Шермиции что это такое

Шермиции — национальные казачьи игры

Издревле традиционные казачьи воинские праздники консолидировали казаков, составляли структурообразующий фактор общественного бытия и являлись неотъемлемой частью религии и культуры казачьего общества.

1 октября 2011 года, на территории культурно-исторического туристского комплекса «Казачий Дон» в станице Старочеркасской, состоятся VНациональные казачьи игры — шермиции, посвященные 370-летию Азовского осадного сидения донских казаков, особо значимому событию в истории казачьего народа, изумившему в 1641 году весь мир, когда горстка казаков-защитников Азовской крепости, выдержала трехмесячную осаду и победила осаждавшую их 240 000 турецкую армию, самую могущественную регулярную в то время армию в мире.

В состязаниях примут участие представители казачьих родов Дона, Кубани, Терека, Урала (Яика). Возраст участников от 5 до 75 лет.

Организатором и устроителем игр выступает Региональная общественная организация «Федерация казачьих воинских искусств «Задонщина» (Ростов-на-Дону/Зерноград), при участии и поддержке КИТК «Казачий Дон» (Ростов-на-Дону/Старочеркасск) и объединения «Казачья Гамазея» (Волгоград).

Шермиции – это традиционные казачьи воинские состязания, устраиваемые на праздниках, неотъемлемая часть донской казачьей военно-траурной и календарно-праздничной обрядности.

Организаторы игр стараются максимально следовать существовавшим на Дону казачьим воинским традициям, что превращает шермиции в подлинный праздник национальной казачьей культуры, на котором формируется та неуловимая субстанция, превращающая их участников в единое целое, объединенное общими целями и ценностями, консолидирующая современных казаков на основе духовной, воинской культуры и традиции предков, возвращающая их потомкам утрачиваемое народное самосознание.

По окончании панихиды, участниками и гостями шермиций будет совершен Крестный ход от Ратного урочища до места проведения игр, комплекса «Казачий Дон».

Начало панихиды – 9.00

Начало Крестного хода – 9.30

Открытие игр – 10.00

ДИСЦИПЛИНЫ ШЕРМИЦИЙ

Дисциплина «рубка мишеней в пешем строю» – исторически сложившаяся у донских казаков форма проведения состязаний в рубке шашкой. Подобные состязания проводились в качестве подготовительных упражнений к рубке верхом на коне. Соревнование представляет собой прохождение полосы с разными мишенями в пешем строю с целью поражения их шашкой и получением определенного количества баллов за фиксированный промежуток времени.

Дисциплина «фехтование на шашках» – исторически сложившаяся у донского казачества форма проведения состязаний с использованием шашки (в играх и при обучении настоящая шашка заменялась палкой или удары наносились плашмя, или клинки оборачивались острой стороной назад и бой велся обухом шашки. В ст. Цимлянской в подобных играх «в шашки», были запрещены колющие удары.). Характеризуется задачей нанесения сопернику оцениваемых рубящих ударов шашкой.

Дисциплина «борьба на ломка» – исторически сложившаяся у донских казаков особая форма состязаний, использовавшаяся в военно-траурной и календарно-праздничной обрядности. Соревнование проводится в виде борцовского поединка, целью которого является с помощью борцовских действий из предварительного поясного захвата, заставить противника коснуться телом ковра. Борьба «на ломка», «под пряжки» была популярна на Дону и имела древние кочевнические корни. Цель такой борьбы заключалась в том, кто кого кинет. Захват за пряжки мог быть не всегда постоянным. Так, по описанию М. Харузина в борьбе с калмыками казаки использовали высокие броски, борьба велась не только до падения, но по особому уговору необходимо было удержать противника под собой некоторое время. Подобный вид народной борьбы просуществовал на Дону вплоть до середины ХХ века, сохранились приемы и правила таких поединков в этнографических описаниях.

