Шеш беш что это такое

Шеш-беш или мистика нард

Люди играют в эту игру уже более 5000 лет. В древней Персии эта игра имела символическое и мистическое значение. Персидские астрологи с помощью нард предсказывали судьбы владык. Поле для игры они считали небом, а движение фишек по кругу обозначало движение звёзд. В древности символический характер в определённой степени был присущ практически всем играм. Двенадцать пунктов на каждой стороне доски соответствовали 12 месяцам, деление доски на 4 части — временам года, 24 пункта — 24 часам в сутках, 30 шашек — числу лунных и безлунных ночей в месяце, а их движение по кругу изображало движение звёзд на небе. Сумма очков на противоположных сторонах кости, равная 7 — соответствовала числу известных тогда планет, от которых, как тогда считалось, происходило всё дурное и хорошее.

По легенде персидский мудрец Бюзюркмехр (Важургмихра) так объяснил своему царю Хосрова I Ануширвана (509-579 годы н.э.) сущность новой игры: «Из правителей этого тысячелетия самым деятельным и мудрым был Ардашир, и эту игру я назову по имени Ардашира — нардами (нэв-ардашир). Доску для нардов я уподобляю земле Спандармад. Тридцать камней (мухраг) я уподобляю тридцати суткам: пятнадцать белых я уподобляю дню, а пятнадцать чёрных я уподобляю ночи. Пару игральных костей (гарданаг) я уподобляю вращению звёзд и вращению небосвода. Один (эк) на кости уподобляю тому, как един Ормазд, ибо он сотворил всё благое. Два (до) уподобляю небу и земле. Три (сэ) уподобляю (сферам) благомыслия, благословия, благодеяния, иными словами, (сферам) мышления, речи и действия. Четыре (чахар) уподобляю четырём элементам, из которых сложен человек, и четырём сторонам света: востоку, западу, югу и северу. Пять (пандж) уподобляю пяти светящим объектам: солнцу, луне, звезде, огню и сиянию, идущему с неба. Шесть (шаш) уподобляю шести дням Гаханбара, в которые было совершено творение. Расстановку камней на доске нардов я уподобляю тому, как господь Ормазд дал (каждое) творение земному миру. Вращение и возвращение камней с помощью костей уподобляю тому, как человек в земном мире постоянно связан с небесными силами (мэноган), он движется и передвигается под влиянием семи (планет) и двенадцати (зодиакальных созвездий). При возможности они бьют друг друга и вытесняют подобно тому, как люди в земном мире побивают друг друга. И когда с помощью костей все (камни) вытесняются, это напоминает людей, которые все так или иначе оставляют этот земной мир. Когда же (камни) ставятся вторично, это напоминает людей, которые при воскресении из мёртвых вновь оживают».

Для пытливого ума игра в нарды раскрывается с совершенно неожиданной стороны. Человек не властен над обстоятельствами своей жизни в полной мере, но, в то же время, именно он сам кузнец своего счастья. В нардах нет фатализма: распорядиться тем, что предлагает «судьба-зары» (кубики), человек может сам. Только сам игрок решает, как ему поступить в том или ином случае. Настольная игра нарды учит мудрому и философскому отношению к жизни.

Источник

Комбинации зар по-персидски (нарды)

История Нард
Нарды — древняя восточная игра. Родина этой игры неизвестна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена в Малой Азии (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).
Одна из легенд (см. «Чатранг-Намак») гласит, что некогда индусы, желая проверить сметливость персов, послали им комплект шахмат, полагая, что те не догадаются, как играть в эту мудрую игру. Однако персидский мудрец Вазургмихр (Вузург-Михр) не только легко справился с этой задачей, но и предложил свою, которую индусы не могли разгадать 12 лет. Вазургмихр придумал и послал своим оппонентам новую игру — нарды (нэв-ардашир — в честь основателя династии Сасанидов Ардашира I).В Персии, в III тысячелетии до н. э. эта игра имела символическое и мистическое значения. Персидские астрологи с помощью нард предсказывали судьбы владык. Поле для игры уподоблялось небу, движение фишек по кругу символизировало ход звёзд, каждая половина доски, состоящая из 12 отметок для фишек — 12 месяцев в году, деление доски на 4 части — времена года, 24 пункта означало 24 часа в сутках, а 30 шашек — число лунных и безлунных дней месяца. Сумма очков на противоположных гранях кости — 7 — была равна числу планет, известных в то время.Возможно, нарды придуманы в Шерман Шейхе.
В разных странах эта игра называлась по-разному.

