Шершень что за танк

Хэллоуин 2020: всё, что нужно знать о Мирном-13

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пришло время для самого жуткого праздника в году.

«Мирный-13»

26 октября 7:30 (МСК) — 9 ноября 7:30 (МСК)

Содержание

Коротко об игровом событии

«Мирный-13» — кооперативный режим против искусственного интеллекта (ИИ), который продлится две недели: с 26 октября по 9 ноября.

Чтобы попасть в режим, в выпадающем меню справа от кнопки «В бой!» выберите «Мирный-13» или кликните на тематический баннер Хэллоуина в правом нижнем углу Ангара.
tochka vhoda

Правила режима

magnus hw

Мирный-13 — чрезвычайно опасное место, поэтому собирайте друзей и старайтесь держаться вместе. Для одиночки бой заведомо безнадёжный, но, играя взводом, вы сможете эффективно сражаться с противником и вовремя добираться до «Волота».

Найти товарищей для игры взводом в режиме «Мирный-13» можно на нашем официальном сервере в Discord.

Выбор уровня сложности

На выбор доступны три уровня сложности: минимальный, повышенный и большой риск. Они обозначены звёздами: одна, две и три соответственно. Чем выше сложность, тем сильнее противник и тем ценнее награда за победу. Но не обольщайтесь: даже начальная сложность станет довольно тяжёлым испытанием для многих бойцов, так что не теряйте бдительности! Готовьтесь сражаться с полной отдачей, чтобы дойти до конца и выбраться из Мирного-13 живым.

Чтобы получить доступ ко второму уровню сложности, вам нужно дважды победить на начальном уровне. Чтобы получить доступ к третьему, самому высокому уровню сложности, вам нужно будет дважды победить на втором.

Прежде чем отправиться в Мирный-13, вы можете выбрать уровень сложности из доступных в Ангаре.

Переход между фазами

В сражении есть несколько фаз, которые вам нужно пройти. При игре на начальной сложности необходимо завершить три фазы. На остальных уровнях сложности нужно продержаться уже четыре фазы.

В каждой фазе «Волот» потребляет ровно столько Мириума, сколько требуется для перехода к следующей, а избыток перейдёт в следующую фазу. Следовательно, чем больше Мириума вы соберёте, тем легче будет в следующей фазе, потому что с каждой новой фазой количество Мириума, необходимое для перехода, будет увеличиваться. Не спешите досрочно заканчивать каждую из фаз, а максимально увеличьте своё преимущество!

С каждой новой фазой выживать будет всё труднее — противник будет становиться сильнее, а бои будут требовать всё больше усилий. Видимость также ухудшится из-за тумана, который сгущается над городом с каждой последующей фазой.

Аномалии

Во время каждой фазы вы можете натолкнуться на аномалию — особую сущность, которая появляется после того, как вы уничтожили или повредили несколько машин противника. Активация аномалии повышает определённые характеристики вашей машины, давая бонус до конца боя или до тех пор, пока ваша машина не будет уничтожена. Аномалии переходят с вами из фазы в фазу на протяжении всего боя.

Эффект аномалий суммируется, но они действуют только на подобравшего их игрока и не оказывают влияния на другую технику. Выпавшая аномалия видна только вам: другие игроки не смогут её подобрать, как и вы не сможете взять аномалию другого игрока.

В режиме 9 типов аномалий. Каждый из них улучшает определённые характеристики вашей машины:

Пулемёт
reload

Молотобоец
doubledamage

Мобильность
mobility

Укус вампира
bulletvampyr

Раскалённая игла
bulletfire

Керамический сердечник
damage

Снайпер
aim

Воодушевление
inspire kXVIEAN

Регенерация
regen

Тип аномалии Улучшаемый параметр Действие
Прочность Пробив броню противника, вы восстановите прочность в размере 20% от нанесённого урона
Прочность +10 очков прочности каждые 2,5 секунды

Тайны Мирного-13

Вместе с Мириумом из некоторых поверженных врагов случайным образом будут выпадать кусочки истории города Мирного-13. Соберите их, чтобы увидеть цельную картину происходящего и разгадать загадку закрытого города.

shot 008 JEcqAbl

Карта

Во время каждой фазы вам будут противостоять новые враги. Они будут становиться сильнее и многочисленнее, поэтому каждое противостояние будет отличаться от предыдущего. Исследуйте Мирный-13, координируйте свои действия с товарищами по команде и не забывайте вовремя вернуться к «Волоту»!