Источник

Забавы донских казаков – шермиции

В тех немногих информационных источниках, результатах различных исследований, содержащих какие-либо упоминания о зарождении физической культуры на Дону, системном проведении мероприятий и становлении традиций с элементами спорта (в нынешнем понимании), практически не упоминаются люди еще полтысячи лет назад заселившие донские просторы, ставшие в конце концов этнической общностью. Да, конечно, говорю о казаках. Ведь именно в недрах донского казачества зародились ростки будущего специфического регионального спортивного движения.

Столько времени говорю о казачьих боевых и соревновательных умениях, а «шермиции» ни разу упомянуты не были. Так что же это такое? И слово-то не русское, хотя и в этимологии слова «казак» русское тоже не присутствует.

Старинные казачьи соревнования по военно-прикладным видам упражнений и подготовки, некоторые из которых дали начало спортивным дисциплинам, и сегодня популярны на Дону. Существуют Федерация казачьих воинских искусств «Шермиции» и Общероссийская федерация исконных забав и этнического спорта России. С 2009 года шермиции проводятся в донской станице Старочеркасской.

Четыре года назад региональной общественной организацией «Федерация казачьих воинских искусств «Задонщина» были поданы в министерство спорта Ростовской области необходимые документы для включения шермиций в реестр национальных видов спорта в качестве национального вида спорта Ростовской области. Что и было сделано.

28 сентяря 2013 года в ст. Романовской Волгодонского района Ростовской области состоялись шермиции, посвященные 400-летию основания станницы.

Программа праздничных соревнований состояла из 10 видов:

И это ещё не всё о роли донского казачества в зарождении и развитии спортивной жизни на Дону.

Источник

Боевая анкета-8: Шермиции донских казаков

1449334824 11904624 924112997662243 4047263150696512381 n

1. Характеристика стиля (школы, направления) в одном предложении

2. Девиз стиля (школы, направления)
«Стой и не боись».

3. Истоки (начало) направления (когда и кто основал)

В основу направления легли этнографические данные, собираемые мной на территории Нижнего Дона, вплоть до Цимлянской станицы. Информаторами были старики, чье взросление приходилось на досоветское время, которых учили владеть пикой и шашкой, которые в степи боролись, а по праздникам бились на кулаки. Работу над направлением я начал в 1994 г., в 2003 г. стали проводить юртовые соревнования, в 2009 г. в станице Старочеркасской прошли шермиции. С этого момента дважды в год на Георгия Победоносца и Покрова Пресвятой Богородицы мы проводим национальные казачьи игры. Растет структура Федерации шермиций, в которую входят различные секции, клубы и школы шермиций из разных хуторов и станиц, городов, где проживают казаки.

4. Конечная цель занятий (идеал, к которому идет занимающийся), физические и психические качества, которые он должен обрести

5. Методика обучения

В основе методики положен традиционный принцип – «делай как я». Методические приемы различаются в школах шермиций. Последователи стали активно развивать методику, расширился состав обучающихся, разнообразнее стали упражнения и игры.

Обычно фехтовальные и рукопашные упражнения чередуются или в рамках одного занятия, или в рамках недельного обучения, когда одно занятие посвящается рукопашным делам, а другое – фехтовальным.

Упражнения самые обычные: на разминку, на работу с гимнастическими снарядами – брусьями, спортивным конем, перекладиной. Бег, включающий в себя падения, кувырки, разминку рук, корпуса, прыжки через препятствия и прочее.

Большое внимание уделяются и народным упражнениям и играм. Саженьки мерять, в кудельки играть, перетяжки на палке, борьба в кругу, конный бой, чагарда, айданчики, в «пастуха» и прочее.

В заключение занятий – как и в начале – верующие казаки читают молитву.

6. Используемая техника (ударная, борцовская, заломная, т.д.)