В Западной Европе распространение игры связано с возвращением крестоносцев из крестовых походов XII века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась Трик-трак. Это название видимо произошло от звука удара костей о деревянную доску. В то время слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды.
Хотя корни нард уходят на Восток, правила наиболее распространённого в Европе современного варианта игры в нарды были установлены в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом (Edmond Hoyle). Этот вариант носит название «Короткие нарды» (в противоположность более старым «Длинным нардам», придуманным на Востоке) или «Backgammon». По одной версии, название «Backgammon» образовано из английских слов «back» и «game» и связано с тем, что шашка оппонента, будучи побита, возвращалась назад. Другая версия связывает название «Backgammon» с галльскими словами «Baec» (маленький) и «Gammit» (битва), которые напоминают по значению персидские слова «Тахте Нард».
На сегодняшний день нарды пользуются широкой популярностью во всём мире. Во всех крупных столицах мира есть клубы любителей нард и проходят международные турниры.

Доска для нард.
* Игровое поле (доска) имеет прямоугольную форму. На доске находится 24 пункта — по 12 с каждой из двух противоположных сторон. Пункт обычно представляет собой узкий вытянутый равнобедренный треугольник, основание которого лежит на стороне, а высота может достигать половины высоты доски. Пункты нумеруются от 1 до 24. Нумерация для каждого игрока своя. Для удобства пункты могут быть раскрашены в два цвета — чётные в один, нечётные в другой.
* Шесть пунктов подряд в одном из углов доски называются домом игрока. Расположение дома зависит от правил.
* С боков доски могут быть выделены участки, предназначенные для выставления шашек за доску. Если в конструкции доски их не предусмотрено, игроки выставляют шашки на стол сбоку от доски (рядом с домом).
* Доска разделяется посредине вертикальной полосой, называемой бар. В тех вариантах нард, где можно бить шашки противника, сбитые шашки выставляются на бар.
* Каждый игрок имеет набор шашек — 15 штук одного цвета (в некоторых вариантах игры используется меньше шашек). * Имеется как минимум одна пара игральных костей (зар). В наборе может быть две пары костей — у каждого игрока своя, а также специальные стаканчики для перемешивания костей. В игре на ставку также может применяться так называемый «куб удвоения» дополнительный кубик для удобства учёта повышения ставок — на его гранях нанесены числа 2, 4, 8, 16, 32, 64.
Грузинские и Армянские нарды Дерево Фундук.

Правила игры
Существует множество разновидностей игры в нарды, отличающиеся правилами ходов, ставок, начальным положением и другими деталями. Однако основных разновидностей игры три — длинные, шесть-один и короткие нарды. Общими для всех вариантов являются следующие правила:
* Игроки ходят по очереди.
* Направление перемещения шашек отличается в разных вариантах игры. Но в любом случае шашки движутся по кругу и для каждого игрока направление их движения фиксировано.
* Право первого хода разыгрывается броском костей — каждый из игроков бросает одну кость, первым ходит тот, у кого выпало больше очков. В случае одинакового количества очков бросок повторяется.
* Перед каждым ходом игрок бросает две кости (называемые: зары). Выпавшие очки определяют возможные ходы. Кости бросаются на доску, они должны упасть на свободное место доски, с одной стороны от бара. Если хотя бы одна из костей вылетела за доску, кости оказались в разных половинах доски, кость попала на шашку или встала неровно (прислонилась к шашке или краю доски), бросок считается недействительным и должен быть повторён.
* За один ход делается от одного до четырёх передвижений шашки. В каждом из них игрок может передвинуть любую свою шашку на такое количество пунктов, которое выпало на одной из костей. Например, если выпало 2 и 4 очка, игрок может за этот ход передвинуть одну (любую) из шашек на 2 пункта, другую — на 4 пункта, либо передвинуть одну шашку сначала на 2, затем — на 4 пункта (или, наоборот, сначала на 4 потом на 2). Если на обеих костях выпадает одинаковое число очков (дубль, паш, куш, кошка), то выпавшие очки удваиваются, и игрок получает возможность сделать 4 перемещения. Каждое перемещение шашки должно делаться на полное количество очков, выпавшее на кости (если выпало 4 очка, то пойти шашкой на 1, 2 или 3 пункта нельзя — можно только на полные 4).
o В варианте игры «гюльбар» если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то недоигранные ходы должен сделать соперник. При выпадении дубля если игрок смог сделать все 4 хода, то он бросает кости снова.