Источник

Самоходное противотанковое орудие Sd.Kfz.164 «Насхорн»

Самоходка разработана на базе танка T-IV в 1942 году. В конструкции широко использованы узлы танка Т-III. Для самоходной установки шасси танка перекомпоновали: сзади расположено боевое отделение, в центре корпуса – силовая установка, в передней части – ведущие колеса, трансмиссия и отделение управления. Боевое отделение – открытая сверху бронированная рубка, в которой на станке смонтирована 88- миллиметровая полуавтоматическая противотанковая пушка длиной 71 калибр. Орудие стреляло со скоростью до десяти выстрелов в минуту.

1348112755 samokhodnoe orudye nashorn okhotnyk za tankamy 61

После вторжения на советскую территорию и столкновения немецких танковых частей с отечественными танками KB и Т-34 даже самые оптимистично настроенные германские руководители поняли, что мат. часть непобедимых до этого «Панцерваффе» в значительной степени уступает новым танкам советского производства. Порой грубо сработанная, однако имеющая отличную бронезашиту и мощное вооружение, оснащенная дизельным двигателем В-2, советская бронетехника в 1941 г. «царила» на полях сражений. Когда рассеялись последние надежды на блицкриг, немецким инженерам пришлось взяться за работу, чтобы довести до серийного производства опытные машины.

Разработка новых средних и тяжелых германских танков задерживалась. Кроме того, требовалось запустить в серийное производство совершенно оригинальные конструкции. Было очевидно, что танки «Пантера» и «Тигр» еще не скоро станут действительно массовыми в войсках. Напрашивалось следующее тех. решение – использовать широко распространенные в армии гусеничные базы танков для установки на них мощных артиллерийских систем, способных решать различные тактические задачи. Таким образом, войска получили целое семейство разнообразных самоходных артиллерийских установок, которые относились к «классу полевых систем на подвижном лафете». Такая техника характеризовалась размещением в полуоткрытой рубке орудий. Броня рубки защищала расчет самоходки только от осколков и пуль. По такой схеме скомпоновали и построили противотанковую артиллерийскую установку, получившую впоследствии обозначение Sd.Kfz.164.

Унифицированный самоходный лафет (гусеничная база) новой самоходной артиллерийской установки был разработан в 1942 году фирмой «Дойче Айэенверке». В базе широко использовались стандартные узлы ходовых частей танков PzKpfw III и IV, получивших в войсках широкое распространение. Данное шасси, названое «Geschutzwagen III/IV», разрабатывалось в качестве многоцелевой базы для целого семейства самоходных установок: зенитных, противотанковых, артиллерийских установок огневой поддержки и др. Особенностью данной конструкции было размещение в передней части корпуса трансмиссии и двигателя около ведущего колеса. Боевое отделение было смещено к корме и было просторным. Это позволяло установить в рубке артиллерийскую систему большого калибра, включая мощную противотанковую пушку. Но и противотанковую пушку для САУ пришлось проектировать по новой.

Первые идеи создания самоходного «гусеничного носителя» для Рак43 были высказаны еще 28.04. 1942 на совещании в управлении вооружений. Поскольку разработка полностью оригинальной конструкции заняла бы много времени, во время обсуждения выдвинули идею о возможности разработки некоего промежуточного образца с использованием агрегатов серийно выпускающихся машин, который запустить в производство можно было бы в начале 1943 г. Контракт на проектирование заключили с компанией «Алкетт-Борзингвальде». В свою очередь компания воспользовала разработки «Дойче Айзенверке» по созданию унифицированного самоходного лафета из узлов ходовых частей PzKpfw III и IV. Демонстрация опытного образца была запланирована на 20.10.1942.

1348111777 Bild 146 1990 086 02

02 октября 1942 г. на совещании с участием рейхсминистра вооружений Шпеера и Гитлера рассмотрели готовый проект шасси от компании «Алкетт-Борзингвальде». Данное шасси в германских документах получило традиционно длинное название «Zwischenloesung Selbstfahr-lafette». Вдохновившись быстрым темпом проектирования конструкции, Фюрер начал строить планы о том, что к 12.05.1943 промышленность сможет ежемесячно производить 100 самоходок.

Компанией «Алкетт-Борзингвальде» по требованию управления вооружений был разработан корпус, имеющий такую же ширину, что у танка PzKpfw III. Компоненты и агрегаты новой самоходной артиллерийской установки, включая ведущие колеса, дифференциалы и трансмиссию, были взяты от PzKpfw III. Двигатель с системой охлаждения, радиаторы, глушитель – от среднего PzKpfw IV модификации F. Поддерживающие и опорные катки, траки гусениц ленивцы, также были заимствованы у «четверки». Двигатель «Майбах» HL120TRM (12-цилиндровый, объем 11867 см3, V-образный, развал цилиндров 60 градусов, четырехтактный, карбюраторный, мощность при 3 тыс. об./мин 300 л.с.) устанавливался в центральной части корпуса. «Настил» над двигателем максимально усилили для размещения артсистемы около центра тяжести самоходки.