Техническая база кулачного боя – исключительно ударная. Удары наносятся кулаками, предплечьями, в учебном бою «берут на локоток». Можно придерживать противника рукой, делать захват за одежду или руку, можно перехватывать руки противника, ловить их в захваты, выводить на заломы.
В борьбе на ломка разрешены все броски и сваливания, если руки или одна рука располагается на поясе. В состязаниях запрещены высокоамплитудные броски, поскольку бой происходит на тонком ковре, на траве.

В шашке используется базовая уставная техника, при этом техническая база владения шашкой получается гораздо интереснее представленной в уставе, так как расширяется за счет народных игр и состязаний, связанных с шашкой. Размахивание шашкой, замашные амплитудные удары не свойственны хорошим бойцам. Пика содержит переводы, отбивы, обманы и уколы. Техника владения пикой проста на первый взгляд, но по своему очень интересна и атлетична.

1449334826 539557 391634770910071 192185991 n

7. Тактика направления

8. Наличие учебно-тренировочных боев (спаррингов). В каком виде, по каким правилам проводятся?

Борьба на ломка – разновидность поясной борьбы. Она начинается из захвата (или вне захвата, тогда для проведения приема надо хотя бы одной рукой схватить противника за пояс, другая рука может подламывать, подхватывать ногу и т.д.), полностью захват бросать нельзя, но можно освобождать одну руку и ею проводить бросок.

По общей физподготовке уже сказано выше. Специальная включает в себя работу с камнями: камешки перебрасываются друг другу; работают по лапам кулаками, по мешку. В фехтовании отрабатываются связки защит и ударов, до утомления; работают с гирями (кто кого перебросит), фехтуют пиками на лавке или буме, используются игровые поединки и народные игры, воспитывающие игровое отношение к поединку.

10. Работа против группы

11. Работа против оружия/с оружием

Отработка приемов рукопашного боя с использованием борьбы, кулачного боя и навыков фехтования проводится против палки, ножа. Фехтование на оружии является основой для обучения.

12. Работа на земле (в партере)

Работы на земле почти нет. Поскольку не предполагается участие бойцов в спортивных боях, состязаний на земле нет.

13. Работа в нестандартных условиях, от нестандартных противников (в воде, в темноте, ограниченном пространстве, от собаки и т.д.)

14. Психологическая подготовка

Основой психологической подготовки является народное православие, а также воззрения донских казаков на бой, на поведение бойца в бою.

15. Другие эффекты от занятий (оздоровительный, развивающий и д.р.)

Оздоровительный эффект для горожанина в условиях малоподвижного образа жизни несомненен. Но главный эффект это социализирующий. Казак учится воспринимать бой, сражение как нормальное для течения жизни явление, как разновидность состязания с самим собой, отношение к справе, оружию, коню – имеют этнокультурную привязку.

16. Уникальные особенности направления (стиля, школы)

1) корни направления содержатся в традиционной культуре донских казаков.
2) уникально отношение к оружию и приемы работы с ним.

17. Применение в жизни (случай самозащиты, когда занимающийся смог защитить себя в помощью данного направления).

Случаи бывают разные. В драке систему применяли против сильного противника, против двоих нападавших. Вспомнив навыки казачьего кулачного боя, защищающийся прихватил руку одного нападавшего, чтобы он не убежал, прикрылся им от второго, дал первому и отправил размашистым ударом в голову на землю второго. В другом случае – был захвачен в захват за шею, поэтому пришлось защищающемуся захватить глаза противника, и ударами в бок освободиться от захвата. Это то, что известно из случаев, рассказанных свидетелями.

Источник

d091d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b9

Шермиции (традиционные игры донских казаков). Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

Шермиции — это «примерные бои, устраиваемые на праздниках» донскими казаками[1]. Они приурочивались к календарным праздникам, военно-траурным обрядам, входили в станичные «домашние игры». Сегодня шермиции развиваются как этноспорт донских казаков, потомков старого казачества Дона, Кубани, Урала и Терека.

