Его́. Ели́ко отстоя́т восто́цы от за́пад, уда́лил есть от нас беззако́ния на́ша. Якоже ще́дрит оте́ц сы́ны, уще́дри Госпо́дь боя́щихся Его́. Яко Той позна́ созда́ние на́ше, помяну́, я́ко персть есмы́. Челове́к, я́ко трава́ дни́е eго́, я́ко цвет се́льный, та́ко оцвете́т, я́ко дух про́йде в нем, и не бу́дет, и не позна́ет ктому́ ме́ста своего́.

Ми́лость же Госпо́дня от ве́ка и до ве́ка на боя́щихся Его́, и пра́вда Его́ на сыне́х сыно́в, храня́щих заве́т Его́, и по́мнящих за́поведи Его́ твори́ти я́. Госпо́дь на Небеси́ угото́ва Престо́л Свой, и Ца́рство Его́ все́ми облада́ет. Благослови́те Го́спода вси Ангели Его́, си́льнии кре́постию, творя́щии сло́во Его́, услы́шати глас слове́с Его́. Благослови́те Го́спода вся Си́лы Его́, слуги́ Его́, творя́щии во́лю Его́. Благослови́те Го́спода вся дела́ Его́, на вся́ком ме́сте влады́чества Его́, благослови́, душе́ моя́, Го́спода.

На вся́ком ме́сте влады́чества Его́, благослови́, душе́ моя́, Го́спода.

Псалом 142
Го́споди, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ моле́ние мое́ во и́стине Твое́й, услы́ши мя в пра́вде Твое́й и не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м, я́ко не оправди́тся пред Тобо́ю всяк живы́й. Яко погна́ враг ду́шу мою́, смири́л есть в зе́млю живо́т мой, посади́л мя есть в те́мных, я́ко ме́ртвыя ве́ка. И уны́ во мне дух мой, во мне смяте́ся се́рдце мое́. Помяну́х дни дре́вния, поучи́хся во всех де́лех Твои́х, в творе́ниих руку́ Твое́ю поуча́хся. Возде́х к Тебе́ ру́це мои́, душа́ моя́, я́ко земля́ безво́дная Тебе́. Ско́ро услы́ши мя, Го́споди, исчезе́ дух мой, не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́, и уподо́блюся низходя́щим в ров.

Слы́шану сотвори́ мне зау́тра ми́лость Твою́, я́ко на Тя упова́х. Скажи́ мне, Го́споди, путь во́ньже пойду́, я́ко к Тебе́ взях ду́шу мою́. Изми́ мя от враг мои́х, Го́споди, к Тебе́ прибего́х. Научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой. Дух Твой Благи́й наста́вит мя на зе́млю пра́ву. И́мене Твоего́ ра́ди, Го́споди, живи́ши мя, пра́вдою Твое́ю изведе́ши от печа́ли ду́шу мою́. И ми́лостию Твое́ю потреби́ши враги́ моя́ и погуби́ши вся стужа́ющия души́ мое́й, я́ко аз раб Твой есмь.

Услы́ши мя, Го́споди, в пра́вде Твое́й и не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м.
Услы́ши мя, Го́споди, в пра́вде Твое́й и не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м.
Дух Твой Благи́й наста́вит мя на зе́млю пра́ву.

Сла́ва, и ны́не:
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды)

Шестопсалмие: синодальный перевод на русский язык

Молитва

Шестопсалмие

Псалом 3
Господи, почему так умножились враги мои! Многие восстают на меня. Многие скажут душе моей: «Нет спасения ему в Боге его». Но Ты, Господи – защитник, мой; слава моя. Ты возносишь главу мою. Я к Господу воззвал, и Он услышал меня, со святой горы Своей. Я заснул и спал и встал, ибо Он хранит меня. Не убоюсь, тьмы людей, отовсюду нападающих на меня. Господь, восстань, спаси меня, Боже мой! Ибо Ты поразил всех врагов моих, раздробил зубы: грешников. От Господа спасение моё, и на людях Твоих благословение Твоё.

Псалом 37
Господи, не в ярости Твоей обличай меня и не в гневе Твоём: наказывай меня. Стрелы Твои вонзились в меня и рука Твоя тяготеет на мне. Нет целого места на теле моём от гнева Твоего, нет покоя костям моим от грехов моих. Беззакония мои свыше головы моей, как бремя тяжкое отяготели на мне. Смердят, гноятся раны мои по вине безумия моего. Я согнулся и поник до земли, весь день хожу сокрушаясь. Ибо чресла мои – сплошная язва, и нет здравого места на теле моём. Я изнемог и сокрушён в конец, кричу от боли сердца моего.

Господи, пред Тобой все желания мои, и вздох мой не утаится от Тебя. Сердце моё трепещет, оставила меня сила моя, свет очей моих, – и того уже нет. Друзья мои и соседи отвернулись от язв моих, и ближние мои стоят вдали. Ищущие смерти моей ставят мне сети, а замышляющие мне зло говорят о погибели, целый день строят козни. А я, как глухой, не слышу, как немой не открываю рта. Я стал как человек, который не слышит и стоит безответный. Но на Тебя, Господи, уповаю, Ты услышишь, Господи Боже мой. Сказал я: пусть не восторжествуют враги мои; когда поскользнётся нога моя, они величаются надо мной. Я близок к падению, скорбь моя всегда со мною.