Однако из-за нового целевого назначения проектируемой самоходки некоторые агрегаты пришлось проектировать заново. Конструктивные отличия описывались в руководстве по эксплуатации самоходной артиллерийской установки.

Воздуховод («Kuehllufifuehrung»): для охлаждения двигателя воздух забирается через заборное окно, выполненное в левом борту и, минуя расположенный под наклоном с левой стороны двигателя радиатор и собственно двигатель, выводится через выполненное в правом борту отверстие. Подачу воздуха осуществляют два вентилятора, находящиеся с правой стороны от двигателя. Механик-водитель САУ осуществлял регулировку отверстия воздухопритока.

Инерционный стартер («Schwung-kraftanlasser») установленный слева от двигателя связывался с валом через установленное на задней стенке противопожарной перегородки устройство («Аndrehklaue»). Инерционный стартер предназначался для запуска двигателя САУ в аварийных ситуациях. Инерционный стартер приводился в действие за счет мускульной силы экипажа посредством размешенного в боевом отделении кикстартера.

Топливо (бензин топливо-этилированный, октановое числом не менее 74) находилось в двух баках общей емкостью 600 литров. Баки располагались под дном боевого отделения, а заливочные горловины баков выходили внутрь таким образом, что дозаправка могла осуществляться даже под огнем. Кроме того, на днище корпуса были выполнены специальные сливные отверстия, через которые из корпуса самоходки «выводилось» разлитое в случае аварии топливо. Подобные устройства закрывались лишь при форсировании самоходными артиллерийскими установками водных преград вброд.

Охлаждающее устройство водонагревателя «Fuchs» («Kuehlwas-serheizegerat Fauart Fuehs») устанавливалось по левому борту корпуса САУ.

Оригинальным было бронирование орудийного щита и рубки. Толщина бронелистов в корме и бортах составляла 10 миллиметров, что давало экипажу самоходки защиту от мелких осколков и не бронебойных пуль. Изначально листы рубки в корме и по бортам должны были изготавливаться из 20-миллиметровой, а в лобовой части из 50-миллиметровой стали «SM-Stahl». Однако для экономии массы 30-миллиметровые закаленные бронелисты использовали только в лобовой части корпуса самоходки.

В 1944-1945 гг. на данные самоходные противотанковые орудия устанавливались 88-миллиметровые стволы от ПТП Рак43 на крестообразном лафете производства компании «Весерхутте». Однако подобных образцов было изготовлено относительно немного – 100 шт.

Таким образом, за короткий срок с широким применением серийных танковых агрегатов создали истребитель танков, впервые для германского танкостроения (вместе с «Фердинандом») оснащенный длинноствольной (в 71 калибр) 88-миллиметровой артсистемой. Данная машина могла с расстояния более 2,5 тыс. м поражать все тяжелые и средние англо-американские и советские танки, однако из-за легкобронированной и открытой рубки она была уязвима во время ближнего боя, да и на средней дистанции отечественные KB и «тридцатьчетверки» оставляли этой конструкции очень мало шансов на выживание. Такое самоходное орудие было неким «эрзацем», который способен успешно действовать только из засадных сильно удаленных позиций. Как выяснилось позднее, по-настоящему эффективный истребитель танков должен иметь мощное вооружение, быть хорошо бронированным и иметь низкий силуэт, который затрудняет поражение подобной машины. Это самоходное орудие последними двумя достоинствами не обладало.

Производственный план на четвертый финансовый год утвердили 4 мая 1944 г. Фирма «Алкетт» согласно этому документу полностью освобождалась от сборки САУ Sd.Kfz.164. Таким образом, головным подрядчиком производству данных самоходок становилась корпорация «Штальиндустри». Предприятия этой фирмы должны были в 1944 году сдать 100 машин: в апреле – 30, в мае – 30 и в июне последние 40.

Данная программа 14 июня 1944 г. была подкорректирована: в апреле 1944 г. – 14 САУ Sd.Kfz.l64, в мае – 24, в июне – 5, в июле – 30, в августе – 30 и в сентябре – 29. Всего должно было быть изготовлено 130 машин.

1348112007 72940.6urtij7b6loow400sww4ww48k.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.th

Необходимо отметить, что параллельно с производством разворачивалась эпопея по переименованию этой САУ, превращения Sd.Kfz.164 из «Хорниссе» («Шершня») в «Насхорн» («Носорог»).