Источник

Шеш беш или длинные нарды!

Длинные нарды
Это очень своеобразная разновидность игры в нарды. Она требует от обоих партнеров наличия навыков стратегического мышления, а также умения вести борьбу, используя заранее просчитанные комбинации.

Основные правила игры

Каждый игрок расставляет свои 15 шашек на своем участке доски вдоль левого края.

Расстановка шашек при игре в длинные нарды

Дополнительные сведения о длинных нардах

Делая первый ход, участник игры имеет право снять с головы сразу 2 шашки. Это делается и в случае, если мешают шашки противника, находящиеся на голове. Для партнера, которому досталось право первого хода, необходимость сдвоенного хода возникает при выпадении комбинаций «Ду-шеш» (6:6), «Дур-чар» (4:4), «Ду-сэ» (3:3).

1. «Ду-шеш» (6 : 6). В данном случае игрок может передвинуть 2 шашки из 1-й лунки в 7-ю. Дальнейшее перемещение не представляется возможным, поскольку лунка под номером 13 занята красными шашками.

«Ду-беш» (5:5). При такой комбинации 1 черная шашка переставляется из 1-й лунки в 6-ю, затем в 11-ю, 12-ю и в итоге оставляется в лунке под номером 21.

«Дур-чар» (4:4). В этой ситуации 2 черные шашки передвигают в лунку под номером 5, а потом в 9-ю.

«Ду-сэ» (3:3). Участник игры передвигает 1 черную шашку по лункам под номерами 4, 7 и 10, а другую шашку помещает в 4-ю лунку.

При выбрасывании на зарах иных комбинаций с головы можно снять только одну шашку. Например, при выпадении «Шеш-сэ» (6:3) 1 шашку с головы передвигают в лунку под номером 10.

В длинных нардах перемещение шашек можно выполнять только против часовой стрелки. Из первоначального положения черные шашки передвигаются из правой верхней четверти в левую верхнюю, потом в нижнюю левую и, наконец, в свой дом — нижнюю правую четверть.

Дом красных располагается в верхней левой четверти. Шашки должны передвигаться к нему по определенному маршруту: от нижней левой четверти через нижнюю и верхнюю правую.

Побитые шашки в длинных нардах отсутствуют, поскольку встречные бои в этой игре не проводятся.

Для выяснения права первого хода участники игры бросают по одному зару. Соответственно, первым ходит тот, у кого выпало большее число очков. Если числа на обоих кубиках одинаковые, бросок производится еще раз.

Наилучшим способом создания досадных помех для шашек соперника является выстраивание сплошного ряда из 6 собственных шашек.

В длинных нардах запрещается: — перемещать шашку в лунку, в которой уже находится шашка противника;

Шешдар и длинные нарды

запирать все участвующие в игре шашки соперника: одна из них обязательно должна располагаться впереди заграждения; ставить свои шашки на лунки, в которых находятся одна или несколько шашек соперника: это правило касается не только промежуточных, но и конечного пункта. Показана игровая ситуация, в которой черные при выпадении на зарах комбинации «Шеш-беш» (6:5) не имеют права передвинуть шашку из начального ряда. В этом случае можно сделать ход из лунки под номером 5 на 6 в лунку под номером 11, а из 18-й лунки на ход 5 в 23-ю.