Этимология и похожие праздники

Доказательством западного заимствования этого слова может служить варшавская летопись Йоахима Ерлича, где под 1648 приводится «Пісня про пана миколая потоцького, коронного гетьмана, і про хмельницького», где есть такие слова: «Луком, стрелами, порохом, кулями і мечем шермуєш».

С другой стороны, этимология этого слова, возможно, имеет славянское происхождение. Так, во множестве былин киевского цикла встречается слово «шурмовать», что означает «ударить, бросать, разорять», «шурматить, шурмовать (копьем) — орудовать», запись былин проводилась на русском Севере. «Шурмует и винтует» на коне Илья Муромец, что означает джигитует и наездничает. «Как и еду ле я с вами в стольно Киев-град, Я грометь, шурмовать да стольно Киев-град». (былина Илья Муромец и Калин-царь).

«А правой рукой копьём шурматит» (Молодость Добрыни и бой его с Ильей Муромцем).

Это слово созвучно с шермувати — орудовать (оружием), шермицерія — фехтование, схватка, стічка, сшибка, шермір — фехтующий, шермірство — фехтование на украинском языке.

В Белгородской свадебной песне есть строки: «Не шурмуйте, бояре, Обаполо двора коньми». В сборнике старинных русских пословиц Симони есть поговорка: «Конем воевать, а копьем шурмовать». Слово шермиции часто встречается в допросных листах Пугачева, где оно используется в смысле «военных столкновений», «небольшого боя», «стычки».

Из традиционных праздников народов, живущих возле донских казаков, наиболее близкими являются черкесcкие игрища, в массе своей совпадающие по структуре, видам состязаний с домашними играми и шермициями донцов, отдалено близок татарский праздник сабантуй, с которым его роднит конные скачки и борьба, татарские названия места проведения состязаний (майдан), но функционально шермиции не были связаны с земледельческими культами, поскольку казаки начали заниматься земледелием в XVIII в..

Происхождение шермиций

В XVII в. донцы присягнули на верность Московскому царю, а в начале XVIII века Земля Донских казаков потеряла самостоятельность, и управлялась царскими наместниками. В 1835 году донские казаки были превращены в полупривилегированное сословие Российской империи и послужили костяком для формирования других казачьих войск России. Сословные рамки произвели изменения в обрядах инициаций, вклинились в военно-траурную обрядность, обычаи связанные с кругом. Под воздействием сословных предписаний этническая культура (в воинском аспекте) становилась выхолощенной, превращалась в смотры, военные парады. Казарменный дух входил в быт казаков, регламентировал их жизнь, подчинял букве устава.

В сложных природных и социально-исторических условиях постоянных боевых действий, поисков добычи, барымтой, борьбой за рыбные промыслы и за сохранение религиозной идентичности в сообществе донских казаков выработались механизмы подготовки воинов, которые ритуально закрепились, а позже составили основу т. н. «домашних игр». Они служили важной частью воинских инициаций, станичных праздников, основой военно-траурной обрядности. Основу этих игр составляли скачки на лошадях, джигитовка и рубка, воинские упражнения, как в конном, так и пешем виде. Многие из этих упражнений перекочевали в детские и юношеские игры и соревнования.

Шермиции на современном этапе

Ради достижения целей консолидации казачьего народа на основе традиции предков, обретения им национального самосознания был воскрешен институт праздничных шермиций. Они проводятся на Дону в станице Старочеркасской с 2009 года. По сути шермиции сегодня стали этноспортом[10] всех казаков России. В шермициях принимают участие казаки разных общин со всей России, а также с ближнего и дальнего зарубежья. Помимо донцов, приезжают казаки с Кубани, Урала, Терека.

zadonzhina flagВ 2010 году Региональной общественной организацией Федерация казачьих воинских искусств «Задонщина» в Минспорта Ростовской области были поданы необходимые документы для включения шермиций в Реестр национальных видов спорта, как национального вида спорта Ростовской области, что и было сделано. Шермиции были признаны на уровне Ростовской области национальным видом спорта донских казаков.