Однако в официальной переписке датированной летом 1944 г. еще присутствует старое название – «Хорниссе» («Шершень») и только начиная с сентября 1944 г. новое – максимально конкретизированное – обозначение «Насхорн» было внедрено в документооборот.

Мотивация подобного переименования остается непонятной. Вероятно, «Носорог» в немецком языке звучит более грозно, чем «Шершень»; вероятно, весь «подкласс» новых типов САУ (танкоистребительные самоходки) и танков педантичные немцы хотели идентифицировать с млекопитающими (хотя и в этом случае есть исключения – танки-истребители Pz IV/70 названия так и не получили). Возможно, есть и третий вариант: самоходные артиллерийские установки «Хорниссе» должны были оснащаться пушкой Рак43 калибра 88 мм, однако на практике этого так и не произошло. Но в любом случае, «реинкарнация» завершилась и в сентябре 1944 г. в вермахте появилась «новая-старая» САУ – Sd.Kfz.164 «Насхорн» («Носорог»).

Серийный выпуск самоходных орудий данного типа затягивалось (всего планировалось выпустить 500 самоходок «Хорниссе» и «Насхорн»). Но поскольку англо-американская авиация, следуя принципам генерала Дуэ – теоретика воздушных ударов, продолжала методично разрушать оружейные заводы Германии согласно очередной программе выпуска бронетехники, от 30.01.1945 заводам компании «Штальиндустри» предписывалось в январе 1945 г. сдать 9 машин, а в феврале – две последних.

14 марта 1945 г. на совещании у генерал-инспектора танковых войск обсуждали производственные вопросы, среди которых вопрос о сложностях начала серийного производства новых 88-миллиметровых САУ «Waffentraeger» и 150-миллиметровых САУ артиллерийской поддержки «Хуммель» («Шмель»), однотипных с «Насхорном» по гусеничной базе.

На этом совещании документально зафиксировали прекращение производства «Насхорнов». Кроме того, германская промышленность пыталась начать крупносерийное производство его «преемника» Sd.Kfz.164 – гусеничного транспортера «Waffentraeger» оснащенного 88- миллиметровой артиллерийской системой Рак43.

4 февраля 1944 г. дивизион получил приказ в кротчайшие сроки отойти в тыл, откуда его должны были перебросить в Милау для перевооружения новыми самоходками «Ягдпантера». Согласно рапорта от 01.03. 1944 боевые потери части за время действия в составе Пятьдесят седьмого танкового корпуса составили 16 САУ «Хорниссе». 560-й дивизион в конце апреля полностью перевооружили истребителями танков «Ягдпантера».

В батарее к началу боевых действий по штату имелось 188 солдат, 28 унтер-офицеров, 4 офицера, 13 тяжелых самоходок Sd.Kfz.l64 «Хорниссе», 3 зенитные установки «Flak-Vierling». Данное подразделение являлось частью Тридцать четвертого армейского корпуса группы армий «Центр». 521-я батарея в боевых действиях участвовала с 11 по 27 июля.

Самоходки за две недели боев уничтожили один танк КВ-2, 1 М3 «Генерал Ли» американского производства, 1 РСЗО на гусеничном шасси, 1 танк Т-60, 3 грузовика, 5 танков Т-70, 19 танков KB, 30 танков Т-34, один танк МКII «Матильда II» вывели из строя.

Для самоходных орудий «Хорниссе» в бою наиболее эффективным был следующий тактический прием: самоходные артиллерийские установки Sd.Kfz.164 должны действовать из замаскированных позиций, отражая наступление бронетехники противника.

1348111929 nashorn 05

Удачным примером является бой, проведенный 13 июля 1943 г. взводом САУ 521-й батареи. Тогда взвод «Хорниссе» с хорошо замаскированной позиции подбил четыре танка Т-34 и 12 KB. Взвод потерь не понес даже несмотря на то, что советские войска атаковали при поддержке с воздуха.

Когда неподвижные танки использовались как артиллерийские огневые точки, успеха добиться можно было только после тщательной пешей разведки и лишь внезапным огнем с короткой дистанции, на которую САУ «Хорниссе» выходила скрытно. Самоходка после скоростного «огневого налета» вновь отходила в укрытие.

Примером таких действий был бой батареи, проведенный 23 июля. Во время крайне опасного продвижения пехоты и танков противника в тыл и фланг гренадерского полка, батарея переместилась в ложбину и после пешей разведки заняла огневые позиции. С новой позиции было подбито по одному танку Т-34 и KB. Таким образом, советские войска на время были остановлены.