Источник

Нарды

Нарды (другие распространённые названия: трик-трак, бэкгэммон, тавла, шеш-беш, коша) — настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделённой на две половины. Цель игры — бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом (иногда фигурирует уличное название хата) и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник. Есть две основные разновидности — длинные и короткие нарды.

Содержание

История нард

Нарды — древняя восточная игра. Родина этой игры точно не известна, но известно, что люди играют в эту игру уже более 5000 лет, чему есть исторические доказательства. Так, самая древняя из досок для игры в нарды была найдена на территории Ирана (в Шахри-Сухте) и датируется около 3000 лет до н. э. Аналог этой игры обнаружен в гробнице фараона Тутанхамона (XV до н. э.).

Одна из легенд (см. «Чатранг-Намак») гласит, что некогда индусы, желая проверить сметливость персов, послали им комплект шахмат, полагая, что те не догадаются, как играть в эту мудрую игру. Однако персидский мудрец Вазургмихр [1] (Вузург-Михр [2] ) не только легко справился с этой задачей, но и предложил свою, которую индусы не могли разгадать 12 лет. Вазургмихр придумал и послал своим оппонентам новую игру — нарды (нэв-ардашир — в честь основателя династии Сасанидов Ардашира I).

В Персии, в III тысячелетии до н. э. эта игра имела символическое и мистическое значения. Персидские астрологи с помощью нард предсказывали судьбы владык. Поле для игры уподоблялось небу, движение фишек по кругу символизировало ход звёзд, каждая половина доски, состоящая из 12 отметок для фишек — 12 месяцев в году, деление доски на 4 части — времена года, 24 пункта означало 24 часа в сутках, а 30 шашек — число лунных и безлунных дней месяца. Сумма очков на противоположных гранях кости — 7 — была равна числу планет, известных в то время.

В разных странах эта игра называлась по-разному. Иногда это название означало просто «настольная игра», как у испанцев — tablero, итальянцев — tavola reale, турок — tavla; иногда это были собственные названия: греков — διαγραμισμος, французов — trictrac и backgammon — у англичан.

В Западной Европе аналог нардов был известен как en:Ludus duodecim scriptorum уже в Римской империи. Новая волна распространения игры была связана с возвращением крестоносцев из крестовых походов XII века. Игра стала очень популярной в средневековой Европе и называлась «трик-трак». Это название видимо произошло от звука удара костей о деревянную доску. В то время слово «нарды» употреблялось для обозначения игры королей. Только представители высшей аристократии имели привилегии играть в нарды.

Хотя корни нард уходят на Восток, правила наиболее распространённого в Европе современного варианта игры в нарды были установлены в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом (Edmond Hoyle). Этот вариант носит название «Короткие нарды» (в противоположность более старым «Длинным нардам», придуманным на Востоке) или «Backgammon». По одной версии, название «Backgammon» образовано из английских слов «back» и «game» и связано с тем, что шашка оппонента, будучи побита, возвращалась назад. Другая версия связывает название «Backgammon» с галльскими словами «Baec» (маленький) и «Gammit» (битва), которые напоминают по значению персидские слова «Тахте Нард».

На сегодняшний день нарды пользуются широкой популярностью во всём мире. Во всех крупных столицах мира есть клубы любителей нард и проходят международные турниры.

Распространение

Нарды особенно распространены:

Инвентарь

200px Nardui

magnify clip

Правила игры

Существует множество разновидностей игры в нарды, отличающиеся правилами ходов, ставок, начальным положением и другими деталями. Однако основных разновидностей игры две — длинные и короткие нарды. Общими для всех вариантов являются следующие правила:

— ставка за каждую шашку, оставшуюся в доме, когда соперник уже «выкинул» свои «за борт», и тогда в случае «марса» эта сумма удваивается.