В качестве дисциплин были включены — рубка мишеней в пешем строю (как шашкой, так и шашкой с кинжалом), фланкировка шашкой, фехтование на шашках и фехтование на пиках.

Расширяется формат национальных казачьих игр. В рамках шермиций проводятся состязания по традиционному казачьему кулачному бою, поединки сопровождались исполнением народных наигрышей на гармошке, проводится соревнование по народной поясной борьбе «на ломка».

Примечания

1. Миртов А. В. Донской словарь. Материалы к изучению лексики донских казаков. Ростов-на-Дону, 1929 г.
2. Котельников Е. Историческое сведение Войска Донского о Верхне-Курмоярской станице, составленное из сказаний старожилов и собственных примечаний, 1818 года декабря 31 дня / Евлампий Котельников; под ред. действит. члена Комитета и.д. секретаря И. П. Попова; изд. Областного Войска Донского Статистического Комитета. — Новочеркасск: Типография Области Войска Донского, 1886.
3. Краснов П. Н. Картины былого Тихого Дона. М.,1992. Ч.2.
4. Губарев Г. В. «Казачий словарь-справочник». Т.3. Сан. Ансельмо,1970.
5. Королев В. Н. Казаки донские // Энциклопедия культур народов Юга России: В 9 т. Т.1. Народы Юга России. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2005. С. 114—118.
6. Краснов П. Н. Картины былого Тихого Дона. М.,1992. Ч.2.С.63
7. Проценко, Б. Н. Инициальные обряды как элемент духовной культуры донских казаков // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1996. № 1
8. ГАРО. Ф.55. Оп.1.Д.27.Л.1.
9. Донцы / Сост. К. К. Абаза. Спб.,1889.С.24.
10. Кыласов А. В. Методология и терминология этноспорта // Вестник спортивной науки, 2011, № 5. — С. 41-43
11. Соколов А. Искусство фехтования пикою. СПб.,1843.
12. Харузин М. Сведения о казацких общинах на Дону. 1887.
13. Яровой А. «Кулачная наука» донских казаков//Дикаревские чтения. Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2006 г. № 12.

Источник

Казачий информационный портал Дикое поле

Традиционная воинская культура донских казаков

О ШЕРМИЦИЯХ

163585 371498386290220 260784029 n

Шермиции (традиционные игры донских казаков)

Шермиции — это «примерные бои, устраиваемые на праздниках» донскими казаками[1]. Они приурочивались к календарным праздникам, военно-траурным обрядам, входили в станичные «домашние игры». Сегодня шермиции развиваются как этноспорт донских казаков, потомков старого казачества Дона, Кубани, Урала и Терека.

Этимология и похожие праздники

А. В. Миртов справедливо считает это слово, в такой транскрипции, донским, и возводит его к польскому заимствованию. Одно из ранних описаний шермиций, как праздничного, ритуального явления казачьей воинской культуры, имеется в записях Е. Котельникова, По описанию Е. Котельникова «торжественные станичные компании были на Троицын день и на Масленицу. Соседние станицы при своих атаманах и стариках, со знамёнами, съезжались верхи на рубеж с общественной сиушкою. Там делали шермиции и кулачные бои…»[2].

Доказательством западного заимствования этого слова может служить варшавская летопись Йоахима Ерлича, где под 1648 приводится «Пісня про пана миколая потоцького, коронного гетьмана, і про хмельницького», где есть такие слова: «Луком, стрелами, порохом, кулями і мечем шермуєш».

С другой стороны, этимология этого слова, возможно, имеет славянское происхождение. Так, во множестве былин киевского цикла встречается слово «шурмовать», что означает «ударить, бросать, разорять», «шурматить, шурмовать (копьем) — орудовать», запись былин проводилась на русском Севере. «Шурмует и винтует» на коне Илья Муромец, что означает джигитует и наездничает. «Как и еду ле я с вами в стольно Киев-град, Я грометь, шурмовать да стольно Киев-град». (былина Илья Муромец и Калин-царь).