Всего же в период с 1943 по 1945 гг. из 500 машин запланированных к постройке по немецким данным изготовили 494 машины. Можно сказать, что программу выпуска «Насхорнов» почти выполнили. В войсках к 01 февраля 1945 г. еще находилась 141 машина данного типа, однако к 10 апреля осталось только 85 САУ Sd.Kfz.164.»Насхорн».

1348112581 Samokhodnoe orudye Nashorn Okhotnyk za tankamy 78

Боекомплект:
— выстрелов – 40 шт.;
— патронов калибра 7,92 мм – 600 шт.;
— патронов калибра 9 мм – 384 шт.

Источник

Противотанковый «Шершень», он же «Носорог»

1491635 1436607473224009 1456926934 n

САУ Ferdinand в перечне немецких самоходных артиллерийских установок периода Второй мировой войны стоит особняком. По ряду показателей, включая вооружение и броневую защиту, эта машина является выдающейся. Но выпущено этих САУ было сравнительно немного. Впрочем, были и другие немецкие истребители танков, вооружённые такой же противотанковой пушкой 8.8. cm Pak 43. И построили их немцы гораздо больше. Речь идёт о 8.8 cm PaK 43/1 auf Geschützwagen III/IV (Sf), более известной как Hornisse (немецк. «шершень»), или Nashorn («носорог»). К слову, очень часто как раз эту САУ путали с Ferdinand, что вполне объяснимо: по размерам Nashorn тоже был совсем не маленькой машиной.

Механизация тяжёлого вооружения

Вопросом механизации тяжёлой артиллерии немецкие военные озаботились ещё в конце 30-х годов. Тогда речь шла о создании «самоходных лафетов» для перевозки тяжёлых орудий, целью для которых должны были стать оборонительные сооружения. Для таких машин часто использовалось обозначение Betonknacker, «истребитель ДОТов». Разработкой подобных установок занимались две компании — Krupp и Rheinmetall-Borsig. Поначалу серьёзных успехов на этом поприще немцам достичь не удалось. Ни Pz.Sfl.IVa, ни Pz.Slf.V в крупную серию так и не пошли. Машины получили очень мощные орудийные системы, но платой стала низкая подвижность. Да и вместо вражеских укреплений основными целями для подобных машин оказались вражеские тяжёлые танки.

germaniya e2af7b0b7af322fea905c2a882d9e0ef

Понимание того, что такое противотанковое орудие будет иметь низкую подвижность на поле боя, пришло к немецкому командованию быстро. Но буксируемые системы были сравнительно дёшевы, что позволяло массово насыщать ими войска. Тем не менее на совещании 23-25 июля 1942 года, которое проводил рейхсминистр вооружений и боеприпасов Шпеер, был поднят вопрос о подходящем самоходном шасси. К тому моменту Rheinmetall-Borsig работал над самоходным лафетом, предназначенным для установки 149-мм гаубицы sFH 18. Вполне логично выглядела идея разработать вариацию этого же шасси для установки на нём 8.8 cm Pak 43.

Правда, к тому моменту дизайн Pak 43 ещё не был окончательно утверждён, да и у Krupp имелись свои виды на то, как должна выглядеть самоходная установка подобного типа. Этим концерном был предложен переработанный вариант Pz.Sfl.IVc, шасси с весьма бурной и печальной судьбой. Поначалу его разрабатывали как истребитель ДОТ-ов, но до изготовления опытной машины дело не дошло. Перепроектированный вариант предполагал использование 8.8 cm Pak 43 с немного изменённым орудийным щитом. Работы над этим проектом дошли до стадии изготовления полноразмерного макета, но и он не был построен в металле. К тому моменту, когда макет построили, работы по шасси Rheinmetall-Borsig подходили к концу, да и Гитлер был настроен иметь одну базу для двух тяжёлых орудий.

Разработка истребителя танка на шасси s.Sfl. auf Pz.Kpfw.III/IV Fg.St., как оно первоначально называлось в документах, легла на Alkett. Это предприятие в Шпандау, пригороде Берлина, являлось подразделением Rheinmetall-Borsig. Стоит отметить, что достигнутый прогресс по шасси, упоминавшийся выше, относился к Geschützwagen für sFH 18/1. Планов строить опытный образец истребителя танков не было, поскольку база обеих машин была одинаковой.