— фиксированная ставка за игру (как правило умеренная), но тогда «марс» идет 1:10

Игра на ставку

Игра на ставку может вестись по любым правилам. В простейшем случае оговаривается ставка за одну игру. Кроме того, могут применяться специальные правила увеличения ставок:

Комбинации

Шиком при игре считается называть комбинации по-персидски (фарси)

Источник

Войдите в ОК

Правила игры в Длинные нарды «Шеш Беш»
Цель игры:
Пройти своими шашками полный круг по доске, зайти ими в дом (правые нижние шесть пунктов доски) и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник.

Правила хода
Шашки двигаются против часовой стрелки.

Если на пункте стоит шашка противника, то свою шашку ставить на этот пункт нельзя.

На одном пункте может стоять любое количество шашек одного цвета.

Перед каждым своим ходом вы бросаете кубики. То, сколько очков на них выпадает, определяет то, какие ходы вы можете делать.

За один ход делается от одного до четырёх передвижений шашки. В каждом из них вы можете передвинуть любую свою шашку на такое количество пунктов, которое выпало на одном из кубиков. Например, если выпало 2 и 4 очка, вы можете за этот ход передвинуть одну (любую) из шашек на 2 пункта, другую — на 4 пункта, (или, наоборот, сначала на 4 потом на 2) Либо сделать полный ход одной шашкой (6). Если на обеих кубиков выпадает одинаковое число очков (куш), то выпавшие очки удваиваются, и вы получаете возможность сделать 4 перемещения. Каждое перемещение шашки должно делаться на полное количество очков, выпавшее на кубиках (если выпало 4 очка, то пойти шашкой на 1, 2 или 3 пункта нельзя — можно только на полные 4).

Правилами запрещается делать непроходимый барьер из шашек (6 и более шашек одного цвета подряд), если впереди этого барьера нет хотя бы одной шашки противника.

Если у вас нет ни одного допустимого хода, то вы пропускаете ход. Пропустить ход по собственному желанию нельзя.

На ход отводится 90 секунд. Если вы не сделаете ход за это время, вы будете объявлены проигравшим.

Правила снятия шашек с доски:
Снимать шашки с доски можно только после того, как вы переместили их все в дом (правые нижние шесть пунктов).

Заводить шашки в дом разрешено в порядке старшего кубика, например если выпал кубик 5-2 то старший кубик в первую очередь должен заходить домой, а младший уже снимается с доски. Также и в доме: играет сперва старший кубик затем малый.

Вы можете выставить шашку за доску, когда номер пункта, на котором она стоит, равен числу очков, выпавших на одной из кубиков (то есть шашку, стоящую на крайнем пункте, вы можете выставить, если выпала единица, на втором от края — если выпала двойка и т. д.). Если все шашки в доме находятся ближе к краю доски, чем выпавшее число очков, то вы можете выставить за доску шашку из любого другого пункта.

Снимать шашки с доски на каждом ходе не обязательно, можно просто перемещать шашки в доме.

Завершение игры:
Тот игрок, который первый снимает с доски все свои шашки, объявляется победителем игры, а его партнер проигравшим. Проигравший передает победителю количество фишек, зависящее от ставки.

Если проигравший успел до конца игры переместить все свои шашки в дом и выкинуть за доску хотя бы одну, его проигрыш равен ставке.

Если проигравший не успел к концу игры переместить все свои шашки в дом, то его проигрыш равен удвоенной ставке (такое завершение игры называется «марс»).

Если проигравший не успел сместить одну или несколько своих шашек из начального положения, в то время как оппонент вывел все свои за доску снимается тройная ставка (такое завершение игры называется «кокс»)

Если же проигравший успел переместить в дом все свои шашки, но ни одну из них не успел выкинуть за доску, его проигрыш равен 4 ставке (такое завершение игры называется «Домашний марс»).

Передача фишек под видом проигрыша строго запрещена!

Источник

Ошибки и заблуждения
Adblock
detector