«А правой рукой копьём шурматит» (Молодость Добрыни и бой его с Ильей Муромцем).

Это слово созвучно с шермувати — орудовать (оружием), шермицерія — фехтование, схватка, стічка, сшибка, шермір — фехтующий, шермірство — фехтование на украинском языке.

В Белгородской свадебной песне есть строки: «Не шурмуйте, бояре, Обаполо двора коньми». В сборнике старинных русских пословиц Симони есть поговорка: «Конем воевать, а копьем шурмовать». Слово шермиции часто встречается в допросных листах Пугачева, где оно используется в смысле «военных столкновений», «небольшого боя», «стычки».

Из традиционных праздников народов, живущих возле донских казаков, наиболее близкими являются черкесcкие игрища, в массе своей совпадающие по структуре, видам состязаний с домашними играми и шермициями донцов, отдалено близок татарский праздник сабантуй, с которым его роднит конные скачки и борьба, татарские названия места проведения состязаний (майдан), но функционально шермиции не были связаны с земледельческими культами, поскольку казаки начали заниматься земледелием в XVIII в..

Происхождение шермиций

В XVII в. донцы присягнули на верность Московскому царю, а в начале XVIII века Земля Донских казаков потеряла самостоятельность, и управлялась царскими наместниками. В 1835 году донские казаки были превращены в полупривилегированное сословие Российской империи и послужили костяком для формирования других казачьих войск России. Сословные рамки произвели изменения в обрядах инициаций, вклинились в военно-траурную обрядность, обычаи связанные с кругом. Под воздействием сословных предписаний этническая культура (в воинском аспекте) становилась выхолощенной, превращалась в смотры, военные парады. Казарменный дух входил в быт казаков, регламентировал их жизнь, подчинял букве устава.

В сложных природных и социально-исторических условиях постоянных боевых действий, поисков добычи, барымтой, борьбой за рыбные промыслы и за сохранение религиозной идентичности в сообществе донских казаков выработались механизмы подготовки воинов, которые ритуально закрепились, а позже составили основу т. н. «домашних игр». Они служили важной частью воинских инициаций, станичных праздников, основой военно-траурной обрядности. Основу этих игр составляли скачки на лошадях, джигитовка и рубка, воинские упражнения, как в конном, так и пешем виде. Многие из этих упражнений перекочевали в детские и юношеские игры и соревнования.

Воинские инициации в казачьей культуре

В традиционном обществе ритуальные формы поведения выполняли различные функции, к которым можно отнести передачу культурного опыта, формирование необходимых социуму образцов поведения, формирование картины мира и др.. В воинских культурах состязание занимает доминирующее положение, поскольку оно формирует воинственный тип личности, готовый на схватку, на состязание за право первенства, отвечающий требованиям и ожиданиям того коллектива, частью которого он является.

В сословный период младенческая инициация трансформировалась в обряд «посвящения в казаки». В обряде, как правило, участвовали официальные лица — станичные старики, атаман, члены правления. Посвящение в казаки проходило в шесть лет. По этнографическим записям Б. Н. Проценко, они проходили так. «На майдане собирались на круг казаки. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать на лошади по кругу. Кто не удержится в седле, того посвящали в казаки через год. Для тех мальчиков, кто проехал по кругу и не упал с лошади, начиналось посвящение в казаки. Обряд проходил в торжественной обстановке на майдане. Каждому из них атаман надевал ленту из красной материи с надписью: „казачок рода такого-то“. Но перед тем как ленту надеть, мальчиков сажали на лошадей старшие казаки из их казачьего рода. После надевания ленты атаман важно всех обходил, поздравлял посвященных в казака, приветствовал старых казаков-воинов»[7].