При проектировании шасси за основу был взят средний танк Pz.Kpfw.IV. В финальном варианте шасси, известном как Geschützwagen III/IV, ведущие колёса и элементы трансмиссии брались от Pz.Kpfw.III. Это упрощало производство на Alkett, где собирали самоходные установки StuG 40. Для получения просторного боевого отделения, расположенного в кормовой части, двигатель и систему охлаждения пришлось сместить в центральную часть шасси, что сильно осложнило обслуживание моторного отделения. Для обеспечения притока воздуха по бортам появились большие воздухозаборники. Конструкция рубки и отделения управления также были позаимствованы у Geschützwagen für sFH 18/1. Изменять пришлось только передние листы рубки. Такой же, как у Geschützwagen für sFH 18/1, осталась и толщина брони.

В январе 1943 года шло бурное обсуждение планов производства новой самоходной установки. За это время появилось аж три варианта обозначения машины. В двух из них в индексе присутствовало слово Hornisse, то есть «шершень». Вариант 8.8 cm Panzerjäger 43/1 (L/71) Hornisse использовался в инструкциях по эксплуатации. Всего же за 1943 год машину обозначали семью названиями! Неудивительно, что чаще использовалось обозначение Hornisse. В конце января 1943 года самоходная установка получила сквозной индекс Sd.Kfz.164, хотя в металле машин этого типа всё ещё не существовало.

Alkett, не пожелавшая строить Geschützwagen für sFH 18/1, более известные как Hummel, от выпуска истребителя танков отказываться не стала. 22 января 1943 года в Дюссельдорфе был подписан контракт на изготовление 420 Hornisse. Первые машины планировалось сдать уже до конца января 1943 года, в марте завод должен был выйти на проектную мощность, строя по 30 машин в месяц. Дополнительный контракт на изготовление 150 Hornisse был подписан в тот же день с Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie. Первые 5 машин завод сдавал в мае 1943 года, а с июля 1943 и до марта 1944 года здесь планировалось строить по 15 штук. Общий объём выпуска САУ должен был составить 570 машин.

На практике первые 14 машин удалось сдать лишь в феврале. В планы пришлось вносить серьёзные коррективы. На совещании 6-7 февраля 1943 года Гитлер установил более высокий приоритет для Hummel, которые включались в состав батарей при танковых дивизиях. Что же касается Hornisse, то они отходили на второй план. Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie так и не выпустила ни одного Hornisse, полностью переключившись на производство Hummel. Alkett пришлось в одиночку выпускать истребитель танков. Темпы выпуска удавалось держать на высоком уровне: 30 САУ было изготовлено в марте, 41 в апреле, по 35 в мае и июне, 44 в июле. Это позволило с конца марта 1943 года начать формировать тяжёлые противотанковые дивизионы.

Различные изменения в конструкцию машин вносились ещё на старте производства. Самые первые Nashorn имели воздухозаборники охлаждения тормозов по типу Pz.Kpfw.III Ausf.F. Уже в марте их заменили на более развитые воздухозаборники. Всего за март было внесено не менее пяти различных переделок.

В апреле 1943 года, начиная с 51-й машины, вместо телескопического прицела ZF 3×8 стал ставиться перископический прицел Sfl.ZF.1a. В мае толщина орудийного щита увеличилась с 10 до 15 мм, тогда же с САУ убрали правую фару. Важным изменением стала переделка крепления орудия по-походному. Теперь его можно было отсоединить прямо с места механика-водителя, что было удобно в случае внезапного появления противника. Кроме того, в мае появилось своеобразное полукольцо за подвижной бронировкой системы. Как и Hummel, в июне 1943 года САУ Hornisse лишилась глушителя.

В августе производство Hornisse сильно «просело». За этот месяц было сдано всего 16 машин, в сентябре 27. Ситуация выправилась в октябре, когда удалось сдать 42 машины. 23 и 26 ноября 1943 года завод Alkett подвергся массированной бомбардировке. Британскому Бомбардировочному командованию удалось нанести заводу очень серьёзный урон. Часть цехов была уничтожена. Производство удалось частично перенести на другую площадку, за ноябрь были построены 24 машины. В декабре было произведено 37 машин, на этом производство встало. Всего за 1943 год удалось сдать 345 машин данного типа.

Тяжёлая ситуация после бомбардировки завода привела к тому, что постепенно выпуск Hornisse в Шпандау сворачивался. Последние 25 самоходных установок данного типа сдали в феврале 1944 года. Таким образом, всего завод Alkett построил 370 таких САУ с серийными номерами шасси 310001-310370. Несмотря на все проблемы, недобор, по сравнению с первоначальным планом производства, составил всего 50 Hornisse.