Беззаконие моё я знаю и сокрушаюсь о грехе моём. Враги же мои живут и крепнут, и умножились ненавидящие меня безвинно. Воздающие мне зло за добро оклеветали меня, за то, что я ищу правды. Не оставь меня. Господи, Боже мой, не удаляйся от меня. Поспеши на помощь мне, Господь спасения моего!

Псалом 62
Боже, Боже мой, с ранней зари ищу тебя. Тебя жаждет душа моя, по тебе томится плоть моя, в земле пустынной, непроходимой и безводной. Так я видел Тебя во святилище, видел силу Твою и славу Твою. Ибо милость Твоя слаще жизни, уста мои прославят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей, во имя Твоё воздену руки мои. Словно туком и маслом наполнится душа моя, и радостными устами восхвалю имя Твоё.

Я вспоминал Тебя на постели моей, и на утренней страже буду размышлять о Тебе. Ибо Ты был помощником моим и под кровом крыл Твоих возрадуюсь. К тебе прильнула душа моя, десница Твоя поддержала меня. Те же, кто тщетно искали души моей, сойдут в преисподнюю земли. Будут преданы мечу, станут добычей лисиц. Царь же возвеселится о Боге, прославится всякий клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.

Псалом 87
Господи Боже, спасение моё, днём и ночью взываю к Тебе. Да взойдёт пред лицо Твоё молитва моя, приклони ухо Твоё к молению моему. Ибо душа моя насытилась, горем: и жизнь моя приблизилась к аду. Я сравнялся со сходящими в гроб, как человек беспомощный, покинутый. Среди погибших от меча и брошенных в могилу, о ком Ты уже не вспоминаешь, ибо они отвержены от руки Твоей.

Меня положили, во рву преисподней, во мраке и сени смертной. На меня обрушился гнев Твой и все волны Твои нахлынули на меня. Ты удалил от меня близких моих; сделал меня мерзостью для них. Я заточён и нет мне исхода. Очи мои исчахли от горя. Я взывал к Тебе, Господи, весь день, простирал к Тебе руки мои. Разве для мёртвых Ты творишь чудеса?

Или тени воскреснут, чтобы славить Тебя? Разве кто поведает во гробе милость Твою и истину Твою в погибели? Разве познает кто во тьме чудеса Твои, и правду Твою в стране забвения. Но я к Тебе, Господи, воззвал, и утром молитва моя – навстречу Тебе. Зачем же, Господи, Ты отвергаешь душу мою? Скрываешь лицо Твоё от меня? Жалок я и чахну от юности моей; терплю, смиряюсь и изнемогаю. Надо мною бушует ярость Твоя, ужас Твой убивает меня. Окружают меня как вода всякий день, обступают со всех Сторон. Ты удалил от меня близких моих, друга и ближнего от страны мрака.

Псалом 102
Благослови, душа моя, Господа и всё существо моё имя святое Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай благодеяний Его. Очищающего все беззакония твои, исцеляющего все недуги твои. Избавляющего от тления жизнь твою, венчающего тебя милостью и щедротами. Насыщающего желания твои. Обновится, как орёл, юность твоя.

Творит правду Господь и суд всем обиженным. Открыл, пути Свои Моисею, сынам Израилевым дела Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца гневается, не вечно негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. Как высоко небо над землёю, так велика милость Его к боящимся Его, Как далёк Восток от Запада, так удалил Он от нас беззаконие наше. Как отец жалеет сыновей, так жалеет Господь боящихся Его. Ибо он знает природу нашу, помнит, что мы прах. Человек – как трава дни его; как цветок полевой, отцветает. Подует на него ветер, и нет его. И места его не узнать. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его.

И правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его, и соблюдающих заповеди Его. Господь на небесах поставил престол Свой и Царству Его всё подвластно. Благословите Господа все ангелы Его, сильные крепостью, творящие волю Его, внимая гласу слова Его. Благословите Господа все воинства Его, служители Его, творящие волю Его. Благословите Господа все создания Его, на всяком месте владычества Его. Благослови, душа моя, Господа.

Псалом 142
Господи, услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей, услышь меня во правде Твоей. И не судись с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобой никто из живых. Враг преследует душу мою; в землю: втоптал жизнь мою; заставил меня жить во мраке как мертвеца. И уныл во мне дух мой, во мне смутилось сердце моё.

Вспоминаю дни древние, рассуждаю о всех делах Твоих, помышляю о делах рук Твоих. Простираю к Тебе руки мои; душа моя как жаждущая земля перед Тобой. Скоро услышь меня, Господи, дух мой изнемогает. Не отвращай лица Твоего от меня, да не уподоблюсь сходящим в гроб. Дай мне услышать на рассвете милость Твою, ибо на Тебя уповаю.

Укажи мне, Господи, путь, каким идти, ибо к Тебе стремится душа моя. Избавь меня от врагов моих, Господи, к Тебе прибегаю. Научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты Бог мой; дух Твой благий да введёт меня в землю правды. Имени Твоего ради, Господи, оживи меня правдой Твоею. Изведи от печали душу мою. И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех угнетающих душу мою. Ибо я Твой раб.

Источник

Ошибки и заблуждения
Adblock
detector