Финалом подростковой инициации можно считать «потешные сражения» между группами подростков станицы или хутора. Так, в книге «Донцы» читаем: «По временам все ребячье население Черкасска выступало за город, где, разделившись на две партии, строили камышовые городки. В бумажных шапках и лядунках, с бумажными знамёнами и хлопушками, верхом на палочках, противники сходились, высылали стрельцов или наездников-забияк и, нападая, сражались с таким азартом, что не жалели носов; рубились лубочными саблями, кололись камышовыми пиками, отбивали знамёна, хватали пленных. Победители под музыку из дудок и гребней, с трещотками или тазами, возвращались торжественно в город; сзади заливаясь слезами, понурив от стыда головы, шли пленные»[9].

Подобные состязательные практики воспитывали в казачьих сообществах человека, носителя определенных культурных ценностей, которые можно обозначить как воинский (рыцарский) этос. Вырабатывались правила поведения на войне, которые закреплялись в обычаях, адатах и даже приказах войсковой канцелярии в более поздний период.

Шермиции на современном этапе

Ради достижения целей консолидации казачьего народа на основе традиции предков, обретения им национального самосознания был воскрешен институт праздничных шермиций. Они проводятся на Дону в станице Старочеркасской с 2009 года. По сути шермиции сегодня стали этноспортом[10] всех казаков России. В шермициях принимают участие казаки разных общин со всей России, а также с ближнего и дальнего зарубежья. Помимо донцов, приезжают казаки с Кубани, Урала, Терека.

В 2010 году Региональной общественной организацией «Федерация казачьих воинских искусств «Шермиции» в Минспорта Ростовской области были поданы необходимые документы для включения шермиций в Реестр национальных видов спорта, как национального вида спорта Ростовской области, что и было сделано. Шермиции были признаны на уровне Ростовской области национальным видом спорта донских казаков.

В качестве дисциплин были включены — рубка мишеней в пешем строю (как шашкой, так и шашкой с кинжалом), фланкировка шашкой, фехтование на шашках и фехтование на пиках.

Расширяется формат национальных казачьих игр. В рамках шермиций проводятся состязания по традиционному казачьему кулачному бою, поединки сопровождались исполнением народных наигрышей на гармошке, проводится соревнование по народной поясной борьбе «на ломка».

Дисциплины шермиций

Дисциплина «рубка мишеней в пешем строю»

— исторически сложившаяся у донских казаков форма проведения состязаний в рубке шашкой. Подобные состязания проводились в качестве подготовительных упражнений к рубке верхом на коне. Соревнование представляет собой прохождение полосы с разными мишенями в пешем строю с целью поражения их шашкой и получением определённого количества баллов за фиксированный промежуток времени

Дисциплина «фехтование на шашках»

— исторически сложившаяся у донского казачества форма проведения состязаний с использованием шашки (в играх и при обучении настоящая шашка заменялась палкой или удары наносились плашмя, или клинки оборачивались острой стороной назад и бой велся обухом шашки. В ст. Цимлянской в подобных играх «в шашки», были запрещены колющие удары.). Характеризуется задачей нанесения сопернику оцениваемых рубящих ударов шашкой

Дисциплина «фехтование на пиках»

Дисциплина «борьба на ломка»

— исторически сложившаяся у донских казаков особая форма состязаний, использовавшаяся в военно-траурной и календарно-праздничной обрядности. Соревнование проводится в виде борцовского поединка, целью которого является с помощью борцовских действий из предварительного поясного захвата, заставить противника коснуться телом ковра. Борьба «на ломка», «под пряжки» была популярна на Дону и имела древние кочевнические корни. Потому её можно считать одной из разновидностей поясной борьбы. Цель такой борьбы заключалась в том, кто кого кинет. Захват за пряжки мог быть не всегда постоянным. Так, по описанию М. Харузина в борьбе с калмыками казаки использовали высокие броски, борьба велась не только до падения, но по особому уговору необходимо было удержать противника под собой некоторое время[12]. Подобный вид народной борьбы просуществовал на Дону вплоть до середины ХХ века, сохранились приемы и правила таких поединков в этнографических описаниях