Производство истребителей танков Hornisse могло прекратиться и без английских бомбардировок. Опыт применения этих САУ летом-осенью 1943 года не внушил немецкому командованию особого оптимизма. У машины не было ни бронирования StuG 40, ни подвижности Pz.Sfl.IVc. Предполагалось, что вместо Hornisse будет выпускаться Jagdpanther. Но на этот раз здравый смысл победил: лучше иметь не самую лучшую противотанковую САУ, чем не иметь их совсем. Jagdpanther вплоть до осени 1944 года выпускалась в мизерных количествах, в итоге так и не став полноценной заменой для Hornisse.

В результате возникла здравая идея продолжить выпуск старых машин, тем более что резервная площадка для этого имелась. Ещё 22 мая 1943 года с Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie был подписан контракт SS 210-8911/43 на выпуск 2064 машин на шасси GW III/IV. Производство Hornisse переносилось на мощности Werk Teplitz-Schönau в чешском Теплице. Первые 25 орудий прибыли туда в феврале 1944 года, но реально производство началось в апреле, когда было сдано 20 машин.

Предполагалось, что в Теплице построят всего 100 таких машин, и поставки завершатся в июне 1944 года. К этому времени ожидались массовые поставки Jagdpanther, да и выпуск Hornisse отъедал ресурсы для постройки необходимых вермахту Hummel. Тем не менее за 1944 год Werk Teplitz-Schönau построил 108 машин. 6 июня 1944 года 6-й отдел Департамента вооружений использовал в их отношении обозначение Nashorn, то есть «носорог». Оно использовалось и раньше, но на сей раз было утверждено официально. Правда, иногда в документах она по-прежнему обозначалась как Hornisse. Индекс машины менялся ещё пару раз, но обозначение Nashorn прижилось окончательно. Оно часто использовалось в переписке.

Остановленное в декабре производство Nashorn возобновилось с января 1945 года. Всего до марта 1945 года было построено ещё 16 машин. В марте 1945 года предполагалось, что из 430 шасси G.W.III/IV 180 пойдёт на выпуск Nashorn. Планы эти, впрочем, так и не были реализованы, в том же месяце выпуск всех САУ на заводе Werk Teplitz-Schönau прекратился. Всего здесь выпустили 124 Nashorn с серийными номерами в диапазоне 310371-310500. Стоит отметить, что, в отличии от Hummel, ни переделанной рубки отделения управления, ни изменённых воздухозаборников на истребителях танков так и не появилось.

Много пушки и машины, мало подвижности и брони

Приготовления к боевому применению новых истребителей танков начались ещё до того, как первый образец Hornisse был построен. 30 января 1943 года был утверждён штат K.St.N 1148b для батареи истребителей танков Hornisse. Первоначально батарея должна была иметь 10 машин, из которых 6 входило в состав 3 взводов, 3 оставались в резерве, а десятая машина, оснащённая радиостанциями FuG 8 и FuG 5, была командирской. 25 марта 1943 года было принято решение свести 3 батареи в 560-й тяжёлый дивизион истребителей танков Hornisse (s.Pz.Jg.Abt 560). 1 апреля был утверждён новый вариант K.St.N 1148b, согласно которому в батарею входило уже по 14 машин. Теперь командирских машин было две, а в каждом взводе насчитывалось по 4 Hornisse. В дивизион по штату K.St.N. 1155b, утверждённому 30 марта 1943 года, входили 3 таких батареи, плюс 3 Hornisse имелись в штабе дивизиона. Таким образом, всего дивизион s.Pz.Jg.Abt. Hornisse должен был насчитывать 45 истребителей танков.

Достаточно высокий темп производства Hornisse позволил 14 апреля 1943 года начать формирование второго дивизиона — s.Pz.Jg.Abt 655. 25 апреля началось формирование третьего дивизиона, получившего обозначение s.Pz.Jg.Abt 525. Полной боеготовности 560-й и 655-й дивизионы достигли в мае 1943 года. В июле 1943 года в ходе операции «Цитадель» эти дивизионы впервые использовали Hornisse на поле боя.

placeholder 9e378a45193414cc9501e732a9134712

Тогда же советские военнослужащие впервые спутали их с тяжёлыми истребителями танков Ferdinand. В частности, в генштабовской книге 1944 года, посвящённой Курской битве, упоминаются два дивизиона Ferninand, действовавших на южном фасе Курской дуги. На самом деле это были Hornisse. Спутать их не так уж и сложно: вооружение одинаковое, да и силуэт у установок с кормовым расположением боевого отделения достаточно похож.

Несомненным плюсом САУ являлось очень мощное и точное вооружение, под которое, собственно, Hornisse и создавалась. Расчётам удавалось успешно поражать цели на дистанции в 2-3 километра. А вот шасси установок преподнесли неприятные сюрпризы ещё в момент обучения. В ходе тренировок дивизиона s.Pz.Jg.Abt 560 на 5 машинах пришлось менять двигатели, пострадавшие от перегрева. Одной из причин этого были проблемы с тахометрами. На 4 машинах возникли проблемы с различными элементами трансмиссии. Нарекания вызвала выхлопная труба, установленная прямо под люками доступа в боевое отделение. Выхлопные газы нагревали патроны в снарядной укладке, что могло привести к беде. Также возникли проблемы с прицелами, что и стало причиной их замены на Sfl.ZF.1a, о которой упоминалось выше.

Результаты боевого применения оказались весьма неоднозначными. С одной стороны, батареи рапортовали о десятках уничтоженных советских танков. С учётом того, что боестолкновения происходили на дальних дистанциях, реальные итоги боёв вполне могут соответствовать написанному. Другое дело, что к 31 августа 1943 года в s.Pz.Jg.Abt. 560 осталась 31 САУ Hornisse, из них лишь 18 находились в строю. В s.Pz.Jg.Abt. 655 к тому же времени осталось 40 машин, из них в рабочем состоянии — 26.

В ходе боевых действий машины преследовали мелкие неисправности. Успех им сопутствовал в том случае, если машины находились в обороне, желательно на заранее подготовленных позициях. Ситуация менялась, когда немецкая пехота использовала машины как штурмовые. Да-да, не только в Красной армии считали, что любая бронированная повозка с пушкой является средством непосредственной поддержки пехоты. Немецкая пехота тоже часто занималась привлечением САУ к не свойственным им задачам. И в таких случаях на поверхность вылезали две серьёзные проблемы. Первая заключалась в размерах. При ширине и высоте под 3 метра Hornisse являлась отличной мишенью. Вторая проблема состояла в том, что эта мишень в лобовой проекции защищалась максимум 30-ю мм брони.

В августе-сентябре 1943 года было сформировано ещё два дивизиона — 93-й и 519-й. В декабре 1943 года к ним присоединился s.Pz.Jg.Abt. 88. Он стал последним, получившим полагающиеся по штату 45 машин. Таким образом, всего удалось сформировать 6 дивизионов, полностью укомплектованных Hornisse. Ещё 12 машин попало в батарею 664-го дивизиона истребителей танков, имевшего на вооружении буксируемые пушки Pak 43.

Уже в ноябре 1943 года немецкое командование стало задумываться о замене. Опыт боёв показал, что при таком крупном силуэте и отсутствии противоснарядной брони шансов в бою на средних и ближних дистанциях у Hornisse немного. К 30 декабря 1944 года из 478 выпущенных на тот момент машин у вермахта осталось 165, из них 130 в строю.

По мере поступления в войска истребителей танков Jagdpanther и Jagdpanzer IV ими заменяли Hornisse. К концу 1944 года только s.Pz.Jg.Abt. 88 и s.Pz.Jg.Abt. 525 оставались полностью укомплектованными этими машинами. Сама концепция такой машины, как Hornisse, оказалась ошибочной. Как «повозка для пушки» она получилась чересчур дорогой, большой и тяжёлой. Лучше могло показать себя что-то более лёгкое и простое, желательно с возможностью демонтажа орудия. Именно так появилась концепция Waffenträger. Правда, шасси Pz.Kpfw.IV для этих целей всё равно не подошло, как и GW III/IV. В феврале 1944 года от использования этих баз в качестве шасси для Waffenträger немцы отказались.

До наших дней в комплектном состоянии сохранилось всего два экземпляра Hornisse/Nashorn. Первый, с серийным номером 310030, был изготовлен в марте 1943 года. На нём уже есть некоторые переделки первой волны, включая новые воздухозаборники системы охлаждения тормозов. Уже после войны она лишилась выхлопной трубы. Эта машина была захвачена на Курской дуге, сейчас её можно увидеть в новой экспозиции парка «Патриот». Вторая машина, более позднего выпуска, долгое время находилась на площадке возле Абердинского полигона в штате Мэриленд, США. В настоящее время её перевезли в депо Эннистон, для посетителей она не доступна.

Наконец, в наше время в Нидерландах идёт восстановление третьей машины с серийным номером 30063. САУ собирают буквально из кусков. В ней будут использованы не родные агрегаты моторно-трансмиссионной группы, но экстерьер воссоздаётся максимально аутентичным.

Источник

Ошибки и заблуждения
Adblock
detector