Дисциплина «кулачный бой (кулáчки)»

«Джигитовка и скачки»

— джигитовка на коне и скачки также внесены в шермиции как отдельная дисциплина, но из-за дороговизны перевозки и содержания лошадей остаются в ближайшей перспективе. Традиционные же шермиции не обходились без конных состязаний, без стрельбы с коня, без скачки «на мишень», без фланкировки шашкой и пикой верхом, что для современных казаков, живущих в городских и полу городских условиях, или даже в условиях сельской местности, где не у всякого есть конь, остается недостижимой роскошью

Примечания:

1. Миртов А. В. Донской словарь. Материалы к изучению лексики донских казаков. Ростов-на-Дону, 1929 г.

2. Котельников Е. Историческое сведение Войска Донского о Верхне-Курмоярской станице, составленное из сказаний старожилов и собственных примечаний, 1818 года декабря 31 дня / Евлампий Котельников; под ред. действит. члена Комитета и.д. секретаря И. П. Попова; изд. Областного Войска Донского Статистического Комитета. — Новочеркасск: Типография Области Войска Донского, 1886.

3. Краснов П. Н. Картины былого Тихого Дона. М.,1992. Ч.2.

4. Губарев Г. В. «Казачий словарь-справочник». Т.3. Сан. Ансельмо,1970.

5. Королев В. Н. Казаки донские // Энциклопедия культур народов Юга России: В 9 т. Т.1. Народы Юга России. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2005. С. 114—118.

6. Краснов П. Н. Картины былого Тихого Дона. М.,1992. Ч.2.С.63

7. Проценко, Б. Н. Инициальные обряды как элемент духовной культуры донских казаков // Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1996. № 1

8. ГАРО. Ф.55. Оп.1.Д.27.Л.1.

9. Донцы / Сост. К. К. Абаза. Спб.,1889.С.24.

10. Кыласов А. В. Методология и терминология этноспорта // Вестник спортивной науки, 2011, № 5. — С. 41-43

11. Соколов А. Искусство фехтования пикою. СПб.,1843.

12. Харузин М. Сведения о казацких общинах на Дону. 1887.

13. Яровой А. «Кулачная наука» донских казаков//Дикаревские чтения. Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2006 г. № 12.

Литература

Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-ХХ веков. Батайск, 2002.
Абаза К. Казаки: донцы, кубанцы, уральцы, терцы. СПб., 1899.
Казачий Дон: Очерки истории. / А. П. Скорик, Р. Г. Тикиджьян и др. Ростов н/Д., 1995. Ч.1.
Калашникова Н. К. Агональные основы культуры донского казачества. Диссертация на соискание канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2005.
Картины из народной жизни донских казаков. М., 1871.
Проценко Б. Н. Инициальные обряды как элемент духовной культуры донских казаков// Известия Северокавказского научного центра высшей школы.1996.№ 1.
Черная Т. «Этническая доминанта в психологическом содержании традиционных игр на примере донского региона» [1]
Черницын С. В. Обычаи и обряды донских казаков связанные с проводами на военную службу // ИСКНЦВШ 1988.№ 6.
Яровой А. В. Шермиции. История, методика обучения и правила соревнований. Ростов-на-Дону. Изд-во НМЦ «Логос».2011. — 128 с.
Казачий словарь-справочник. Состав. Г. В. Губарев. Сан. Ансельмо. Т.3. 1970.[2]
Яровой А. В. Воинские состязания в среде сельского населения Задонья // Вопросы казачьей истории и культуры. Вып.1. Майкоп,2003.
Яровой А. В. Использование элементов традиционной культуры в современном воспитательном процессе // Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2004 год. Дикаревские чтения, вып.11. Краснодар, 2005.
Яровой А. В. Особенности кулачных боев в среде донских казаков // Научная мысль Кавказа, 2007,№ 15.

Источник

Ошибки и заблуждения
Adblock
detector